СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ РОСТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ЛЖЕНАУКИ

№6,

Философские науки

Смирнов Сергей Владимирович (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: НАУКА; ЛЖЕНАУКА; ПСЕВДОТЕОРИИ; ТЕХНОТРЕП; ДУХОВНЫЙ РЕЛАКС; SCIENCE; PSEUDOSCIENCE; PSEUDO-THEORIES; TECHNOLOGY; SPIRITUAL RELAXATION.


Аннотация: В статье рассматриваются предметная специфика лженауки, ее отличия от научного знания, причины роста воздействия лженауки на мировоззрение людей. Подчеркиваются негативные последствия увлечения человека лженаукой, обосновывается мысль о необходимости разграничения научного и лженаучного знания.

Лженаука – специфическая область знания, внешне схожая с наукой, но отличающаяся от нее внутренним содержанием, предметом и методологией исследования. Это знание, в котором присутствуют как факты, так и сенсации фантастического рода; как истинные, так и ложные суждения. Если для науки характерна опора на наблюдение, моделирование, измерение и эксперимент, то лженаука, – отмечает В.Н. Леонович, – в своих «исследованиях» в основном использует фантазию и интуицию, занимаясь не выявлением, а подтасовкой фактов, создавая на их основе псевдотеории [1].

Лженауке соответствует и образ лжеученого. Таковые бывают двух типов. Первый – люди убежденные в истинности своих «исследований», т.е., «искренне заблуждающиеся». Это, как правило, ученые, вышедшие за рамки своей предметной области, т.е. исследователи, малокомпетентные в других сферах науки. Второй – люди, сознательно искажающие результаты научных исследований, т.е. «заблуждающиеся намеренно». Это авантюристы, рассматривающие свое занятие как способ обретения статуса и повышения материального достатка. И тех, и других объединяет: стремление к поиску сенсаций; желание ниспровергнуть устоявшиеся научные истины; использование «технотрепа» – псевдонаучной терминологии (красивой, но, одновременно, бессмысленной).

Проблема усиления лженауки, в настоящее время встала настолько острой, что в 1988 году при Президиуме Российской Академии Наук была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, а само наказание за деяния подобного рода было ужесточено, вплоть до лишения ученых степеней и званий.

Распространение лженауки имеет множество причин, среди которых важнейшее значение имеют информатизация общества, падение образовательного уровня народонаселения, материализация жизни.

Информатизация общества приводит к тому, что человек сталкивается с необходимостью усвоения огромного объема информации, познать которую в целом он физически не в состоянии. Это вынуждает его ориентироваться на информацию, выходящую за рамки стандартного уровня восприятия, имеющую «налет» сенсационности, парадоксальности (характерный для лженаучных «теорий»).

Падение образовательного уровня народонаселения способствует тому, что человек перестает понимать информацию, передаваемую специфическим научным языком, ориентируясь на простые и доступные ему речевые обороты, понятия и категории, привлекающие его не языком «сухой статистики и обыденных фактов, а красивыми и манящими обещаниями объяснения судьбы, смысла существования, тайн Бытия, загадок Вселенной и т.д. и т.п.» [2, с. 132].

Материализация жизни лежит в основе стремления лжеученого к скорейшему обретению материального достатка, который дает ему признание его открытий.

К чему же приводит увлечение лженаукой?

Человек, ориентирующийся на лженаучное знание, теряет способность к критическому восприятию информации. Это приводит к тому, что он теряет способность рационального восприятия реальности. Такой человек часто является послушной игрушкой в руках рационально организованных сил (тоталитарных сект, контркультурных объединений, экстремистских организаций). Увлечение лженаукой, приводит к превращению человека в духовного шизофреника, в фанатика, способного ради реализации своих бредовых идей преступить и закон, и моральные нормы.

В тоже время, и это необходимо отметить, лженаука оказывает и своеобразное терапевтическое воздействие на человека. Это воздействие связано с духовным релаксом, получаемым им от осознания того, что жизнь есть не следствие рациональных действий, а воплощение ожидаемых благ, предначертанных ему обещаниями колдунов, знахарей и различных пророков.

Таким образом, в условиях современного общества имеет место значительное усиление социального значения лженауки – формы знания, основывающейся на ложных суждениях и непроверенных фактах. Причиной этому является ряд обстоятельств: рост информатизации общества, падение образовательного уровня народонаселения, материализация жизни. Следствием роста лженауки становится потеря способности человека к рациональному восприятию окружающей его реальности, что, в итоге, приводит к его превращению в фанатика и шизофреника.


Список литературы

  1. Леонович В.Н. Лженаука и ее метаморфозы / http://www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st4833.htm (дата обращения: 6.03.2017)
  2. Смирнов С.В. Проблемы информатизации: от человека, понимающего, к человеку, не воспринимающему / Человек в современных социально-философских концепциях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (Елабуга, 24-25 октября 2014 г.). – Елабуга, 2014. – С. 131-135.