УДК 159.9.07

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

№23,

Психологические науки

Бастрыкина Ольга Владимировна
Готовцева Елена Сергеевна
Маслова Анна Валерьевна


Ключевые слова: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА; PERSONAL IDENTIFICATION; PROFESSIONAL IDENTIFICATION; PROFESSIONAL TRAINING.


Аннотация: Статья представляет собой тезисное изложение проблемы профессиональной идентификации в психологическом аспекте. Профессиональное и социальное развитие личности неотъемлемы друг от друга. Концепт «идентификация личности» типичен для концепта «профессиональная идентификация» и рассматриваются нами в одном контексте.

Современная жизнь социально-экономического социума приобрела глобальный характер. Вследствие этого, личностное, профессиональное и социальное развитие неотъемлемы друг от друга. Рынок труда сегодня требует конкурентоспособных людей, которые готовы решать проблемы экономического и социального характера. Конкуренция обусловлена профессиональной идентификацией, способностью построить и управлять профессиональным выбором и совершенствовать свои умения.

Концепт «идентификация личности» типичен для концепта «профессиональная идентификация», но профессиональная идентификация имеет ряд отличительных черт. Термин «идентификация» относится к процессу выявления сходства с уже сложившейся картиной, в то время как «идентичность» подразумевает окончательный результат.

Концепты «идентификация личности» и «профессиональная идентификация» рассматриваются нами в одном контексте. Личностная идентификация может разделяться на личную и социальную идентификацию. Конечный результат самосознания (личностной идентичности) – это создание себя как личности и познание своего собственного Я. Согласно Э. Эриксону, самоидентификация (личная) – это слияние социальных ролей индивида, психологическое соответствие культурно-принятым моделям личности.

Школа когнитивной психологии изучает личностную идентификакацию как самокатегоризацию своих личных черт (Waterman, 1993) Представители нео-бихевиоризма полагают, что личностная идентификация – это механизм личностного роста, приобретения новых форм поведения и ролей (Marcia, 1966). Проанализировав разные взгляды ученых, рассматривавших сущностные характеристики личности, мы можем утверждать следующее:
— Идентификация рассматривается как установление сходства между собой и другими, противопоставление себя другим.
— Идентификация личности может быть многоуровневой в зависимости от того, насколько широко и глубоко проходит развитие идентификации.
— Личностная идентификация эмоционально окрашена.

Функции личностной идентификации включают в себя интегрирование человека в социуме, личностный рост и регулирование поведения. Под социальной идентификацией понимается процесс осознания себя как члена общества и установление сходств и различий между собой и данной социальной группой.

Рассмотрим несколько способов описания основных характеристик идентифицирования.

— Идентификация – это механизм, который делает возможным взаимопонимание внутри социальной группы, она определяет межличностую и групповую дифференциацию и интеграцию (Waterman, 1993).
— Идентификация – это способ систематизирования видения себя в обществе: выяснение сходств и различий между собой и другими членами какого-либо коллектива (Tajfel, 1982).
— Идентификация – это сознательное копирование других людей (Matthias, 2013).

Итак, идентичность подразумевает осознанное внимание к вопросу «Кто я?», он преследует человека на протяжении всей жизни и от ответа зависит профессиональная деятельность человека. Поэтому интерес к проблеме профессиональной идентификации привлекает постоянное внимание исследователей, являясь реакцией на непрерывное изменение социально-экономических условий и все новые и новые требования к подготовке профессионалов.


Список литературы

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. 342 с. С. 89-254.
  2. Georg Gasser and Matthias Stefan (eds.): Personal Identity: Complex or Simple? Cambridge University Press, 2013. P. 160-243.
  3. Marcia J.E. development and variation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. № 35. P. 118-133.
  4. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982. P. 63-146.
  5. Waterman A.S. developmental perspectives on identity formation: from adolescence to adulthood // J.E. Marcia, A.S. Waterman, D.R. Matteson, S.L. Archer and J.L. Orlofsky (Eds) Ego identity: a handbook for psychological research. New York: Springer-Verlag, 1993. P. 42-68.