УДК 37.01

ИННОВАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

№22,

Экономические науки

Ряполов Анатолий Олегович


Научный руководитель: Степанов Р.В., к.э.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО И ОПЕРАТИВНОГО ВЕДЕНИЯ; STATE UNITARY ENTERPRISE; STATE OWNERSHIP; RIGHT OF ECONOMIC AND OPERATIONAL MANAGEMENT.


Аннотация: В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы совершенствования управления Государственными унитарными предприятиями и возможные пути их решения.

Наиболее эффективными инновациями в системе управления считаются [7]: реинжиниринг или оптимизация бизнес-процессов, функционально-стоимостный анализ, маржинальный анализ, построение клиентоориентированной компании, активный и агрессивный маркетинг, корпоративные информационные системы, логистическое администрирование, сбалансированная система показателей эффективности, аутсорсинг, бенчмаркинг, механизмы саморазвития, пятиступенчатая модель мотивации и др.

Формирование инновационной стратегии в системе управления унитарного предприятия является достаточно сложным и длительным процессом, ведь инновации в системах управления характеризуются высоким риском, который ученые объясняют психологическим барьером и избеганием неопределенности со стороны персонала, ведь эта группа нововведений в первую очередь касается именно их. Для данного типа инноваций в большей степени, чем для технологических и производственных присущий риск возникновения сопротивления со стороны работников предприятия, неприятие новых идей.

Модель возникновения и развития инноваций в сфере управления унитарного предприятия можно описать с помощью следующих этапов: осознание проблемы, разработка и формулировка идеи, ее признание.

В основе разработки инновационной стратегии должны лежать стратегические управленческие решения, которые [2-4]:
– ориентированы на будущее и на постоянные изменения среды;
– связанные с привлечением значительных материальных ресурсов, широким использованием интеллектуального потенциала;
– характеризуются гибкостью, способностью адаптироваться к изменениям рыночных условий;
– учитывают неконтролируемые организацией внешние факторы.

Разработка инновационной стратегии унитарного предприятия предполагает ее формализацию в виде инновационной программы.

При этом должны быть установлены цели, задачи, процедуры в рамках инновационных проектов, включены в программу. Необходимо определить ресурсы и временные ограничения, как для отдельных инновационных проектов, так и для всей инновационной программы. Для организационного обеспечения выполнения программы необходимо сформировать организационную структуру управления инновациями унитарного предприятия, создать систему внешних связей с партнерами, потребителями и другими заинтересованными сторонами.

Внедрение инновационной стратегии унитарного предприятия требует наличия соответствующих организационных и управленческих возможностей. Основная их функция – нивелировать негативное влияние от противодействия изменениям, которые в основном возникают в самых успешных предприятиях. Устойчивость предприятия приводит к его негибкости и неспособности развивать внутренние радикальные предложения, которые являются основой инновационной деятельности [3]. В отечественных предприятиях проблемы дополняются желанием сохранить стабильность в достаточно шатком внешней среде, поскольку руководство не готово к риску, что возникает. Авторы выделяют такие цели формирования инновационной стратегии по совершенствованию системы управления предприятия [1]:
– формирование бизнес-процесса, является единым для всей компании;
– повышение производительности труда и количества задач, выполняемых предприятием;
– уменьшение рисков предприятия;
– повышение квалификации сотрудников;
– повышение мотивации сотрудников;
– организация более прозрачной схемы управления предприятия и отдельных ее участков;
– расширение деятельности предприятия, налаживание отношений с новыми контрагентами;
– автоматизация системы управления деятельностью предприятия.

Управленческие инновации унитарного предприятия с течением времени трансформируют сам способ функционирования организаций, но в большинстве современных компаний не разработаны формальные процедуры для содействия созданию новых идей в сфере менеджмента и теоретико-методическое обеспечение реализации управленческих инноваций на низком уровне.

В основном современные управленческие инновации унитарного предприятия возникают из-за необходимости преодоления определенных кризисных ситуаций, ликвидации или уменьшение давления внешних или внутренних угроз по отношению к предприятию. Следует учитывать, что инновации в сфере менеджмента являются локальными, то есть опыт их внедрения в одной не иметь пользы для другого, а также существуют различия зарубежной и отечественной корпоративных культур [6].

Специфичность управленческих инноваций унитарного предприятия проявляется в модели их возникновения, которая включает следующие процессы:
а) выявление противоречий в сфере функционирования экономической системы и управления ее развитием;
б) продуцирование идей развития организации;
в) разработки и формализации мероприятий по развитию, формирование технологии их внедрения;
г) внедрения управленческих нововведений;
д) признания управленческих инновации внутренними и внешними стейкхолдерами [9].

Управленческие знания и методы в сочетании с практическим опытом компаний обусловливают необходимость создания действенных механизмов преобразования неявных и специфических знаний на кодифицированные знания, которые могут быть реализованы или переданы через рыночные механизмы.

Управленческие знания сочетают:
1) понимание, определяемое как способность к выявлению потенциально полезных альтернатив;
2) компетентность или способность выполнять планы и процедуры;
3) инициативу или способность действовать согласно имеющихся альтернатив. Эффективное управление требует абстрактного и аналитического мышления менеджеров, их постоянного обучения, в основе которого – познание [7].

Для описания организационной модели управления знаниями в компании считаем целесообразным использовать процессный подход. Ключевыми процессами создания знаниевых активов в организации считаем следующие:
1) обеспечение доступа к актуальной, достоверной информации;
2) создание условий для обучения;
3) генерирование знаниевых активов;
4) внедрение управленческих инноваций
5) мониторинг организационных изменений в организации [8].

Процесс обеспечения доступа к актуальной, достоверной информации предполагает наличие доступа к информационным источникам, что образуют уникальные конкурентные преимущества и формируют предпосылки их активного использования с целью создания знаниевых активов.

При исследовании управленческих инноваций унитарного предприятия было выявлено следующие четыре перспективы управленческих инноваций [1-9]:
– институциональная перспектива, где институциональные условия влияют на создание и распространение управленческих инноваций;
– модная перспектива, где поведение и предпочтения менеджеров влияют на персонал предприятия, а также какие методы менеджмента ведут рациональный ход управление;
– точка зрения культуры, где культура управления влияет на создание и распространение управленческих инноваций;
– рациональная точка зрения, где менеджеры берут на себя ответственность в создании и реализации управленческих нововведений.

Одним из передовых мировых новаторов в сфере управленческих технологий является компания Google – уникальный поисковый механизм в глобальной системе Internet и одновременно прибыльная бизнес-модель. Главное отличие Google от десятка других поисковиков и тысячи менее успешных интернет-компаний – в философии. Что может быть понятнее корпоративной миссии Google: «Организовать всю мировую информацию и сделать ее доступной и полезной для всех»? [7].

Другим примером может быть компания Virgin Р. Брэнсона, которая под брендом Virgin продает музыкальные записи, алкоголь, свадебные платья, осуществляет авиационные и железнодорожные перевозки, управляет отелями на экзотических курортах, предоставляет услуги мобильной связи, медицинские и финансовые услуги. Как утверждают эксперты, уникальность Virgin объясняется тем, что бренд отражает личность самого Р. Брэнсона.

Г. Брэнсон – один из самых эксцентричных и эпатажных людей среди миллиардеров. Он превратил свой бизнес в шоу, развлечение для себя самого, своих сотрудников и миллионов зрителей. Брэнсон может появиться на публике в танке времен Второй мировой войны, в рубке суперскоростного судна, или в корзине воздушного шара, в костюме Бэтмена, или в белом свадебном платье. Его известный принцип гласит: бизнес должен приносить удовольствие и наслаждение – причем в первую очередь потребителям, а необычные акции и шумиху в прессе привлекают публику лучше любой рекламы.

Г. Брэнсон не любит говорить «нет» и всегда готов поддержать инициативу своих подчиненных. Корпоративная культура в компании Р. Брэнсона заключается в следующем: будучи неутомимым генератором идей, Р. Брэнсон ценит и всячески поддерживает эти качества и в своих сотрудниках, требуя от них высокой активности и самостоятельности, не терпит волокиты и бюрократии, поэтому намеренно не раздувает штат в подразделениях компании. Г. Брэнсон любит повторять, что нет такого решение, которого не могут принять два человека, разговаривая по телефону, а если вопрос очень важный, то тет-а-тет [7].

Таким образом, в современных условиях глобальных экономических процессов, чтобы стать более гибкими и эффективными в конкурентной среде, ведущие мировые корпорации направляют значительную часть средств и времени на совершенствование управления своих бизнес-процессов. Для достижения высокого уровня конкурентоспособности компаниям необходимы новые подходы в управлении – управленческие инновации.

Долговременное конкурентное преимущество и успешность любой компании зависят от ее своеобразия, от умения творчески подходить к управлению, способности находить нестандартные решения сложных проблем, то есть сверхважными являются не столько «правильные принципы» менеджмента, сколько управленческие инновации.

Нет сомнения, что зарубежный опыт внедрения управленческих инноваций необходимо использовать в России К сожалению, в настоящее время в стране предприятия как частные, так и государственные пока недостаточно используют передовой опыт развитых стран, не генерируют и не внедряют инновационные технологии в управлении унитарного предприятия. Поэтому государству необходимо стимулировать инновационные процессы как на корпоративном уровне (за счет роста доходов потребителей и обеспечение развития высококонкурентной среды), так и на уровне государственных предприятий (осуществление эффективной антимонопольной политики и финансирование внедрения управленческих инноваций), тем более что многие кто из них имеет незавидное финансовое положение, и в том числе через проблемы управленческого характера, что и будет предметом наших дальнейших исследований.


Список литературы

  1. Бацокина О.Е., Тимофеева Ю.Г. Оценка качества менеджмента и ISO 9000 // Пятые Чарновские чтения: Сборник трудов. Материалы V международной научной конференции по организации производства. –Москва, 2015. – С. 43-49.
  2. Винокуров В.А. Качество менеджмента – основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – №6. – С. 9-19.
  3. Котиева Ю., Быстров А., Есина А. Выбор метода и показателей для оценки качества менеджмента промышленного предприятия // РИСК (Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция). – 2015. – №3. – С. 392-398.
  4. Маслов Д., Ватсон П., Чилиши Н. Функциональная модель оценки
    менеджмента // Методы менеджмента качества. – 2005. – № 3. – С.24-28.
  5. Михеева С.В. Некоторые аспекты оценки качества управления // Стандарты и качество. – 2003. – №3. – С. 29-31.
  6. Синявец Т.Д., Глущенко М.Е., Шаляпина Ю.В. Проблемные аспекты методики анализа и оценки эффективности менеджмента // Вестник Омского университета. Серия Экономика. – 2012. – № 4. – С. 26–35.
  7. Тимофеева Ю.Г. К исследованию методов оценки качества менеджмента // Электронный научный журнал «Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана». – 2016. – №6 (44). – Режим доступа: DOI: 10.18698/2306-8477-2016-6-369
  8. Тихомиров Г.А. Сопоставление концептуальных взглядов на менеджмент качества и качество менеджмента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 10. – С.26–30. – Режим доступа: URL: http://ekoncept.ru/2013/13196.htm
  9. Хайнц-Юрген Клепциг, Хендрик-Юрген Фатер. Working Capital Management: Золушка руководства предприятия? // Контроллинг. – 2014. – №3(53). – С.3-7.