УДК 371

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

№22,

Педагогические науки

Губина Анастасия Тимофеевна


Научный руководитель: Иргашева Т. Г., доктор педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ДУХОВНОСТЬ; НРАВСТВЕННОСТЬ; ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ; САМООПРЕДЕЛЕНИЕ; СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ; НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ; ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; SPIRITUALITY; MORALITY; SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION; SELF-DETERMINATION; MEANING FORMATION; MORAL AND ETHICAL ORIENTATION; ACTIVITY APPROACH IN TEACHING; YOUNGER STUDENTS.


Аннотация: В статье анализируются содержательные особенности реализации основных компонентов духовно-нравственного воспитания младших школьников в начальный период обучения; рассматриваются психолого-педагогические понятийные категории «духовность» и «нравственность» в их соотношении в процессе воспитания обучающихся.

В последние десятилетия в российском школьном образовании стали укрепляться новые тенденции: так называемая «когнитивная» («знаниевая») образовательная парадигма, предполагающая преимущественно репродуктивно-продуктивное усвоение знаний, умений и навыков, сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, познавательной деятельности школьника при помощи учебного материала на компетентностной основе. Приоритетными направлениями выступают формирование у обучающихся целостного «образа мира», усвоение собственной гражданской и национальной самоидентификации, общекультурное и социально-личностное развитие, духовно-нравственное воспитание и самоопределение.

Духовно-нравственное воспитание, как и осмысление самих составляющих терминологических понятий «духовность» и «нравственность», выступающих в качестве основополагающих компонентов смыслообразования и самоопределения в младшем школьном возрасте, по определению Е. Ю. Анохиной, «неразрывно связаны с формированием отношений ребенка к окружающей социальной действительности» [1, с. 37]. «Постижение личностных нравственных позиций, начиная с формирования любви и уважения к старшим и сверстникам, понимания ответственности и долга перед обществом и самим собой, — указывает И. В. Метлик, — происходит в единстве мысли и чувства и преломляется в действиях, поступках и самооценочных суждениях младшего школьника» [6, с. 48].

Согласно концепции К. К. Платонова о структуре личности, нравственность относится к социально обусловленным сторонам личности и, следовательно, не является врожденным свойством, а воспитывается с первых лет жизни. С позиций деятельностного подхода, понимание «нравственного» и «безнравственного» проявляется, по выражению С. И. Маслова, «на уровне смыслообразующих мотивов», которые «закрепляются в нравственном опыте», в процессе «овладения нравственными нормами поведения» [5, с. 63].

В «Словаре по педагогике» Г. М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова нравственность характеризуется как особая форма «общественного сознания и вида общественных отношений», «один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм» [3, c. 206]. В отличие от «простых» норм и традиций, по мнению авторов словаря, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого и т. д.

Понятийно-терминологическое содержание духовности, как абстрактной категории, относительно новой и не в полной мере устоявшейся в современной педагогической науке и практике, предпочтительно рассматривается с психологической и педагогической точек зрения.

Источником первичных научных определений этого терминологического понятия могут послужить работы К. Д. Ушинского, указавшего на различие «душевной деятельности», свойственной и человеку и животным (ощущение, восприятие, память и так далее), и «области духовной деятельности», которую, по словам педагога, нельзя объяснить лишь деятельностью нервной системы и которая специфична для человека (иначе — нравственно-эстетическая область) [8, с. 215].

В психологическом аспекте изучение проблем духовности соотносится с проявлениями интеллектуальных устремлений, внутреннего, психического мира человека, его культурно-творческих компетенций. Так, в коллективной монографии «Образование и духовность в современном российском обществе» под научным редактированием Г.Ф. Гребенщикова духовность понимается как «проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям» [7, с. 38]. В том же контексте упоминаются идеи известного отечественного педагога и психолога П. Ф. Каптерева, высказанные им при исследовании эволюционного развития человека. Ученый писал, что умственное развитие связано с осознанием личности своего духовного или психического мира.

Более обобщенная точка зрения представлена в работах В. Д. Шадрикова, который отмечает значительные различия духовности и знаний как результата овладения культурой. По мнению автора, «знание становится духовным при условии его превращения в личностно значимое: можно много знать, но при этом не уметь творить, не являться духовным человеком» [цитир. по 10, с. 59].

В педагогическом аспекте присутствует тенденция объяснения категории духовности с позиций активного деятеля в его взаимосвязи с природным и социальным окружением. В соответствии с педагогическими идеями В. А. Сухомлинского, духовность – это «процесс внешней активной деятельности личности, направленной на окружающую действительность» [цитир. по 10, с. 78].

Н. Е. Щуркова рассматривает духовную деятельность человека как деятельность «ценностно-ориентированную, направленную на осмысление социального значения явлений мира и установление личностных смыслов по отношению к этим ценностным объектам» [9, с. 30].

В продолжение «деятельностных» определений духовности, ориентированных на личностные смыслы и нравственные представления, Б. Т. Лихачев определяет духовность как «нравственно-эстетическое состояние человека, искреннюю приверженность таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, доброта, красота, бесконечный внутренний диалог, стремление к познанию тайны своего назначения и смысла жизни» [4, с. 29].

Имея в виду определение воспитания, данное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (глава 1, статья 2), вслед за Е. Ю. Анохиной, отметим, что духовно-нравственное воспитание – это «деятельность, направленная на развитие личности, включающая создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, с. 27].

Духовно-нравственное воспитание, как и любой комплексный педагогический процесс, представлен совокупностью взаимообусловленных компонентов, определяемых как мотивационный (мотивационно-познавательный, потребностно-мотивационный), когнитивный (когнитивно-аналитический, когнитивно-интеллектуальный), эмоциональный и волевой (чувственно-эмоциональный и аффективно-волевой), деятельностный (поведенческий) и рефлексивно-оценочный (самооценочный) компоненты.

Содержание и формы проявления каждого из названных компонентов определяются соответственно цели и задачам духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Целью духовно-нравственного воспитания, согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, должны стать личностные результаты выпускника начальной школы. Школа стремится к развитию нравственной личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, почитающего место своего рождения и постоянного проживания, уважающего традиции своего народа, своей страны и соблюдающего морально-этические нормы поведения.

Достижение указанной цели осуществляется через решение взаимосвязанных задач, вариативно сформулированных в педагогических исследованиях по проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников и направленных на формирование составляющих психолого-педагогических компонентов этого процесса в их единстве.

Основные задачи определяются следующим образом:
— воспитание истинной духовности, включающей расширение знаний о родном крае, городе, селе; воспитание гордости за его историческое и культурное наследие; воспитание уважительного отношения к достижениям людей, живущих рядом;
— развитие у учащихся чувства необходимости укреплять свое физическое и нравственное здоровье, быть воспитанным и образованным; проявлять толерантность к позициям сверстников, отличных от собственной точки зрения; оказывать взаимопомощь и взаимовыручку;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие учебно-познавательных мотивов и формирование личностного смысла учения;
— привитие желания участвовать в конкретных каждодневных делах для улучшения состояния Родины, начиная от поддержания порядка и упрочнения дружеских отношений с окружающими людьми, бережного отношения к материальным ценностям и формированию установки на здоровый образ жизни, наличия мотивации к творческому труду;
— формирование навыков оценочно-рефлексивной деятельности школьников, включая понимание нравственных и безнравственных качеств человека и умение строить свое поведение в соответствии с морально-нравственными и нравственно-этическими нормами [см., напр., указ. источники].

Таким образом, воспитание духовности и нравственности как сложных личностных качеств и как активной гражданской позиции школьников одновременно – это воспитательный процесс, который предполагает работу учителя начальных классов по развитию всех компонентов, составляющих структурно-содержательное единство этого процесса, как в предметно-урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся.

А. Я. Данилюк [2] и другие авторы в тезисной форме характеризуют эти компоненты следующим образом.

Познавательно-мотивационный компонент формируется, прежде всего, в процессе обучения через создание специальных ситуаций (в т. ч. ситуаций успеха), чтение художественной и публицистической литературы и т.п., через поисковую и краеведческую работу, встречи со знаменитыми высоконравственными и героическими людьми, представителями творческих профессий.

Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности нравственных человеческих качеств и способов их проявления в различных видах деятельности детей: в этических беседах, сообщениях на морально-нравственные темы, диспутах, организации работы по созданию музейных материалов и т.п.

Эмоционально-чувственный компонент заключается в формировании у детей нравственных чувств, взглядов и убеждений, эмпатии, которые должны приобрести личностный смысл. Здесь необходимы педагогические ситуации, которые включали бы элементы дискуссии, диалоговые формы, анализ проблемных вопросов и т. д.

Поведенческий и волевой компоненты исходят из формирования у учащихся способности к волевым деятельностным проявлениям в области нравственно-этических отношений. Ведущая позиция отводится внеурочной (трудовой, спортивно-оздоровительной, социальной, туристско-краеведческой) работе, празднованию красных дат календаря и др.

Рефлексивно-оценочный компонент включает развитие умений самооценки школьников относительно собственных взглядов, позиций и поведения, организации учебной и творческой деятельности с точки зрения этико-нравственных правил и может осуществляться как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Учет особенностей проявления возрастных психологических и познавательных процессов в развитии младших школьников становится психолого-педагогической основой воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Обобщая вышеизложенные положения о психолого-педагогической сущности соотносительных понятий «духовность» и «нравственность», с одной стороны, и понятия «воспитание», — с другой, возможно определить духовно-нравственное воспитание как процесс организованного, целенаправленного усвоения и принятия обучающимися традиционных морально-этических норм и нравственных идеалов, развития духовно-эстетических и нравственных чувств, формирования высоконравственного сознания и поведения по отношению к себе, к сверстникам, к родителям и учителям, к другим людям, обществу, Отечеству.

Рассуждая об эффективности духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть также необходимость обеспечения его непрерывности и преемственности на разных ступенях образовательного процесса, планомерности, системности, рефлексивности, технологической обеспеченности, нацеленности на развитие общечеловеческих ценностей.

В условиях формирования функционально грамотной личности своего дальнейшего осмысления требуют частнометодические принципы, формы, методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами отдельных учебных предметов.


Список литературы

  1. Анохина Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраст: [16+] / Е. Ю. Анохина. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2015. – 210с.
  2. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2009. – С.55-63.
  3. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. – 448 с.
  4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: специальный курс: [для студ. пед. вузов] / Б. Т. Лихачев. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 335 с.
  5. Маслов С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания / С. И. Маслов. – М.: Просвещение, 2012. – С.46-51.
  6. Метлик И. В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / И. В. Метлик. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. –264 с.
  7. Образование и духовность в современном российском обществе / науч. ред. Г.Ф. Гребенщиков. – М.:Перо,2010. – Ч.1. – 146 с.
  8. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский, К. Д.. Избранные труды. В. 4 кн. Кн.1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – С. 191-239.
  9. Щуркова Н. Е. Жизнь и воспитание: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – Москва: Издательство Юрайт, – 2019. – 139 с.
  10. Юлдашева М. Б. Духовно-нравственное воспитание школьников / М. Б. Юлдашева // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. С.4-6.