УДК 334

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

№23,

Экономические науки

Васильев Владимир Львович (Кандидат экономических наук)
Исаков Максим Васильевич


Ключевые слова: СРЕДНИЕ И ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ; ШКОЛА; СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО; КООПЕРАЦИЯ; ИНВЕСТИЦИИ; БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ; СПОНСОРСТВО; СОТРУДНИЧЕСТВО; РАБОТОДАТЕЛЬ; SECONDARY AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS; SCHOOL; SOCIAL PARTNERSHIP; COOPERATION; INVESTMENTS; CHARITY; SPONSORSHIP; COOPERATION; EMPLOYER.


Аннотация: В данной статье рассмотрены понятие и виды взаимодействия предприятий и образовательных организаций. В современных экономических условиях одной из важных задач развития экономики является организация тесного взаимодействия образовательных организаций и предприятий, направленных на конкретные запросы работодателей и решения экономических проблем общества. Поэтому основным приоритетом современного профессионального образования является ориентация образовательных услуг на практическую подготовку.

В настоящее время сектор экономики испытывает острую потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена, поэтому актуальной является задача создания целостной гибкой системы непрерывного профессионального образования, начиная со школы и которая бы эффективно решала задачи социально-экономического развития страны и позволяла реализовать личностные профессиональные знания.

Сегодня взаимодействие предприятий осуществляется со средними и высшими учебными заведениями, а также со школами.

В отношении профессионального развития взаимодействие осуществляется в основном со средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Если говорить о школах, взаимодействие чаще всего носит характер спонсорства или на договорной основе осуществляется материально-техническое обеспечение образовательной деятельности (мебель, ремонт, бытовая и компьютерная техника, научно-методическое обеспечение, продукты питания).

Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного образовательного учреждения. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме. Одним из общепринятых форм взаимодействия предприятий и общеобразовательных организаций является социальное партнерство.

Сегодня социальное партнерство рассматривается как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

Основная цель социального партнерства в сфере образования — обеспечение единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития образовательной организации [1, с.15].

Задачами социального партнёрства являются:
1. Привлечение ресурсов общества для развития образовательной сферы.
2. Направление ресурсов образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления
3. Накопление и передача жизненного опыта, как образовательного сообщества, так и его партнеров.
4. Эффективная координация совместной деятельности с пониманием степени ответственности каждого партнера.
5. Оказание помощи образовательной организации.

На рисунке 1 представлены популярные виды социального партнерства предприятий с образовательными организациями [6, с.22].


Рисунок 1 — Популярные виды социального партнерства предприятий с образовательными организациями

Наиболее распространенными видами взаимодействия предприятий и сферы образования сегодня остаются: кооперация; инвестиции; благотворительность; спонсорство; сотрудничество.

Пришедшие из социально-экономической сферы, сегодня они становятся понятны всем участникам образовательного процесса.

Кооперация предполагает объединение и осуществление совместной деятельности ради достижения общих задач. Включаясь в сотрудничество по обоюдному согласию стороны самостоятельно определяют возможность и меру участия в деятельности.

Степень включенности определяется мерой заинтересованности и, как правило, закреплено устным соглашением. Чаще всего такое взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция — это финансовая помощь, состоящая из вкладов физических или юридических лиц. В основе инвестирования — договор или контракт, обязательная составляющая, отражающая личные интересы инвестора и обязательства образовательной организации [3, с.72].

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.

Спонсорство так же включает ресурсную поддержку, но отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность.

Спонсорство оказывается с определенной целью, а благотворитель осуществляется безвозмездно, иными словами, просто так. При этом благотворительность носит чаще разовый характер, а спонсорство может стать постоянным или систематическим.

Социальное партнерство привлекает ресурсы общества для развития и обогащения образовательной сферы и помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.

В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем.

Партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.

Стремление работодателя заполучить специалиста уже в период обучения, обеспечив ему условия для успешного окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования, создает долговременную заинтересованность во взаимодействии работодателя, образовательного учреждения и молодого специалиста.

Заинтересованность вуза в посредничестве при трудоустройстве выпускников вполне понятна: трудоустройство студентов по специальности и на престижные должности создает дополнительную мотивацию как студентам, так и преподавателям. К тому же часто составляемые сегодня рейтинги учебных заведений в качестве одного из критериев их эффективности, как правило, включают карьерное продвижение выпускников и их занятость в престижных компаниях (национальных и транснациональных) и органах власти.

Образовательные учреждения регулярно проводят ярмарки вакансий, на которых работодатели привлекают на постоянную работу выпускников, а также частично занимают продолжающих обучение студентов. Если учесть, что в настоящее время большинство студентов старается подработать, ярмарки вакансий оказываются весьма полезными.

Заинтересованные организации могут внедряться в учебный процесс, предлагая себя в качестве мест проведения практик и стажировок. Участвуя в качестве практиканта или стажера в деятельности организации, студенты узнают много нового и полезного, познают будущие профессии, начинают разбираться в отличии имиджа компании или должности от реального положения вещей. В процессе прохождения практики организация также знакомится со студентами и делает свои выводы относительно их трудоустройства.

Еще одной быстро распространяющейся формой взаимодействия предприятий и учебных заведений является открытие профильных классов и школ в регионах присутствия. Для предприятий подобная деятельность входит в социальные программы развития местного сообщества [2, с.49].

Дополнительная усиленная подготовка школьников стимулирует их принимать участие в олимпиадах различного уровня, чтобы поступить в престижные вузы. При этом гарантии трудоустройства выпускников на предприятие, по сути, нет. Но создание условий для развития и обучения, а впоследствии — для успешного начала трудовой деятельности на предприятии (социальный пакет, предоставление жилья и т.п.) выстраивает возможности для долговременного сотрудничества предприятия и тех работников, кому оно помогало в профессиональном становлении еще со школьной скамьи.

В настоящее время основной проблемой образования является обеспечение совместимости компетенций выпускников требованиям рабочих мест в условиях динамично развивающегося рынка. Поэтому учреждения высшего или среднего профессионального образования должны, по крайней мере, гарантировать широкий кругозор и сформированность общих компетенций специалиста, для того чтобы можно было бы быстро осуществить его доводку непосредственно на предприятии.

Многие специалисты считают, что посреднический бизнес на рынке труда один из самых сложных, поскольку требует не только высокого профессионализма, но и максимальной корректности и деликатности в процессе взаимного согласования интересов заказчика и кандидата, которые часто не совпадают.

Таким образом, образовательные организации, сегодня активно включаясь в систему рыночного устройства государства, принимая и адаптируя экономические термины и понятия под свою специфику, рассматривают социальное партнерство скорее не в контексте социально-трудовых отношений, а как своеобразный механизм общения с внешним миром.

Такая своеобразная трансформация понятия произошла вследствие того, что не все образовательные проблемы в силах решить одна образовательная организация, иногда требуется поддержка бизнес-структур, чтобы добиться высоко результата.


Список литературы

  1. Глушанок Т.М. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений. — СПб.: КАРО, 2015. — 96 c.
  2. Малькова Л.А., Стойник Т.Н., Смагин Н.И. Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий и образовательного учреждения в деле подготовки квалифицированных кадров// Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 49 — 55.
  3. Пастюк О.В. Управление образованием: Учебное пособие / О.В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 178 c.
  4. Уварова Л.И. Менеджмент в образовании: учеб. — метод. пособие /авт. Л.И. Уварова.- Архангельск: АО ИППК РО, 2016.- 119 с.
  5. Шевченко Д. А., Каплан Д. А., Куневич Я. Ю. Современная организация взаимодействия вуза и работодателей// Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2019. — № 1 (1). — с. 17 — 22.
  6. Шнейдер О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. — 2018. — № 6 (81). — С. 22 – 27.