УДК 349.422

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

№22,

Юридические науки

Бакушина Валерия Сергеевна


Научный руководитель: Власов В.А., к.ю.н., доцент кафедры ГПиОЮД Ачинского филиала КрасГАУ, доцент кафедры гражданского права и процесса СибЮИ МВД России, член РАЮН.


Ключевые слова: ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; ПРОДУКЦИЯ; РЫНОК; ПИТАНИЯ; ЭКОЛОГИЯ; ORGANIC AGRICULTURE; ORGANIC PRODUCTS; ENVIRONMENTAL LAW; PRODUCTS; MARKET; NUTRITION; ECOLOGY.


Аннотация: В статье анализируется производство и реализация органической продукции сельского хозяйства, в том числе механизм государственной поддержки. А так же основы правового регулирования производства этой продукции.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что человек является неотъемлемой частью природы. От ее состояния зависят его жизнь и здоровье. Право граждан на охрану здоровья закреплено в Конституции Российской Федерации в статье 41. [1] Важнейшим условием поддержания жизнедеятельности человека является правильно организованное питание, которое обеспечивает нормальный рост и развитие человека. В ближайшее столетие главным источником полноценной пищи людей, останутся сельскохозяйственные продукты, потребление которых должно быть полностью безвредным. Улучшение их качества является национальной проблемой для всех государств, независимо от политического и экономического строя. В современных условиях эта проблема резко обострилась.

Сегодня органическое сельское хозяйство получило признание во всем мире, а спрос на органические продукты увеличивается с каждым годом. Многие развивающиеся страны активно применяют производство органической продукции, в перспективе планируя увеличение экспорта своей продукции в развитые страны. Они оптимизировали свои национальные законы с учетом требований разных стран и провели сертификацию сельскохозяйственных земель как органических. Этот опыт следует учесть и России, которая планирует стать полноценным участником «органического» рынка. [2]

Как самостоятельное направление органическое земледелие стало активно развиваться, начиная с 40-х гг. прошлого столетия в Европе и Америке, в ответ на зависимость от синтетических удобрений. Lord Northbourne, ученый Оксфордского университета, в 1940 году в книге «Заботьтесь о земле» впервые ввел понятие органического сельского хозяйства. В развитие органического сельского хозяйства внесли вклад ученые разных стран.

Принятие сельскохозяйственного регламента (EC) № 2092/91 об органическом земледелии и соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в 1991 году Европейским советом министров стало большим прорывом в развитии производства органической продукции. После введения этих правил органическое сельское хозяйство получило официальное признание и стало частью реформы Общей сельскохозяйственной политики Европейского совета. Это позволило признать производственные критерии и системы управления качеством третьих стран эквивалентными европейским и организовать импорт органических продуктов. В регламенте созданы общие стандарты для всего Европейского союза, что способствует доверию потребителей, для которых создались условия приобретения экологически чистых продуктов, произведенных по официальным стандартам, из других государств-членов Европейского союза. При этом странам Евросоюза разрешено принимать стандарты органического производства своей страны, дополнительные и более строгие. [3]

Органическое производство – это производства сельскохозяйственных культур и растений, продуктов животноводства, птицеводства и пчеловодства, полученных с использованием технологий, обеспечивающих изготовление пищевых продуктов из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО и не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения, а также продукты их переработки, содержащие в своем составе не менее 95% ингредиентов, полученных с учетом требований санитарных правил, а содержание остальных ингредиентов в конечном продукте не превышает 5% от массы всех ингредиентов. [4]

В регламенте Евросоюза № 834/2007 (п.1) для органического производства сформулировано определение: «органическое производство является системой ведения хозяйства и производства продукции, которая сочетает в себе лучшие виды природоохранной деятельности, использование естественных ресурсов и разнообразных видов, применение высоких стандартов в обеспечении благополучия животных и методов производства с целью удовлетворения потребности покупателей в продуктах, произведенных с использованием натуральных веществ и процессов».

Органические овощи, в сравнении с традиционными, содержат меньшее количество нитратов, кадмия и пестицидов. Пестициды в органических овощах и фруктах обнаруживаются в концентрациях в 14–24 раза меньше, чем в аналогичных продуктах, выращенных традиционным методом.

Система регулирования в области органического сельского хозяйства в России только начинает складываться. Государство в различных документах отмечает важность нового направления в развитии сельского хозяйства. Так, в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года подчеркивается, что, хотя органическое сельское хозяйство является быстрорастущим рынком, но спрос на его продукцию пока не удовлетворен, кроме того оно выступает одной из потенциальных точек роста для сельских поселений. Указывается, что формирование и развитие органического сельского хозяйства в России позволит:
— ввести в оборот значительную часть брошенных посевных площадей;
— обеспечить занятость сельского населения в регионах, где производство сельскохозяйственной продукции в настоящее время сократилось;
— создать имидж России на внешнем рынке как поставщика экологически чистой продукции и обеспечить тем самым более высокие цены на экспортируемые сельскохозяйственные товары;
— обеспечить внутренний продовольственный рынок отечественной продукцией высокого качества. [5]

В России до настоящего момента нет действующего закона, координирующего органическое производство. Но вступление в силу такого закона обеспечит развитие экологического земледелия, а также производство качественных и безопасных продуктов питания.

Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 июля 2018 года. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Вышеупомянутый Федеральный закон будет регулировать отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции.

Закон введет следующие понятия:
— органическая продукция;
— органическое сельское хозяйство;
— производители органической продукции. [6]

С августа 2019 года Минсельхоз России получил исключительные права на товарный знак органической продукции. Соответствующее свидетельство было выдано Роспатентом.

Официальный знак российской органической продукции будет представлять собой белый лист на зеленом фоне с надписью «ОРГАНИК» на кириллице и латинице. Наличие данного знака на товаре будет информировать потребителей о том, что продукт и его производство соответствуют национальным стандартам органического земледелия. В настоящее время Минсельхозом России совместно с другими органами власти идет разработка подзаконных актов, в том числе о ведении реестра производителей органической продукции, разработано несколько ГОСТов. Внедрение единого образца маркировки будет способствовать повышению качества продукции на отечественном рынке и в целом развитию агропромышленного комплекса страны. [7]

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что органическая сельскохозяйственная продукция безусловно обладает приоритетом. Вступление в силу ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а так же разработка новых форм и методов государственно-правового регулирования рынка органической продукции создаст условия для эволюции органического земледелия и фермерства в России, что позволит обеспечить экологически чистой продукцией не только граждан страны, но и обеспечит возможность отечественным организациям стать полноправными игроками на международном органическом рынке.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Мистратова Н.А. Анализ зарубежного опыта производства и реализации органической продукции сельского хозяйства // Вестник КрасГАУ. 2018. № 2. с. 162-165.
  3. Кудряков В.Г., Мирончук В.А., Есаян С.А. Государственное регулирование органического земледелия: основы и особенности европейского и американского законодательства // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 105(01). с. 1–18.
  4. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов : СанПиН 2.3.2.2354-08 от 21.04.2008 № 26
  5. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017) “Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года”
  6. Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 280-ФЗ (последняя редакция)
  7. Пресс-служба Минсельхоз России. Минсельхоз России получил исключительные права на товарный знак органической продукции [Электронный ресурс] Пресс-служба Минсельхоз России. – Режим доступа: http://mcx.ru/press-service/news/minselkhoz-rossii-poluchil-isklyuchitelnye-prava-na-tovarnyy-znak-organicheskoy-produktsii/. — (дата обращения: 20.11.2019).