ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

№6,

Педагогические науки

Смирнов Сергей Владимирович (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: МОДЕРНИЗАЦИЯ; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ; ФИЛОСОФИЯ; MODERNIZATION; FEDERAL STATE EDUCATIONS STANDART; PHILOSOPHY.


Аннотация: В данной статье рассматриваются цели, задачи и механизмы повышения уровня практической ориентированности преподавания философии в вузах. Автор отмечает, что в условиях современного общества, необходимость формирования конкурентноспособной личности требует от студента развития умений применять полученные при усвоении данной дисциплины знания на практике.

Ускорение темпов научно-технического развития, требует от человека умений приспосабливаться к быстро меняющейся социальной обстановке, развития способностей к непрерывному обучению с целью реализации творческого подхода к решению производственных (практических) задач.

Необходимость формирования конкурентоспособной личности в этих условиях, требует от преподавателя изменения методологических оснований преподавания учебных дисциплин. В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом, принятым в современной школе [1], основой образовательной деятельности педагога становится системно-деятельностный подход к реализации преподавания учебных дисциплин, ориентированный, на необходимость формирования у учащихся следующих способностей:

– готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– умений проектирования и конструирования социальной среды развития в системе образования;
– способностей к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

В соответствие с данным стандартом, выпускник современной школы должен обладать следующими личностными характеристиками:

– любить свою Родину, знать родной язык, уважать культуру и традиции своего народа;
– осознавать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
– активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества;
– уважать закон и правопорядок, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, отечеством;
– уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности;
– применять полученные знания на практике. И т.д.

Формирование данных характеристик, осуществляется в ходе организации и проведения учебных занятий, процесса самоподготовки и реализации мероприятий внеклассного характера.

Задача ВУЗа в этом отношении, заключается в углублении и закреплении представлений обучаемых о мире и месте в нем человека; о возможности использования полученных в школе знаний на практике.

В этом отношении, особое значение придается преподаванию курса философии – дисциплины, направленной на общетеоретическое осмысление мира и места в нем человека. Целью данного курса является систематизация студентами имеющихся у них основ гуманитарных знаний в единую целостную картину мира, позволяющую им осознавать свою социокультурную идентичность в качестве субъектов общественно-исторического процесса, а также, использовать полученные знания в целях повышения эффективности практической деятельности. Учебная дисциплина «Философия», призвана углубить профессиональные представления студентов об основных этапах и закономерностях исторического процесса, о необходимости толерантного отношения к представителям других культур и цивилизаций. Студенты, на основании данного курса, получают способность к использованию основ философских и социально-гуманитарных знаний для расширения и углубления своего научного мировоззрения. Содержание дисциплины ориентирует будущего специалиста на слияние теоретических знаний с практической деятельностью, на необходимость междисциплинарной интеграции философии и наук гуманитарного цикла [2].

Следствием усвоения материала дисциплины является формирование следующих умений и навыков:

– осуществлять социально-философский анализ актуальных проблем, возникающих в учебной и обыденно-практической деятельности;
– самостоятельно анализировать научные и философские тексты; излагать и аргументировать личную позицию, участвовать в дискуссии, выносить обоснованные суждения по важнейшим философским проблемам;
– работать в команде, выстраивать взаимодействия с другими людьми на основе толерантности, диалога и уважения;
– использовать полученные знания в различных сферах применения интерактивных технологий обучения: проблемных лекций, мастер-классов, дискуссий, круглых столов, бесед-диспутов.

В процессе формирования данных умений и навыков большую роль играет использование преподавателем различных форм реализации учебного процесса: проблемных лекций, практикумов, дискуссий, круглых столов, бесед-диспутов, мозговых штурмов. Эти мероприятия направлены не только на развитие у студентов умений учиться, но и «критически анализировать и ранжировать информацию, эффективно общаться и быть кооперативными. Ведь коммуникативные умения и навыки работы в группе, во многом обеспечивают социальную компетентность личности и достижение ею жизненного успеха» [3].

Перечисленные формы проведения учебных занятий способствуют росту познавательного интереса к изучаемой дисциплине, актуализации и проблематизации вопросов общетеоретического характера. Одновременно, происходит развитие способностей к командной работе, толерантного отношения к людям, стремления избегать конфликтных способов решения проблем. Формируются умения формулировать, аргументировать и отстаивать личную позицию по отношению к рассматриваемым проблемам [4]. И т.д.

Преподавание философии, таким образом, в настоящее время требует не просто углубления теоретических знаний по проблемам соотношения мира, общества и человека. В условиях модернизации современного образования, этот процесс направлен на формирование практических навыков и умений, позволяющих человеку приспосабливаться к возрастающей скорости социальных изменений, использовать теоретическое знание в целях оптимизации форм трудовой и межличностной деятельности.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // URL: http://window.edu.ru/resource/593/75593 (дата обращения: 01.03.2017).
  2. Ibatova A.Z. Using interdisciplinary integration in teaching english of oil and gas students in Russia / Ibatova A.Z., Ivanova N.L., Ilin A.G., Ippolitova N.V., Stavruk M.A. // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Т. 11. № 15. – P. 8055-8061.
  3. Кисель Н.К. Интерактивные методы в преподавании философии на естественнонаучных факультетах // URL: http://charko.narod.ru/tekst/un_obr_2001/kis-medved.htm (дата обращения: 01.03.2017).
  4. Смирнов С.В. Рост практической ориентированности в преподавании философии // Экономика и социум. Электронное научно-практическое периодическое издание. 2015г. – №1 (14). – URL: http://www.iupr.ru/sovremennye_nauki_i_obrazovanie__1_14____2015_g_/ (дата обращения: 1.03.2017).