УДК 37

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№22,

Педагогические науки

Инзаркина Наталья Викеньевна


Научный руководитель: Макарчук Я.В.


Ключевые слова: БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ; МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ; СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОПЕРАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ; УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ; УЧАЩИЕСЯ ПЕРВОГО КЛАССА; ОЦЕНКА; SPOTLESS TRAINING; MOTIVATIONAL COMPONENT; SUBSTANTIVE-OPERATIONAL COMPONENT; EDUCATIONAL ACTIVITY; FIRST-GRADE STUDENTS; ASSESSMENT.


Аннотация: В данной статье рассматривается учебная активность младших школьников, которая формируется при помощи безотметочного обучения. Основной целью безотметочного обучения является формирование оценочной деятельности детей.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что повышение качества подготовки выпускников средней школы, формирование их активной жизненной позиции – является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения.

В настоящее время наблюдается противоречие между существующей системой оценивания школьников и требованиями к обучению в начальной школе. Отмена отметок по пятибалльной системе вытекает из задач, поставленных требованиями Федерального государственного стандарта, предполагающими разработку новой модели начальной школы. Ее главной чертой становится переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. Поэтому отметка в баллах непригодна для младших школьников, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка, а не отметка должна отражать процесс продвижения и успешность ребенка, а не уровень знаний, достигнутый им на данный момент времени.

Безотметочное обучение предусматривает систему контроля, представляющую индивидуальную динамику качества предметной подготовки учащихся.

Безотметочное обучение имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционной балльной системой оценивания знаний учащихся. Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах дети активнее, смелее. Дети меньше проявляют отрицательные эмоции. Дети проявляют интерес к учению, познавательную самостоятельность.

Активная жизненная позиция ученика формируется в процессе разных видов деятельности, в том числе, учебной деятельности. Проблема активизации учения школьников проблема не новая, однако, необходимо осмысление теоретической сущности понятия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В дидактике выделен принцип активности в обучении. В исследовании Т. И. Шамовой обращается внимание на разные толкования сущности понятия «принцип активности» и сущности понятия «учебная активность» в разных педагогических исследованиях.

В педагогике выделяют три существенных компонента познавательной самостоятельности: мотивационный, содержательно-мотивационный и волевой.

Мотивационный компонент. Мотив – это осмысленное побуждение, обусловливающее целенаправленную деятельность. Мотив связан с проявлением самостоятельности в познавательной деятельности. Мотив деятельности и познавательный интерес тесно связаны. Познавательный интерес является одним из видов мотивации учения. Школьник проявляет познавательный интерес на разных уровнях – любопытство, любознательность, интерес, устойчивый познавательный интерес.

Содержательно-операционный компонент познавательной самостоятельности. Владение учеником системой ведущих знаний и способов учения составляет цель реализации компонента.

Если ученик владеет некоторой системой знаний и умениями их получать, то у него появляется желание пополнять знания.

Волевые усилия – третий компонент познавательной самостоятельности. Волевые усилия ученика связаны с его познавательной деятельностью. Стимулирование волевых усилий школьника способствует самостоятельному достижению цели и результата учения.

В педагогических исследованиях установлены три уровня познавательной самостоятельности – репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский. Должно быть достигнуто соотношение между уровнями познавательной самостоятельности. Сознательное и прочное овладение знаниями возможно при организации учения школьников с разным уровнем познавательной самостоятельности.

Принцип активности в обучении можно реализовать при определенных условиях. Речь идет о системе средств активизации учения школьников, обеспечивающей реализацию принципа активности в обучении с учетом состояния современной школы.

Следует отметить, что все компоненты учения взаимосвязаны.

К современным средствам активизации учения относятся проблемное обучение и самостоятельная работа школьников. Проблемное обучение является основой активности, а самостоятельная работа служит формой реализации проблемного обучения.

В соответствии с рассматриваемой проблемой в данном исследовании рассматривается формирование учебной активности учащихся первого класса. Изучение состояния готовности к школе учащихся первого класса позволяет выделить особенности формирования учебной активности младших школьников.

У семилетних детей складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи (Л. И. Божович, Л. С. Славина) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника».
В первый период обучения семилетних детей необходимо сохранить их положительное отношение к учебной деятельности. Обязательно выполнение двух условий.

Первое – включение учащихся в решение познавательных задач, при выполнении которых они будут узнавать новое в окружающем их мире. При этом знания школьники должны открывать, а не получать их в готовом виде.

Второе – включение учащихся в игровую деятельность, поскольку не все дети наигрались. Необходимо поменять характер игры, она должна стать дидактической.

Готовность к школе состоит в достаточном уровне развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воли и т.д.

Индивидуальные различия выражаются в познавательной сфере людей. Например, у одних наблюдается зрительный тип памяти, у других – слуховой тип памяти, у третьих – зрительно-двигательный тип памяти. Также различаются виды мышления – от наглядно-образного до абстрактно-логического. Индивидуальные различия учащихся важны, пренебрежение ими со стороны учителя осложняет учебный процесс.

В современной школе при обучении учащихся первого класса важно использовать в учебном процессе достижения современных технологий.

Таковы особенности формирования учебной активности учащихся первого класса к моменту прихода ребенка в школу.

Т. И. Шамова выделила «педагогические условия активизации учения школьников:

1. Условия, в которых доминирует цель – обеспечить формирование мотива деятельности: формирование познавательной потребности в конкретной деятельности; воспитание устойчивых познавательных интересов; сочетание эмоционального и рационального в обучении.
2. Условия, в которых доминирует цель – обеспечить успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом учения: формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой усваиваемой информации; формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в процессе учения.
3. Условия, в которых доминирует цель – включение каждого школьника в процесс активного учения: осуществление индивидуального подхода в условиях коллективной работы; осуществление контроля над ходом учебно-познавательной деятельности учащихся» [10, с. 102].

В педагогических исследованиях обсуждается проблема использования многобалльной системы оценивания. В настоящее время в первом классе внедряется безотметочная система оценивания, в соответствии с современными требованиями. Использование безотметочной системы оценивания является реальным требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Прежде чем охарактеризовать использование качественных форм оценки, напомним организационные признаки количественной оценки. Оценки «бывают:
1. Оценка обязательная и оценка добровольная.
2. Оценка базового уровня и оценка повышенного уровня.
3. Оценка текущая и оценка итоговая» [6].

Обязательная оценка отвечает на вопрос – как усвоен базовый уровень учебного материала. Добровольная оценка является оценкой усвоения повышенного уровня учебного материала. Реально обязательная оценка не отражает уровень освоения знаний на базовом уровне, поскольку учитель опрашивает каждого ученика не каждый день. Традиционное оценивание не отражает уровень знаний ни в текущей, ни в итоговой форме оценки. В целом традиционное оценивание достижений учащихся имеет ряд недостатков.

Л. С. Выготский отмечает: «Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое» [3, с. 56].

В процессе учебной деятельности действия контроля и оценки переходят в действия самоконтроля и самооценки ученика.

Необходимо рассмотреть сущность безотметочного обучения. Прежде всего, при безотметочном обучении оценивание осуществляется как совместное действие, переходящее постепенно в самооценку.

Необходимо не только уточнить сущность безотметочного обучения, но и выявить условия перехода контроля и оценки в самоконтроль и самооценку при безотметочном обучении. Прежде всего, речь идет об учащихся первого класса. Безотметочная система обучения в первом классе должна сделать оценку знаний содержательной и дифференцированной.

Безотметочное обучение представляет обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

Основной целью безотметочного обучения является формирование оценочной деятельности детей. Безотметочное обучение делает педагогический процесс гуманным, способствует развитию личности ребенка.

Привычная система оценивания является оцениванием с опорой на нормативы и сравнение результатов учеников между собой. Она не учитывает рост каждого ученика. А. М. Кушнир называет такую оценку оценкой состояния. Учитель представляет уровень знаний ученика, а ученик лишь приблизительно воспринимает, за что выставлена оценка.

А. М. Кушнир характеризует другой тип оценки – «оценку собственно развития – оценку изменения состояния», которая не сравнивает детей между собой и с нормативом, а «выставляется исключительно за позитивное изменение состояния в сравнении с собственным же состоянием минуту, день, месяц, год назад» [5, с. 33].

Таким образом, один тип оценки фиксирует состояние ребенка, а другой фиксирует изменение состояния ребенка.

Введение в общеобразовательную школу безотметочного обучения начиналось под руководством Ш. А. Амонашвили. При этом количественная оценка заменялась качественной в разной форме – характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценке. Однако предлагаемая система оценивания не была четкой, технологичной.

Изучение характерных особенностей безотметочного обучения представлено в работе Г. А. Цукерман «Оценка без отметки».

Г. А. Цукерман пишет: «В обыденной речи учителей, учеников и их родителей не различаются выражения «получить отметку» или «получить оценку». Однако, согласно толковому словарю Ожегова, слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценка — это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отметка — это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика» [8, с. 6].

В школьной практике термины «оценка» и «отметка» сблизились, часто не различаются ни учителем, ни учеником, ни родителями.

Система оценивания, представленная в работах Г. А. Цукерман, направлена на обретение спокойной уверенности в себе, но с определенной долей самокритичности.

Г. А. Цукерман пишет: «Воспитание здоровой самооценки школьников — одна из центральных, но до сих пор не названных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться» [9, с. 6].


Список литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. – М.: Знание, 2008. – 187 с.
  2. Амонашвили Ш. A. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – Минск, Изд-во Университетское, 2008. – 560 с.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1999. – 339 с.
  5. Кушнир Н. М. Пути реализации безотметочного обучении в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования / Н. М. Кушнир // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 6. – С. 32–37.
  6. Цукерман Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. – М. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. – 234 с.
  7. Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?/ Г. А. Цукерман, Д. В. Гинзбург // Вестник Ассоциации «Развивающее обучение». – 2009. – № 6. – С. 5–22.
  8. Цукерман Г. А. Оценка без отметки / В. А. Миндарова, М. П. Романеева, JI. А. Суховерша, Н. Л. Табачникова, Г. А. Цукерман, С. И. Шияновская. – Институт «Открытое общество». – URL: Pedagogiskais centrs «Eksperiments» (дата обращения 23.12.2019).
  9. Цукерман Г. А. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? (три года лонгитюдного исследования) / Г. А. Цукерман, Ю. И. Суховерша / Психологическая наука и образование. – 2000. – № 1 – С. 52–63.
  10. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.