УДК 37.012.8

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№22,

Экономические науки

Агафонова Ксения Александровна


Научный руководитель: Бахвалов С.Ю., доцент, к.н. (доцент)


Ключевые слова: КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ; КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; QUALITY OF EDUCATION; QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITY; CRITERIA OF EFFICIENCY OF MONITORING OF QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITY.


Аннотация: В статье проанализированы модели образовательных индикаторов ЮНЕСКО, Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития, содержанию документов и рекомендаций Европейской ассоциации агентств гарантии качества образования (ENQA). Дается сопоставительный анализ систем оценки качества образования в России и в западных странах, направленный на выявление особенностей действующих моделей оценки и возможности проведения определенных организационных мер по улучшению качества образования.

Для того, чтобы получить полный обзор качества образования на всех уровнях, необходимо учитывать данные о мониторинге качества образования. Система мониторинга крайне важна, так как это очень рациональный и хорошо построенный индикатор проверки.

Самой известной и самой мощной моделью образовательных показателей являются модель ЮНЕСКО, Европейский Союз и Организация экономического сотрудничества и развития.

Подход ЮНЕСКО в области мониторинга образовательных услуг основывается на аксиоме, что доступ к высококачественному базовому образованию — неотъемлемое право каждого человека[3].

Эксперты из Европейского Союза (ЕС) работают над созданием лучших концепций индикаторов для мониторинга качества образования с содержанием следующих компонентов: контекстная информация, образовательные процессы, успехи в образовании и поддержка образовательных ресурсов. Статистическая сводка ЕС содержит информацию о многих компонентах образовательного процесса и возникающих условиях. Показатели в модели ЕС структурированы как на уровнях образования (дошкольное, среднее, высшее образование) и специальностей (преподавание иностранных языков, использование информационных и коммуникационных технологий и т. д.).

Самую универсальную, на наш взгляд, модель разработала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первое издание сборника ОЭСР «Education at Glance 1992», который был создан с практическими показателями, которые отражают логическую связь между различными частями образовательной системы. Всего документ состоит из 38 показателей, сгруппированных в три части: контекстуальная информация, поддержка образовательных ресурсов и показатели результатов образовательного процесса. Последняя версия Rapid Study была значительно улучшена и имеет более дробные показатели.

В дополнение к принципам сертификации качества образования, стандарты и рекомендации ENQA также содержат общие руководящие принципы для эффективных процедур и методов проверки качества, которые отражают следующие принципы:
— мониторинг должен соответствовать заявленным целям и задачам — критериям соответствия;
— контроль качества должен помочь определить истинное состояние образовательной организации с целью подготовки достаточных и приемлемых мер для улучшения ситуации на основе имеющихся ресурсов — критериев осуществимости;
— ценная информация о результатах различных уровней отслеживания, начиная с отдельных учебных заведений, должна быть быстро доведена до целевой аудитории (заинтересованных сторон) и общественность для разработки мобильных планов по улучшению качества образования.

Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.

В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.

PIRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.

В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:
— чтение для приобретения читательского литературного опыта;
— чтение для освоения и использования информации.

TIMSS — исследования, основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.

Исследование проходит каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.

В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.

Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.

Концепция оценки качества образования PISA-исследования разработана на основе компетентностного подхода, что сделало эту программу востребованным мониторинговым исследованием. Показателями результатов обучения выступают не степень освоения учебных программ, а способность применять предметные знания и умения в ситуациях, требующих умения обобщать, размышлять, делать выводы, принимать решения и продуктивно действовать, то есть сформированность основных (базовых) компетенций, названных грамотностями.

Критериальная система PISA-исследований выгодно отличается от отечественной оценочной практики, в которой доминируют количественные характеристики. Образовательные достижения учащихся в исследованиях PISA, как видим, не связываются с успеваемостью, количеством отличников, хорошистов и неуспевающих, числом оставленных на повторное обучение и покинувших школу по каким-либо причинам, числом получивших какие-либо знаки отличия (медали, грамоты, дипломы, сертификаты победителей олимпиад, конкурсов и т. п.) или поступивших в вуз на бюджетные места, что до последнего времени было характерно для оценки качества образования в отечественной системе образования. Российская школа, сориентированная на оценку своей деятельности по количественным показателям, уделяет явно недостаточное внимание достижению истинных, качественных результатов обучения, что, в частности, подтвердили все циклы международного исследования PISA.

Россия принимала участие во всех циклах PISA- исследования — 2000, 2003, 2006, 2009, 2012 г. Однако наши школьники пока не показали высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни[4].

Резюмируя рассмотрение зарубежного опыта мониторинговых обследований, следует отметить, что международная концепция оценки состояния школьного образования за последние два-три десятилетия претерпела существенные изменения. Она затрагивает теперь не только учащихся, но и образовательные учреждения, и системы образования в целом.

Изменяются представления о сущности качества образования. Если вначале с качеством образования связывали лишь его результаты, ассоциируемые с учебными достижениями школьников, то в последние годы к составляющим качества образования относят и условия, в которых получены эти результаты. Причем по условиям, созданным для обучения детей, судят о состоянии всей системы образования страны.

Расширяется перечень показателей результатов образования. В него включают помимо академической успешности ключевые компетенции, самоощущение ученика, состояние его мотивационно-потребностной сферы, взаимные отношения с педагогами, микроклимат в школе и многое другое.

В ситуации отсутствия в России национальной системы мониторинга качества образования исследования PIRLS, TIMSS и PISA становятся надежными источниками информации по многим направлениям функционирования системы отечественного школьного образования, периодически предоставляя сопоставимую информацию.

С нашей точки зрения, для подведения итогов ревизии реального качества образовательной деятельности не требуется сложная шкала градации оценок — достаточно фиксации состояния качества по пяти категориям: высокое, оптимальное, достаточное, критическое, низкое.

При формировании критериев и показателей мониторинга качества следует ориентироваться прежде всего на принципы системного подхода, распределив индикаторы по трем условным группам: критерии и показатели обеспеченности, эффективности и результативности функционирования системы высшего образования, что позволит анализировать качество образования одновременно и как процесс, и как систему его управления, и как конечный продукт этого процесса. Эти три группы индикаторов должны стать стержнем создания эффективного, соответствующего требованиям мировых стандартов инструментария измерения качества образования в РФ.


Список литературы

  1. Карнаухова М.В.Международные показатели качества современного образования//Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур Сборник научных трудов I Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Под редакцией С.Н. Курбаковой, Г.П. Бакулева. 2019. С. 50-54.
  2. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост. И. Д. Никулин — М.: Логос, 2016-451с.
  3. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA), 2015, Stand-ards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.enqa.eu/wp-content/uploads/2015/11/ESG_2015.pdf.
  4. PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых…участвуют школьники России https://mel.fm/issledovaniye/9058732-all_tests