УДК 330.101.52

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№23,

Экономические науки

Рапицкая Ксения Владимировна


Научный руководитель: Васильев В.Л., к.э.н., доцент.


Ключевые слова: МЕТОДЫ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; METHODS; EDUCATIONAL INSTITUTION.


Аннотация: В статье рассматриваются основные методы оценки инновационного потенциала образовательной организации.

Инновационный потенциал образовательного учреждения – это его ресурсы, необходимые и достаточные для введения нововведений, обеспечивающих повышение качества образования.

Методы оценки инновационного потенциала образовательной организации.

Способ оценки инновационного потенциала базируется на выделении инновационных компонентов во всех сферах работы организации. Обобщающая оценка инновационного потенциала опирается на показатели, отображающие специфику конкретной организации, ее сферы деятельности и т.д. Для каждой организации существует свой разработанный список показателей, характеризующих инновационный потенциал персонала.

Исследование можно проводить по четырем методикам:

  1. методика, разработанная Д. Хоукинсом, известным преподавателем и специалистом в сфере процессов инновационного мышления.

В представленной методике оценки инновационного потенциала персонала используется характеристика его количественных и качественных сторон.

Для определения оценки инновационного потенциала персонала выделяются качественные показатели, и предлагается на их основе произвести мульти атрибутивную оценку по методу Д. Хоукинса.

Данный метод представляет собой перечень оценок критериев и суммирование их для формирования общего соотношения, существующего уровня развития инновационного потенциала персонала к эталонному.

Д. Хоукинс выделил следующие группы критериев:

  1. Критерии, соединяющие мотивационные качества работника: стрессоустойчивость, готовность брать на себя ответственность за принятие решений, их результат, готовность к преодолению препятствий.
  2. Критерии, которые могут охарактеризовать интеллектуальную готовность к инновационной деятельности: уровень образования и самообразования сотрудника; уровень общего интеллекта; уровень профессиональных знаний, навыков и умений.
  3. Критерии, отражающие инновационную активность работника: такие как, владение информацией; генерирование новых идей; поиск и реализация, пути практического воплощения идеи.
  4. Критерии, которые охватывают проявление коммуникаций работника: обмен знаниями и работа с информацией; способность привлечения людей в групповую деятельность.
  5. Критерии, которые характеризуют личностные качества работника-новатора: отношение к переменам; готовность к восприимчивости и использованию новых возможностей; инициативность; гибкость мышления.

При помощи метода экспертных оценок проводится мультиатрибутивная оценка каждого критерия инновационного развития персонала (Таблица 1) и выявляется важность критериев.

Таблица 1.

Мультиатрибутивная оценка инновационного потенциала персонала Д. Хоукинса

Характеристика критерия Уровень развития
Уровень образования сотрудника Оценка критерия от 1 до 10
Наличие стремления к самообразованию у сотрудника Оценка критерия от 1 до 10
Квалификационный уровень сотрудника Оценка критерия от 1 до 10
Наличие уровня общего интеллекта сотрудника Оценка критерия от 1 до 10
Присутствие самомотивации у сотрудника Оценка критерия от 1 до 10
Способность преодоления препятствий Оценка критерия от 1 до 10
Способность сотрудника к стрессоустойчивости Оценка критерия от 1 до 10
Самостоятельное принятие решений
сотрудника и ответственность за результат проделанной работы
Оценка критерия от 1 до 10
Наличие желания у сотрудников
взаимодействовать в команде, и работать с информацией
Оценка критерия от 1 до 10
Способность сотрудника к научной
деятельности, желание в них принимать участие
Оценка критерия от 1 до 10
Отказ осуществлять поиск и реализацию пути практического воплощения новых идей Оценка критерия от 1 до 10
Негативное отношение к переменам,
консервативные взгляды
Оценка критерия от 1 до 10
Отсутствие готовности к восприятию новых возможностей Оценка критерия от 1 до 10
Способность сотрудника проявлять
инициативность в организации
Оценка критерия от 1 до 10
Наличие неординарного мышления у
сотрудника
Оценка критерия от 1 до 10

 

Уровень развития критерия определяется самостоятельно. Самая низкая оценка равна единице. Такая оценка показывает низкий уровень развития критерия, а самая максимальная оценка может повыситься до десяти, то есть показать высокий уровень развития критерия.

Для благополучного развития организации следует постоянно улучшать уровень развития критериев, увеличивая при этом свои конкурентные позиции.

2.Методика: Тест на удовлетворенность работой (Р. Кунин).

Методика предназначена для диагностики удовлетворенности работой. Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие – неблагополучие положения в трудовом коллективе. Показатель содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, руководством, уровня притязаний в профессиональной деятельности.

  1. Методика: анкета «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (Т. Морозова).

Для реализации педагогической диагностики необходим эффективный инструментарий определения готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, представляющий комплекс диагностических материалов, обоснованных критериев и показателей готовности к реализации инновационной деятельности в образовательной организации.

Данный диагностический инструментарий позволяет выявить уровень готовности каждого педагога в реализации инновационной деятельности, определить слабые позиции готовности и спроектировать дальнейшую работу по формированию готовности к реализации инновационной деятельности.

На основе полученных результатов делаются выводы:

  • о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 балла;
  • Средний уровень – от 70 до 55 баллов;
  • Низкий уровень – менее 55 баллов.

Готовность педагогов к реализации инновационной деятельности низкого уровня сформированности имеет следующие характеристики: педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, умениях, навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.

Средний уровень готовности к реализации инновационной деятельности характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, поверхностным владением теоретическими основами
исследовательской деятельности, несформированностью навыков выполнения проектировочной деятельности, проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.

О высоком уровне готовности педагогов к реализации инновационной деятельности свидетельствуют: наличие методологических знаний у педагогов; высокая методологическая культура, обеспечивающая овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии; инновационный стиль мышления, характеризующийся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитые творческие способности, способности к проектированию и оделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности.

  1. Методика: анкета «Барьеры, препятствующие освоению инноваций»

Существует ряд барьеров, возникающих в инновационной деятельности педагогов и учебных заведений. Прежде всего, перегрузки, усталость и нехватка времени. Это характерно для всех типов учебных заведений. Напряжение и утомительность педагогического труда возрастает там, где он плохо организован, отягощен формализмом и показухой.

Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.


Список литературы

  1. Балдин К. В., Барышева А. В., Передеряев И. И. и др. / Под ред. А. В. Барышевой. Инновации. – М.: Дашков и К, 2008. – 382 с.
  2. Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация.// Инновации, 1998. 2-3 (13).
  3. Богоявлинская Д. Б. Инновационные процессы в образовании – М., 2011 – 260
  4. Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. 136 с.
  5. Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании – 2012. — №1 – 10с.
  6. Иванова С. В. Потенциал инноваций и проблема повышения качества педагогического образования [Текст]/ С. В. Иванова // Человек и образование. — 2013. — № 2 (35). — С. 74–78.