УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

№23,

Педагогические науки

Шарипова Карина Ильнуровна


Ключевые слова: ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ; ПРЕДДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ВИДЕО; ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ВИДЕО; VIDEO MATERIALS; PRE-DEMONSTRATION STAGE OF WORKING ON THE VIDEO; DEMONSTRATION STAGE OF WORKING ON THE VIDEO.


Аннотация: Авторы рассматривают вопрос рациональности использования видеоматериалов на уроках иностранного языка. Результативность использования видео при обучении речи зависит от того, насколько рационально организованы видео-занятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения устной речи. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции.

Вопрос использования видеоматериалов на уроке иностранного языка ставится довольно часто. Итак, в чём же заключается рациональное использование видеоматериалов на уроке иностранного языка? В первую очередь нужно понимать тот факт, что обучение языку при помощи видеоматериала зависит не только от его места в системе обучения, но и от организации занятия, а также заинтересованности преподавателем учеников при проведении видео-урока.

Данный вопрос считается довольно актуальным. Это говорит нам о том, что видеоматериалы имеют достоинства и преимущества. В статье нам хотелось бы поделиться размышлениями, касаемо предложенной темы. Заметим, что видеоматериалы на занятии являются вспомогательным средством обучения. Это должно быть оправдано практической целью урока, но не самоцелью.

В чём же плюсы видеоматериалов? Во-первых, видеозапись — это средство передачи невербальной информации. Видео позволяет показать нам отношение зависимости общества и языка.[2]. Во-вторых видеозапись воздействует на различные рецепторы, такие как: слух и зрение. Это обеспечивает заинтересованность учащихся и приводит к более прочному усвоению материала. Следует заметить, что у некоторых учащихся зрительная память преобладает над слуховой или же наоборот. Учащийся не только наблюдает за языком тела и мимикой, но и слышит ударения и интонацию. В-третьих процесс работы с видеоматериалами удобен в использовании, так как просмотр можно контролировать: пересматривать, останавливать или нажимать на паузу. Отбираемый для просмотра материал должен заинтересовать слушателя, чаще всего такой материал базируется на известных и интересных историях. Вся суть просмотра видео заключается в том, что оно помогает создать коммуникативную ситуацию.

Следует отметить то, что видео-урок состоит из трёх частей:
1. редпросмотрового (pre-viewing)
2. демонстрационного (while-viewing)
3. постпросмотрового (post-viewing).

Каждая часть включает в себя несколько видов заданий.

Виды заданий на предпросмотровом этапе могут быть следующими: чтение текста, беседа с классом, описание картинок, введение новой лексики.

На демонстрационном этапе – работа с таблицами и схемами, просмотр видео с паузами, ведение заметок, выделение особых слов и словосочетаний.

Виды заданий на постпросмотровом этапе: ролевая игра, тест, викторина, обмен мнениями и прочее.

Итак, основная задача педагога в использовании видео-урока объясняется следующим: научить учащихся пользоваться языком и удерживать их мотивацию в процессе обучения.

Следует помнить о том, что видеоматериалы имеют различные функции:
1. Информационная функция. Видео – источник информации, оно несёт за собой эмоциональное, интеллектуальное и воспитывающее воздействие;
2. Иллюстрирующая функция. Состоит в демонстрации учащимся примеров реализации на практике.
3. Мотивационная функция. При просмотре видео на уроке английского языка развиваются два вида мотивации:
а) Самомотивация. Видео интересно учащемуся само по себе.
б) Мотивация. Видео, в котором учащемуся будет показано то, что он может понять язык.

4. Интегративная. Функция заключается в том, что в качестве носителя информации видеоматериал может объединять в себе учебный материал, а также указывать на конкретные явления и процессы окружающей действительности.

Таким образом, преподаватель должен уметь руководить просмотром видео, уметь правильно его демонстрировать и преподать изучаемый материал. Нами было установлено, что использование видеоматериалов имеет ряд преимуществ. Наши рассуждения убедили нас в том, что использование видео на уроках английского языкаявляется очень удобным и рациональным методом, так как оно позволяет погрузиться в межкультурную среду и более углубленно изучить материал. Кроме того, работа с видеоматериалами очень увлекательна и интересна.


Список литературы

  1. Ганжара, И.В. Об опыте использования новых образовательных технологий при обучении иностранному языку в видеоклассе / И.В. Ганжара // Иностранные языки в РГГУ [Электронный ресурс]. — 2005.
  2. Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции / Н.В.Елухина // — Иностранные языки в школе. — 2002. — №3. — С. 9-13.
  3. Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября. Английский язык. 2003. № 9. С. 7 — 9.
  4. Новикова, М.Ю. DVD как средство обучения аудированию / М.Ю.Новикова // Иностранные языки в школе. — 2007. — №1. — С. 18-21.
  5. Практический курс методики преподавания иностранных языков / Андреасян И.М. [и др.]; под общ. ред. И.М. Андресян. — Минск: ТетраСистемс, 2009. — 288с.
  6. Cooper, Richard; Lavery, Mike; Rinvolucri, Mario. Video. — Resourse Books For Teachers — Oxford University Press, 1996