УДК 37.01

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

№22,

Экономические науки

Ряполов Анатолий Олегович


Научный руководитель: Степанов Р.В., к.э.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО И ОПЕРАТИВНОГО ВЕДЕНИЯ; STATE UNITARY ENTERPRISE; STATE OWNERSHIP; RIGHT OF ECONOMIC AND OPERATIONAL MANAGEMENT.


Аннотация: В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы совершенствования управления Государственными унитарными предприятиями и возможные пути их решения.

Важной характеристикой управленческой инновации является ее радикальность. Только ранние новаторы способны обеспечивать развитие деятельности предприятия, а поздние новаторы могут только адаптировать к этим условиям деятельности. Управленческая инновация к ее воплощению в жизнь должна пройти определенные стадии, на каждой из которых она приобретает необходимые характеристики. Определение стадий воплощения управленческой инновации позволяет осуществить качественную разработку мер не только по планированию и контролю, но и по созданию условий для развития инновационного процесса. Можно выделить такие стадии внедрения управленческой новации:
– инвенция – появление идеи инновации;
– инициация – исследование и проверка возможности воплощения идеи вследствие использования информационных технологий;
– диффузия – воплощение идеи, которая способна повысить эффективность деятельности конкретных подразделений или предприятия в целом [1].

Основными факторами, препятствующими внедрению управленческих новаций на предприятиях, является:
– отсутствие в достаточном объеме финансовых возможностей для формирования управленческого потенциала;
– недостаточная квалификация управленческого персонала;
– отсутствие информации об эффективных инновациях в сфере управления и возможности получить квалифицированную помощь и консультации.

Управленец, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность хозяйствования. Так, основными факторами, которые влияют на эффективность деятельности предприятий являются: новые информационные технологии и компетентность управленцев, которые порождают управленческие инновации и обеспечивают рост управленческого потенциала [3].

В современных условиях хозяйствования информация является критическим фактором, если речь идет о процессе создания новых благ (последовательность действий, которые способствуют созданию новых благ и коммерциализации инновационных идей), процесс снабжения (увеличение разнообразия каналов движения финансовых и информационных ресурсов), процесс построения системы ценностей для конечного потребителя (побуждение к созданию новых потребностей).

Адекватная информация, полученная оперативно, является единственно возможной основой точного и своевременного решения сложных задач управления. Поскольку менеджер не имеет всей необходимой информации в конкретной ситуации, поэтому нужно ее производить или получать извне. То есть недостаточные или неполные знания менеджеров можно восстановить за счет дополнительных средств в использовании и развитии информационной системы менеджмента предприятия. Улучшение ее использования повышает, во-первых, уровень знаний персонала предприятия и потенциальных возможностей сокращения непроизводительных операций, во-вторых, информированность всех уровней руководства о текущей ситуации в пределах их полномочий и миссии предприятия в целом.

Менеджеры предприятий должны владеть арсеналом знаний и способностью использовать их для его управления. Применение знаний и навыков менеджеров проявляется в их компетенции, посредством которой и порождаются управленческие инновации. Так различают два типа компетенций:
– ключевая компетенция, которая характеризуется теоретическими и практическими знаниями управленца, которые он использует из различных научных источников информации для решения проблемы в практической деятельности, формируя следующую инновацию;
– трансфертная компетенция, которая включает характеристики, которые присущи ключевой компетенции, но при условии способности менеджера адаптироваться к различным социально-психологическим и другим непредвиденным ситуациям в своей деятельности.

Классификация моделей поведения по А. Ирибарки основывается на трех уровнях процедурных знаний, что позволяет автору выделить инновационный характер деятельности управленца. В разработанной классификации автором выделены следующие модели поведения:
– имитационная – способность к построению экономико-тематических моделей;
– адаптационная – действия управленца в неопределенных ситуациях;
– инновационная – решение проблемы в условиях отсутствия полной информации [2].

Любая новация основывается на моделях, которые содержат в себе известные конструктивные элементы.

Это присуще и управленческим новациям, поскольку решение менеджеров не исключает наличия определенных элементов (приемы, принципы, модели), которые являются стандартными процедурами. Получение необходимого результата в условиях неопределенности (полной или частичной) вследствие использования знаний (информации), которые отличаются от стандартных процедур или правил, является признаком управленческой инновации.

Итак, основные пути повышения качества управления унитарным предприятием – это изменение содержания функций, технологий и организации процесса управления и методов работы аппарата управления унитарного предприятия, которые повышают эффективность деятельности унитарного предприятия в условиях неопределенного влияния факторов внешней среды на него, в результате применения компетенции менеджеров и использования новых информационных технологий.


Список литературы

  1. Винокуров В.А. Качество менеджмента – основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – №6. – С. 9-19.
  2. Тимофеева Ю.Г. К исследованию методов оценки качества менеджмента // Электронный научный журнал «Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана». – 2016. – №6 (44). – Режим доступа: DOI: 10.18698/2306-8477-2016-6-369
  3. Тихомиров Г.А. Сопоставление концептуальных взглядов на менеджмент качества и качество менеджмента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 10. – С.26–30. – Режим доступа: URL: http://ekoncept.ru/2013/13196.htm