УДК 373.31

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

№22,

Педагогические науки

Протопопова Елена Александровна


Научный руководитель: Макарчук Я.В., доцент, канд. пед. наук.


Ключевые слова: ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА; МОДЕЛЬ; LOGICAL UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES; YOUNGER SCHOOLBOY; TEXT TASK; MODEL.


Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников при решении текстовых задач; автором описаны результаты проведения диагностического исследования по проблеме исследования и педагогические условия, при которых этот процесс будет наиболее эффективным.

В настоящее время в системе образования произошли кардинальные изменения. Очевидным стал переход от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Следовательно, основной целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Подтверждение этому находим в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования». В нём говорится, что одними из приоритетных направлений модернизации образования являются «деятельностный характер образования» [3] и «направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности» [3]. В свете этого универсальное учебное действие (УУД) рассматривается как необходимое надпредметное умение, способствующее успешности обучения.

Логические универсальные учебные действия — овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно — следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям [2]. В общий набор логических УУД входит умение использовать знаково-символические средства. На ступени начального образования основным показателем развития данного УУД становится овладение моделированием «как способом познания» и «как важнейшим учебным действием» [1]. Стоит отметить, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для обучения работе с моделями, так как «использование визуально воспринимаемых моделей позволяет опираться на наглядно-образное мышление ребёнка» [1], характерного для ученика начальных классов.

Одним из разделов основной образовательной программы начального общего образования в курсе «Математика» является раздел «Текстовые задачи». Процесс решения текстовых арифметических задач интересен тем, что, по мнению С.А. Козловой: «Невозможно научиться решать задачи, не формируя одновременно общие приемы познавательной деятельности», в том числе приёмы работы с моделями [2].

Исходя из этого, текстовые задачи являются «одним из «полигонов», где отрабатывается действие моделирования», а само умение решать задачи выступает «как один из критериев сформированности действия моделирования» [2].

Хотя действие моделирование рассматривалось различными учеными, такими как А.Г. Асмолов, А.В. Белошистая, И.А. Володарская, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин, в систематизации и обобщения данного действия в процессе обучения решения текстовых арифметических задач недостаточно. Стоит отметить, что приёмы моделирования при обучении решению текстовых арифметических задач использовались в основном в системах развивающего обучения достаточно давно. С введением ФГОС актуальным становится вопрос об их независимости от учебно-методического комплекса.

Достижение планируемых предметных и метапредметных результатов возможно только в случае проведения учителем целенаправленной систематической работы по формированию действия моделирования при обучении решению задач младших школьников. На основе методической литературы я составила классификацию методических приёмов с опорой на действие моделирование. Использование этих приёмов позволяет не только формировать действия кодирования, декодирования и умения работать с моделью, но и оценивать сформированность УУД. На рисунке 1 представлены возможные модели к задаче, такие как предметные, графические и знаковые.


Рисунок 1. Модели к задаче

Сравнив авторские программы по математике, мы увидели, что в планируемых результатах раздела «Работа с текстовыми задачами» отражена динамика развития действия моделирования на протяжении четырёх лет обучения. Однако, основываясь на анализе учебников математики для начальных классов, мы пришли к заключению, что авторами учебников по различным УМК не всегда созданы необходимые условия формирования умения работать с моделью.

Проведено изучение уровня сформированности действия моделирования у младших школьников как обобщенного умения решать арифметические задачи. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 «А» и 3 «В» класса МБОУ «Ирбинская средняя общеобразовательная школа №6» — 30 обучающихся в возрасте 8-10 лет. Школьники были разделены на группы: экспериментальную и контрольную. Выявлено, что у большинства учащихся 3 класса слабо выражено владение действием моделированием при решении текстовых задач. Поэтому мы апробировали методические разработки с целенаправленным и систематичным использованием приёмов моделирования в процессе обучения решению задач на движение. Это позволило достичь не только предметного результата, но и улучшить показатели по сформированности знаково-символических УУД.

Для оценки достижения планируемых результатов была составлена проверочная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние» с использованием приёмов моделирования. Учет индивидуальных возможностей учащего осуществлялся за счет дифференцированного подхода (3 уровня сложности).

Анализ проверочной работы как промежуточного контроля показал, что большинство детей достигли предметного результата по разделу «Работа с текстовыми задачами», а именно решать задачи в 1-2 действия на нахождение неизвестной величины. Исследуя результаты выполнения детьми задания 4 (это задание дети выполнили наиболее успешно), можно прийти к выводу, что действие декодирование у школьников сформировано. Однако процесс кодирования, а именно переход от словесной модели к знаковой, не сформирован в достаточной степени. В некоторых работах учащихся были обнаружены попытки решать задачи без опоры на модель. Это можно объяснить тем, что учитель не выставлял четких требований для построения модели при решении всех задач.

Для проведения итогового контроля была разработана ещё одна проверочная работа с целью сравнения с результатами стартовой диагностики. Соответственно, упор делался на оценку логических УУД — моделирования. Кроме того проверялись такие УУД: умение осуществлять анализ, владеть обобщенным способом решения задач, принимать и сохранять учебную задачу. На выполнение проверочной работы отводилось 30 минут.

Одно из заданий проверочной работы было подобным заданию из методики «Нахождение схем к задаче» (по А.Н. Рябинкиной). Второе задание было направленно на умение видоизменять модель. Ученику предлагался чертеж, отражающий зависимость величин скорость, время и расстояние. Необходимо было выбрать таблицу, данные которой соответствовали чертежу. В последнем задании использовался приём «Выбор задачи по данной модели». Выбрав текст задачи, соответствующий таблице, школьнику нужно было записать решение задачи. Стоит отметить, что задача была составной. Следовательно, все задания были направлены на проверку сформированности действия декодирования и умения работать с моделью.

Сравнительный анализ результатов стартовой диагностики и итогового контроля позволяет сделать вывод, что систематичное и целенаправленное использование методических приёмов с опорой на действие моделирование позволяет не только достигать предметных результатов, но и формировать логические УУД — моделирование. По результатам итоговой диагностики 12 человек показали высокий уровень сформированности действия моделирования (по результатам стартовой диагностики таких не было), 11 человек — средний уровень и 3 человека на низком уровне.

На основе апробированных материалов мы составили комплекс методических приёмов и практических заданий для учителей начальных классов по формированию действия моделирования в процессе обучения решению текстовых арифметических задач для использования в массовой школе.


Список литературы

  1. Бура, М.Н. Как научиться решать задачи / М.Н. Бура // Начальная школа. – 2002. — №9. – С. 23-28.
  2. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них/ С.А. Козлова // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. — №10. – С. 3 — 6.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Издательство «Просвещение». М.: 2008. – Режим доступа: http://standart.edu.ru (дата обращения 23.09.2019).