УДК 159.99

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «ДЮСЬМЕТЬЕВСКАЯ СОШ» МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

№23,

Педагогические науки

Галимова Зарина Расиховна


Научный руководитель: Сибгатуллина И.Ф., доктор психологических наук, профессор.


Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ; ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ; ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ; ORGANIZATION OF MANAGEMENT; GIFTED STUDENTS; IDENTIFICATION OF GIFTEDNESS.


Аннотация: На сегодняшний день особое внимание уделяется одаренности детей. Для института образования чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.

Одаренные дети считаются уникальным явлением в социальном мировом сообществе. Такие учащиеся отличаются как хорошими способностями к любому виду деятельности, так и психологическими особенностями, выделяющихся среди сверстников. Важной проблемой прогресса социума считается сохранение и развитие одаренности.

Современный школьник еще недостаточно подготовлен к творческой интеллектуальной работе, редко обладает высоким уровнем познавательной мотивации, волевыми навыками саморегуляции, часто ищет легкие пути достижения положительных результатов в образовательной деятельности.

Эту ситуацию можно полностью преодолеть только в том случае, если каждый учитель будет мотивирован и готов развивать интеллектуальный, творческий и личностный потенциал одаренных школьников, а заодно и остальных своих школьников.

В МБОУ «Дюсьметьевская СОШ» работа по выявлению одаренных детей ведется системно и непрерывно в течение всего учебного года. Диагностику одаренности осуществляют школьные психологи, педагоги. По итогам анализа особых успехов и достижений обучающихся, психологической диагностики в образовательных учреждениях формируются банки данных одаренных детей.

Организация управления талантливыми учащимися состоит из следующих этапов:
I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.
II этап – диагностический– на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в МБОУ «Дюсьметьевская СОШ» включает в себя:
1) выявление одаренных и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений обучающихся и создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
2) помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности: создание для ребенка ситуации успеха и уверенности, организация научно-исследовательской деятельности, организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
3) контроль развития познавательной деятельности одаренных школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности, мониторинг участия одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
4) поощрение и стимулирование одаренных детей;
5) работа с родителями (законными представителями) одаренных детей: совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных- представителей);
6) работа с педагогами: обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми, мастер-классы, методические и советы;
7) взаимодействие образовательных организаций с другими учреждениями.

В МБОУ «Дюсьметьевская СОШ» созданы необходимые и достаточные условия для включения учащихся в исследовательскую деятельность: имеются подготовленные к руководству исследовательской деятельностью учащихся педагоги, обеспечено учебно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся.

Осуществление данного вида деятельности регламентируется локальными актами школы, среди которых: положение о школьном научном обществе, положение о конференции проектных и исследовательских работ учащихся МБОУ «Дюсьметьевская СОШ».

Количественный рост достижений и высоких результатов в ученической исследовательской деятельности свидетельствует об эффективности всей внутришкольной системы учебно-методического сопровождения выявления и развития одаренности учащихся в целом.


Список литературы

  1. https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-upravlenie-processov-viyavleniya-i-podderzhki-talantlivih-i-odaryonnih-detey-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-1272421.html
  2. Пиорковский Г. Детская одаренность. М.: Приор, 2015.
  3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: 2013.
  4. Сибгатуллина И. Ф. О развитии и обучении интеллектуально одаренных детей и подростков // В кн. Актуальные проблемы современного образования. Казань, 2001. — С. 263-272.