УДК 311.42

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС

№23,

Экономические науки

Данилова Анна Анатольевна


Научный руководитель: Макрусев В.В., доктор физико-математических наук, профессор.


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА (ФТС) РОССИИ; МАРКЕТИНГ; МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; МАРКЕТИНГ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ; ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВЭД); УЧАСТНИКИ ВЭД; ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ; ЕВРОПЕЙСКО-АЗИАТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС); СТРАНЫ-УЧАСТНИКИ ЕАЭС; CUSTOMS SERVICES; CUSTOMS ADMINISTRATION; FEDERAL CUSTOMS SERVICE (FCS) OF RUSSIA; MARKETING; MARKETING RESEARCH; MARKETING OF CUSTOMS SERVICES; FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY (FEA); FOREIGN TRADE PARTICIPANTS; TARGET AUDIENCE; EUROPEAN-ASIAN ECONOMIC UNION( EEU); EEU MEMBER STATES.


Аннотация: Статья посвящена вопросам маркетинга таможенных услуг – в области проведения исследований. Рассматривается различные аспекты изучения системы таможенного администрирования с целью совершенствования оказания таможенных услуг, создания наилучших условий для потребителей. Результаты исследования могут быть применены в сфере организации маркетингового сопровождения некоммерческих и коммерческих процессов таможенного администрирования.

Актуальность. На современном этапе развития общества и экономики происходит постоянное увеличение специальных знаний и профессиональных навыков, что определяет новые маркетинговые требования, в том числе к организации государственных услуг. Интенсификация внедрения исследовательских технологий во все сферы жизни общества предоставляет новые возможности для повышения эффективности и расширения инструментария в различных областях экономики.

Перспективный институт таможенного администрирования должен адекватно воспринимать природу российского рынка, обладать свойствами самообучения, адаптации и самоорганизации, а также гибкими механизмами их практической реализации. Только такой институт может эффективно конкурировать в сфере государственных услуг, решить проблему обеспечения безопасности и содействия торговле таможенными методами и средствами на уровне международных стандартов [1].

Вопросы маркетинга таможенных услуг, в том числе вопросы маркетинговых исследований и мониторинга, актуальны в условиях современной экономики. С целью развития современной системы таможенного администрирования необходимо исследовать конъюнктуру российского рынка товаров и услуг, что позволит придать государственной таможенной системе свойства самоорганизации и адаптации к изменениям рыночных структур, своевременно реагируя на текущие изменения.

В этой связи маркетинговые исследования приобретают особый смысл, так как таможенные услуги относятся к важной, государственной сфере услуг, значение которой остается постоянно актуальным.

Методология проведения исследования. Методология работы заключается в интерпретации аналитических данных с применением сравнительно-сопоставительного анализа. Исследование заключалось в сборе информационного материала и его обработке, с целью поиска наилучших решений в области практического использования инструментов маркетингового исследования в области таможенных услуг.

Результаты и их обсуждение. Основным компонентом маркетингового исследования является выяснение потребностей целевой аудитории, изучение ожиданий таможенных услуг является продвижение данных услуг, расширение целевой аудитории, привлечение дополнительных ресурсов. Маркетинг таможенных услуг, построенный на взаимодействии государственных и коммерческих структур, затрагивает такие рыночные механизмы, как складирование, транспорт, логистика, консалтинг, брокерские услуги. В то же время значимыми для таможенного дела являются и такие концепции, как повышение качества, совершенствование обслуживания, доминирование на рынке государственных услуг в таможенном секторе [2].

Основными потребителями таможенных услуг как «совокупности действий, подлежащих совершению таможенными органами в целях обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств, при продвижении товаров от продавца к покупателю, в соответствии с требованиями этих государств» [3] – являются участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). При этом система организована таким образом, что участник ВЭД в ходе таможенных отношений не может пользоваться услугами сторонних организаций, поскольку таможенные услуги являются монопольными и предоставляются соответствующими государственными органами. Отсутствие конкурентных отношений придает данным услугам неосязаемость, но по качеству этих услуг потребители могут судить об уровне государственного управления таможенным хозяйством в условиях внешнеэкономической деятельности, учитывающей интересы различных государств и бизнес-структур. Следовательно, можно говорить о развитии отношений конкурентоспособности таможенного администрирования.

В настоящее время страны-участники ЕАЭС – продолжают сотрудничество в области интеграции рынков факторов производства государств, развития транспортно-логистической, складской, грузовой инфраструктуры, совершенствования информационных систем, расширения партнерских связей Федеральной таможенной службы России.

В то же время среди актуальных направлений, связанных с таможенным процессом, исследователи называют:

  1. Совершенствование таможенных процедур и снижение административных барьеров;
  2. Оптимизация издержек контрагентов;
  3. Сокращение временных затрат прохождения таможенных формальностей;
  4. Увеличение налогового наполнения с помощью инструмента таможенных деклараций;
  5. Повышение уровня взаимодействия таможенных, правоохранительных органов и иных контролирующих органов государств – участников ЕАЭС [4] и др.

Указанные вопросы связывают с интеграцией всех процессов, трансформацией потребностей целевой аудитории, а именно с необходимостью определения конкурентной ниши таможенных услуг, избегания угроз и наращивания преимуществ, определения слабых сторон и использования скрытых ресурсов и т. д. [5].

Различные уровни проведения маркетинговых исследований, с точки зрения их влияния на процессы таможенного администрирования представлены в Табл. 1.

Таблица 1.

Уровни проведения маркетинговых исследований

Уровень

Направление исследования

Возможности маркетинга

Методологический Выбор мер тарифного и нетарифного регулирования

 

Оптимизация структуры

таможенных режимов

Функциональный Изучение услуг, предоставляемых в процессе реализации экономической, правоохранительной, информационной и других системообразующих функций Определение оптимального набора услуг для нормального функционирования системы таможенного администрирования
Процедурный определение услуг, непосредственно предоставляемых в процессе реализации Совершенствование процедур таможенного оформления, исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, таможенного контроля – в целом
Технологический определение услуг, связанных с упрощением таможенных технологий, с

изменением условий и форм контроля, с управлением таможенными рисками, с широким внедрением информационных технологий в практику взаимодействия таможни и участников ВЭД

Упрощением таможенных технологий, с

изменением условий и форм контроля, с управлением таможенными рисками, с широким внедрением информационных технологий в практику взаимодействия таможни и участников ВЭД

Каждое из указанных направлений развития и соответствующих им уровней маркетинговых исследований ставят целью формирование экономико-правовых и процедурно-технологических условий функционирования внешнеторгового сектора российской экономики. Организация, проведение, анализ результатов маркетинговых исследований по созданию особых условий оказывает содействие российскому государству по достижению его целей, прежде всего в сфере ВЭД, в частном случае – в международной цепи поставки товаров [5].

Выводы и заключения. Анализ различных аспектов системы таможенного администрирования убеждает в необходимости проведения маркетинговых исследований с целью совершенствования оказания таможенных услуг, оптимизации бюджетных затрат, создания наилучших условий для потребителей – как на государственном, так и на частном уровнях.

С точки зрения формирования конкурентоспособной организации (системы таможенных органов), принципы действия которой соответствуют современному российскому рынку, представляется необходимым запустить механизм его адаптации к изменяющимся условиям и потребностям потребителей – государственных органов и бизнес-структур участников ВЭД.


Список литературы

  1. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров: монография / Ершов А.Д., Макрусев В.В., Калинина О.В., Сизова К.А. – М.: РИО РТА, 2007.
  2. Пилипчук В.В., Плоткина Н.П., Зырянова А.В. Роль и проблемы маркетинга в сфере таможенных услуг // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. №1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-problemy-marketinga-v-sfere-tamozhennyh-uslug (дата обращения: 30.05.2019).
  3. Таможенный кодекс ЕАЭС. // Правовой портал «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ce03e96617af8799fa881ada26e9c498dc256584/ (дата обращения: 25.09.2019).
  4. Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. – 214 с.
  5. Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза. Аналитический обзор под под общей редакцией Байсеркеева Б.З., директора Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК. – 2017 г.