УДК 342

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

№22,

Юридические науки

Чанков Виктор Еремеевич


Научный руководитель: Тышта Е.В., доцент, кандидат политических наук.


Ключевые слова: КОНСТИТУЦИЯ РСФСР; ВИД ОБРАЗОВАНИЯ; ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; КОНСТИТУЦИЯ СССР; ОБРАЗОВАНИЕ; РОДНОЙ ЯЗЫК; РСФСР; OF THE RSFSR; TYPE OF EDUCATION; HIGHER EDUCATION; CONSTITUTION OF THE USSR; EDUCATION; NATIVE LANGUAGE; RSFSR.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы становления конституционного права на образование в России. Показаны особенности реализации права на образование в СССР и в настоящее время; признается, что участие государства, а соответственно и проникновение публично-правовых элементов, было наибольшим именно в прошлые годы. Государство предоставляет гражданам обширные возможности для использования видов и форм системы образования по их собственному выбору. От степени реализации права на образование в конечном итоге зависит качество жизни современного человека.

Падение царской России, приход в октябре 1917 года к власти большевиков стало началом кардинального переустройства всей государственной и общественной жизни страны, включая сферу народного образования. Основными направлениями новой образовательной политики являлись: обеспечение всеобщего общедоступного обязательного бесплатного обучения; совместное обучение мальчиков и девочек; создание единой светской школы, преемственности ступеней образования; отмена ограничения на прием студентов по социальному положению, распространение обучения на национальных языках, отмена различных привилегий и ограничений, связанных с религиозным вероисповеданием (декретом СНК от 21 января 1918 года церковь отделялась от государства, школа от церкви); высшее образование должно состоять в передаче не только технических и профессиональных, но и культурных знаний.

Постепенно указанные направления были отражены в Конституциях РСФСР, СССР. В 1918 году была принята первая Конституция РСФСР, в которой закреплялось: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своею задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» (статья 17) [2].

В условиях экономического развала, политической «неразберихи» и полной неграмотности большей части населения, господствовавших в России в то время, данная норма носила преимущественно программный характер. В статье указано «ставит своей задачей предоставить…», в связи, с чем можно сделать вывод, что государство не гарантирует «здесь и сейчас» реализацию права на образование, а провозглашает для себя задачу, которую необходимо решить в будущем. Кроме того, что государство заявляет о предоставлении образования не всем гражданам, а только рабочим и беднейшим крестьянам, о других классах в Конституции не говорится. Следовательно, задача Республики – ликвидация безграмотности, так как именно указанные в Конституции классы не имели образования, однако являлись опорой нового государства и РСФСР пока не располагает достаточными возможностями для реального и полного обеспечения всеобщего права на образование. В Декрете СНК РСФСР от 26 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» впервые установлена обязанность всего населения РСФСР в возрасте от 8 до 50 лет, не владеющего письмом и чтением, обучаться грамоте на родном или русском языке. Данный Декрет закрепил в отношении лиц, уклоняющихся от установленных в нем обязательств и препятствующих посещению школ карательную меру – в виде привлечение к уголовной ответственности. Конституция РСФСР 1925 года не закрепляла новых положений в развитии права на образование. Статья 8 Конституции РСФСР 1925 года содержала следующее: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить им полное, всестороннее и бесплатное образование» [3].

В указанной норме законодатель исключил конкретику в отношении рабочих и беднейших крестьян, сохранив категорию «трудящихся» и оставив «обеспечение доступа к знанию» в качестве задачи, стоящей перед государством. 22 апреля 1927 года было принято Постановление СНК РСФСР «О порядке введения всеобщего обязательного начального обучения в РСФСР», в соответствии с которым: – обязанность по обучению детей возлагалась на граждан, которые имели на своем иждивении детей, а также проживали в местности, на которую распространяло действие Постановление; – обязанность по обучению беспризорных и круглых сирот, не состоящих на чьем — либо иждивении, а также физически — дефективных и умственно — отсталых детей возлагалась на местные органы народного образования; – родители (законные представители) имеющие детей на своем иждивении, а также соответствующие должностные лица учреждений, в которых находятся дети, за отказ посылать детей в школу первой ступени в тех местностях, где введено обязательное посещение детьми школ первой ступени, подлежат административной ответственности. Указанные лица освобождались от ответственности в случае болезни ребенка, стихийного бедствия, а также когда в школе не было мест.

Таким образом, впервые в РСФСР была установлена обязательность начального образования, однако не на конституционном всеобщем уровне. Обязательное начальное образование существовало не во всех регионах страны, а только там, где имелась соответствующая материально — техническая, кадровая, финансовая база. Конституция СССР 1936 года, в статье 121 декларировала: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся» [4].

Статья 125 Конституции РСФСР 1937 года дублирует указанные положения. Со временем в Конституцию СССР 1936 года и Конституцию РСФСР 1937 года вносились изменения, которые отражали расширение гарантий конституционного права граждан на образование. Статья 121 Конституции СССР 1936 года (в ред. от 29 октября 1976 года) закрепляла: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально — технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся».

Стоит отметить, что указанная норма содержала широкий перечень обязательств государства, включая обеспечение обучающихся государственными стипендиями (в действующей Конституции такая гарантия не предусмотрена), достаточно подробно расписаны уровни образования, а также формы обучения.

Таким образом, гражданам СССР в 1976 году гарантировалось: – всеобщее обязательное восьмилетнее образование; – бесплатность всех видов образования; – система государственных стипендий; – обучение в школах на родном языке. Государство обеспечивало: – развитие среднего общего политехнического образования, профессионально — технического образования, среднего специального и высшего образования; – развитие вечернего и заочного образования; – проведение на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения. Следует подчеркнуть, что полное среднее и высшее образование в определенные исторические периоды СССР было платным (Постановление Совмина от 26 октября 1940 года №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий»). Обучение в старших классах средних школ, а также в среднеспециальных и высших учебных заведениях СССР стало бесплатным с 1 сентября 1956 года, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года.

Статья 25 Конституции СССР 1977 года провозглашала, что в СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности. Само право на образование было закреплено в статье 45 Конституции СССР 1977 года, которая также как и Конституция СССР 1936 года, указывала на гарантии его реализации: «Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально — технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования»[5].

Стоит уточнить, что среднее образование становится всеобщим и обязательным; гарантируется бесплатность всех видов образования, получить бесплатное высшее образование можно лишь по результатам вступительных экзаменационных испытаний претендентов в высшие учебные заведения. Набор гарантий в Конституции 1977 года шире, чем в Конституции 1936 года: на первое место выходит бесплатность всех видов образования; обучающимся предоставляются как стипендии, так и государственные льготы; производится бесплатная выдача учебников; впервые на конституционном уровне упоминается самообразование, гарантируется создание для него условий. Таким образом, с момента провозглашения конституционного права на образование в 1918 году шло постепенное развитие данного права и гарантий его реализации: – с 1918 по 1935 год: закрепление на конституционном уровне права трудящихся, рабочих и беднейших крестьян на образование, данные нормы носили программный характер, являлись задачей, которую необходимо было решить государству; 25 – с 1936 по 1976 год: установление гарантий права на образование – всеобщеобязательность, бесплатность образования; возможность получения образования в вечерней и заочной форме, на родном языке; закрепление государственных стипендий, развитие профессионального образования; – с 1977 по 1991 год: расширение гарантий права на образование при помощи совершенствования системы образования, содержания образования, развития самообразования, финансовой поддержки обучающихся (стипендии, льготы, бесплатная выдача учебников).

Однако идеи, которые были первоначально провозглашены советской властью, перекрывались классовым, социалистическим и партийным подходом к делу народного образования: – образование было полностью идеологизированным и подчинялось интересам пролетариата (например, была принята резолюция проходившего 18 — 23 марта 1919 года VIII съезда РКП(б) «О политической пропаганде и культурно — просветительской работе в деревне»); – образование базировалось на методологии марксизма — ленинизма, запрещались любые эксперименты и творческий поиск (не допускалось педагогических и академических свобод); – создавались коммунистические университеты и институты красной профессуры для подготовки преподавателей; – наряду с большими возможностями на получение образования, в разное время существовали нормы, связанные с ограничением доступа к образованию для тех или иных категорий граждан. В послереволюционный период ограничения доступа к образованию касались в основном «нетрудовых» классов, в последующем, существовал ряд постоянных или временных ограничений, касающийся и трудящихся (например, при поступлении в вузы отдавалось предпочтение лицам, имевшим двухлетний стаж работы на производстве или отслужившим в рядах Вооруженных сил) [1, с.21].

Тем не менее, право на получение образования в РСФСР, СССР (конституционное право на образование) являлось неотъемлемой, конституционно закрепленной категорией правового статуса личности.

Таким образом, в Советской России право на образование по Конституции СССР 1977 г. (ст. 45) и Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 43) было исключительным правом для граждан и бесплатным для всех видов образования. Более того, граждане обеспечивались стипендиями, льготами и бесплатными учебниками. «Граждане РСФСР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования» [6,с.233].

В Конституции 1993 г. данное право утрачивает свою исключительность, поскольку не только граждане имеют право на образование, при этом устанавливается гарантированность бесплатного образования только для дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Более того, Конституция не гарантирует установления государственных стипендий и льгот, а также предоставление обучающимся учебных материалов. Однако следует понимать, что установление и всестороннее развитие права гражданина на образование представляет собой стратегический интерес любого государства. Ведь именно система образования напрямую связана с отечественным рынком труда, выпуская трудовые ресурсы. От качества профессиональной подготовки этих ресурсов напрямую зависит развитие российской науки, промышленности и экономики. Идеальных систем не существует, поэтому в поисках новых решений оптимизации и усовершенствования России стоит обратиться и к опыту прошлого, и к опыту ведущих зарубежных стран, почерпнув и не потеряв лучшее. В сочетании современного и инновационного с традиционным и устойчивым лежит решение текущих проблем отечественного образования на всех уровнях.

Завершая данное рассмотрение, необходимо отметить, что в статье рассмотрены лишь отдельные аспекты истории становления конституционного права на образование, поэтому эта тема требует дальнейшего изучения и анализа со стороны исследователей.


Список литературы

  1. Беляйкина А.И. Конституционное право на образование в Советской России и СССР // В сборнике: Юридическая наука как основа формирования правовой культуры современного человека. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 21
  2. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г. (Конституция РСФСР) [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт информ. — правовой компании]. – Режим доступа: http: // constitution.garant.ru / history / ussr — rsfsr / 1918 / – (Дата обращения 05.10.2019)
  3. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 11мая 1925 г. (Конституция РСФСР) [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // Гарант: [сайт информ. — правовой компании]. – Режим доступа: http: // constitution.garant.ru / history / ussr — rsfsr / 1925 / red _ 1925 / – (Дата обращения 05.10.2019).
  4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистической Республики от 5 декабря 1936 г. (Конституция СССР) [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // Гарант: [сайт информ. — правовой компании]. – Режим доступа: http: // constitution.garant.ru / history / ussr — rsfsr / 1936 / red _ 1936 / 3958676 / – (Дата обращения 05.10.2019).
  5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистической Республики от 7 октября 1977 г. (Конституция СССР) [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // Гарант: [сайт информ. — правовой компании]. – Режим доступа: http: // constitution.garant.ru / history / ussr — rsfsr / 1977 / red _ 1977 / 5478732 / – (Дата обращения 05.03.2018).
  6. Крылова Е.Г. Конституционное право граждан на образование: тенденции развития на современном этапе // В сборнике: Научные труды. Российская академия юридических наук Российская академия юридических наук, ООО «Издательство «Юрист». Москва, 2019. С. 233