ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЕС
№6,
Юридические науки
Соленникова Анастасия Борисовна
Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ; ЕВРОСОЮЗ; БЕЗРАБОТИЦА; СТРАТЕГИЯ ЕВРОПА 2020; SOCIAL POLICY; EVROPEAN INTEGRATION; THE EUROPEAN UNION; UNEPLOYMENT; THE EUROPE 2020 STRATEGY.
Основные проблемы социальной политики Европейского Союза на современном этапе: значительный уровень безработицы, который к концу 2012 г. вырос до рекордной отметки за всю историю существования валютного союза – до 11,7%. В декабре в Евросоюзе официальная безработица достигла 25,9 млн. человек, в еврозоне – 18,7 млн. человек. Эксперты прогнозировали показатель на уровне 11,9%. В то же время, уровень безработицы оказался выше прогнозируемого Еврокомиссией уровня в 11,3%.
Проблемой Евросоюза является старение населения. На протяжении предшествующих десятилетий число людей пожилого возраста в регионе ЕС росло. Трудоспособное население заметно сократилось. Пропорции тех и других быстро менялись не в пользу экономически активного населения. В последующие годы действие этих тенденций сохранится. Доля престарелых в возрастной структуре населения на фоне отрицательных показателей его естественного прироста будет стремительно повышаться.
Данные, приводимые в Докладе ЕС о старении населения, свидетельствуют: сейчас на каждого человека, перевалившего рубеж в 65 лет, приходятся четверо, находящихся в возрастной группе от 15 до 64. К 2060 году их останется только двое. То есть, если сейчас на каждого пенсионера приходятся четверо работающих, то через полвека их число снизится до двух. Престарелым будет всё меньше и меньше на кого опереться. Доля людей в возрастной группе от 65 до 79 лет вырастет довольно значительно. Она увеличится на половину. Но эта цифра меркнет по сравнению с тем, что произойдёт с возрастной группой тех, кому за 80. Её доля подскочит в три раза. Соответственно пропорция людей, относимых по возрасту к экономически активной части населения, снизится на 15%, если не больше.
Помимо кризиса развития Европейский Союз переживает и существенный кризис доверия. Ещё более очевидной стали проблемы дефицита демократии в управлении европейскими интеграционными процессами и оторванности наднациональной бюрократии, центром и олицетворением которой является Еврокомиссия, от простых граждан Евросоюза. Граждане не понимают, кто управляет Евросоюзом, не ведется никаких политических дебатов о направлениях развития ЕС (гражданам не предоставляется право выбора), существуют вопросы о демократичности мандатов европейских институтов, политические процессы не соответствуют принципам либеральной демократии, прозрачности, ответственности и участию. Европейский Союз, Совет Европейского Союза и Европейская комиссия в недостаточной степени учитывают интересы граждан.
Рассмотрим перспективы решения социальных проблем и перспективы развития ЕС.
Европейская комиссия 3 марта 2010 г. представила стратегию «Европа 2020» направленную на выход из кризиса и подготовку экономики ЕС на последующие десятилетие. 2010 г., который стал новым началом для Европы.
Европейская Комиссия определила три основных движущих силы для экономического роста: разумный рост – содействие развитию знаний, инноваций, образования и цифрового общества, устойчивый – рост сделать производство более ресурсно-эффективным, поддерживая при этом конкурентоспособность и всесторонний рост – повышение участия в рынке труда, приобретение навыков и борьба с бедностью. Эта битва за экономический рост и создание рабочих мест потребует соучастия на высшем политическом уровне и мобилизации всех участников.
Европейская комиссия предлагает основные направления социальной политики: занятость, экологические проблемы, образование, борьба с бедностью. Для реализации стратегии «Европа 2020» у ЕС есть все необходимые инструменты для управления экономическим порядком. Но новый экономический курс требует необходимость решения социальных проблем, которые напрямую зависят от экономического положения стран – ЕС.
Реализация Стратегии Европа 2020 представляет собой дополнительную возможность активизации социального открытого метода координации, а также укрепление его автономии и независимости.
Тематические отчетности, например, по детской бедности и благосостоянию детей, пенсионному обеспечению, положению бездомных, является ключевым направление социальной политики ЕС. Они должны быть объединены с общими целями Стратегии 2020 и приоритетами для каждой страны.
Однако прогнозы, как известно, редко сбываются. Рост европейской экономики, который приведет к улучшению условий жизни населения, выглядит пессимистично – эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ожидают, что темпы роста окажутся ниже средних показателей за последние 20 лет, причем не только из-за долгового кризиса, но и из-за старения населения и низкого роста производительности.
Одни исследователи предрекают крах Евросоюза, т.к. выполнение стратегии «Европа 2020» невозможно в столь короткие сроки, программа лишена смысла и все равно приведет к распаду ЕС. Другие же исследователи считают, что стратегия является лучшим сценарием превращения ЕС, как следствие борьбы с текущим кризисом, в сверхгосударство. Эти варианты столь маловероятны, что вряд ли заслуживают серьезного внимания.
Можно с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать, что вплоть до конца текущего десятилетия Евросоюз основные силы потратит на решение внутренних проблем развития, будет находиться в зоне высоких экономических, социальных, политических рисков. Его ждет болезненная переналадка модели социального рынка, без увеличения, конкурентоспособности которого у организации нет шансов занять передовые позиции в XXI столетии. Все это связано с трудностями в реализации стратегии «Европа 2020» – отсутствием единого внутреннего рынка ЕС. Главными препятствиями является законодательство на национальном уровне и недостаточное выполнение договоренностей на уровне ЕС. Также, негативным фактором для темпов роста является, с одной стороны, старение населения, а с другой – невысокий уровень занятости молодежи в большинстве стран, что подталкивает внутреннюю миграцию.
Можно прогнозировать и дальнейшие сдвиги в сторону демократизации Евросоюза, который изначально был проектом политических элит. К настоящему времени проблема «демократического дефицита» усилилась настолько, что без ее решения стабилизация ситуации в ЕС не представляется возможной. Продолжится усиление роли Европарламента, к 2020 г., вероятно, начнется создание общеевропейских политических партий. Этот процесс будет иметь и побочные последствия, усиливая трения между Европарламентом, Еврокомиссией и Европейским советом.
Как считают официальные структуры ЕС и работающие не него эксперты, для выведения ЕС из кризиса – необходимо увеличить рост национальных экономик, для этого нужно создание условий для большей мобильности рабочей силы. В настоящее время лишь 3% трудоспособного населения ЕС живет вне пределов страны гражданства, что, по мнению экспертов ОЭСР, является крайне низким показателем.
Также эксперты предлагают для ликвидации старения населения необходимо переложить на работающих и работодателей большую ответственность за формирование пенсионных накоплений. Упростить и рационализировать систему здравоохранения. Повысить возрастную планку выхода на пенсию. Стимулировать занятость лиц пенсионного возраста. Переориентировать капиталовложения в человеческий капитал таким образом, чтобы люди дольше оставались в хорошей «спортивной» форме и могли соответственно дольше работать. Модернизировать систему постоянной переподготовки кадров.
Для достижения устойчивого роста, ЕС необходимо искоренить безработицу, улучшить качество жизни граждан Европейского Союза.
Для ликвидации «демократического дефицита», потребуются дополнительные меры, такие, как эволюция полномочий Европарламента и национальных представительных органов, поиск форм участия граждан в политике Евросоюза, формирование лояльности граждан по отношению к европейским партиям, однако обеспечение поддержки решений ЕС исключительно за счет эффективности его политики больше не представляется возможным.
Таким образом, к 2014 г. основными проблемами социальной политики ЕС являлись значительный рост безработицы, старение нации, оторванность административных структур, дефицит демократии. Разработанная стратегия «Европа 2020» даёт ответ на вопросы о путях выхода из кризиса и создания условий для устойчивого и всеобъемлющего роста и развития. В стратегии «Европа 2020» тенденции развития социальной политики ЕС, тесно связаны с экономическими проблемами. ЕС представляет развитие социальной политики более сильным, углубленным, решение социальных проблем повлияет развитие рынка труда и на экономический рост. Перспективы решения социальных проблем привлекался в значительном увеличении роста занятости. ЕС обеспечивает основу для разработки общей стратегии, национальных стратегий и координации политики между странами − членами ЕС по вопросам, связанным с бедностью и социальной изоляцией, здравоохранением и долгосрочным присмотром, а также пенсионного обеспечения. В дальнейшем основными задачами ЕС будет решение экономических, социальных, политических рисков. Низким окажется экономический рост, что связано с отсутствием единого внутреннего рынка. Евросоюз основные силы потратит на решение внутренних проблем развития.
Положение социальной политики ЕС после 2010 г. оставалось шатким. Это вызвано мировым экономическим кризисом, в результате которого появилась большая категория безработного населения. Также проблемой Евросоюза является большая доля пожилого населения, что отрицательно сказывается на естественном приросте, а в результате привело к сокращению трудоспособного населения. Дефицит демократии, гражданам не предоставляется право выбора, европейские институты в недостаточной степени учитывают интересы граждан. Все эти процессы привели к социальной и политической нестабильности ЕС. Особенно это коснулось категории безработного и бедного населения. В социальной политики ЕС выделились приоритетные направления – переквалификация рабочих, предоставление доступного обучения молодежи, предоставление рабочих мест. Для предотвращения социальной напряженности комиссия ЕС приняла несколько резолюций по координации системы социальной защиты и др. В 2010 г. был разработан план выхода из кризисного состояния «Европа 2020», в котором особое внимание было обращено к увеличению роста занятости населения. ЕС обеспечивает основу для разработки общей стратегии, между странами – членами ЕС по вопросам связанные с бедностью, социальной дискриминацией, безработицей и др. Социальная политика после 2010 г. активно, пытается выйти из последствий экономического кризиса, захватывая наиболее важные аспекты в области социальной политики, однако можно с высокой степенью вероятности прогнозировать, что Евросоюз будет находиться в зоне высоких политических, экономических и социальных рисков.
Список литературы
- Гарибашвили, Д.И. Дефицит демократии в этапе европейской интеграции: позиция французского парламента/ Д.И. Гарибашвили// Мир и право. – 2014. – № 5. – С. 57-71.
- Кудрин, А. Старение населения и угроза бюджетного кризиса/ А. Кудрин// Вопросы экономики. – 2012. – №3. – С. 52-79
- Euroрe 2020 / Ed. By Dаniel Benjаmin. Brookings Institution Рress. [Eleсtroniс resourсe]. URL: httр://russiаnсounсil.ru/inner/?id_4=1573#toр (dаte of ассess: 24.04.2014)
- Доклад ЕС о старении населения [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ec.europa/economy_finance/publications_summary14911_en.htm (Дата обращения 16.11.2016)
- Попытки выхода Евросоюза из кризиса [Электронный ресурс]. Режим доступа: httр://riа.ru/trend/_exit_сrisis_Eurozone_26072011/ (25 ноября 2016)
- Европейская комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа: httр://eс.euroра.eu/ (Дата обращения 16.11.2016)