УДК 342

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

№22,

Юридические науки

Рогаль Анна Сергеевна


Научный руководитель: Ушакова Е.В., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ; ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РФ; STATE ORDER; PUBLIC PROCUREMENT; ADMINISTRATIVE AND LEGAL INSTITUTE; SOURCES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF STATE ORDER IN THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению источников административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации.

В настоящее время административное право является, пожалуй, самой несистематизированной отраслью права ввиду многообразия его многочисленных источников. Источники административного права — это внешние формы выражения административных правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты [3].

Отметим, что вопрос систематизации источников административно-правового регулирования сферы государственного заказа до¬вольно полемичен, что обусловлено наличием сложных и неоднородных отношений в указанной сфере, регулируемых правовыми нормами различных отраслей права.

Учитывая выявленные нами ранее внешнеотраслевых и внутриотраслевых признаков его административно-правового регулирования, предлагаем рассмотреть весь массив нормативных правовых актов федерального и регионального уровней не по их иерархии, а в соответствии с последовательностью взаимосвязанных этапов государственного заказа, понятие которого сформулировано в первом параграфе настоящей главы. Указанное позволит не только определить источники административно-правового регулирования государственного заказа, но и наглядно установить степень легального урегулирования общественных отношений данной сферы, возникающих на каждом последовательном этапе государственного заказа.

Необходимо отметить о небольшом количестве источников административного права, регулирующих этапы прогнозирования и планирования государственного заказа. К их числу можно отнести Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором не только ярко выражен характер администрирования государственного заказа, но и определен порядок регулирования цен на отдельные товары, работы, услуги [4].

Во исполнение данного указа принято Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым официально определяется порядок административно-правового регулирования и установления ценовой политики, особенно для предприятий, занимающих доминирующее положение на российском экономическом рынке. Постановлением четко определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации. К основным недостаткам можно отнести то, что в него включен не весь спектр товаров, работ и услуг необходимых для удовлетворения государственных нужд.

К источникам административно-правового регулирования формирования государственного заказа можно отнести, с нашей точки зрения, Федеральные законы «О государственном материальном резерве» и от 27 декабря 1995 г.№ 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», устанавливающие общие правовые и экономические принципы и порядок формирования государственного заказа, а также группу нормативных правовых актов из четырех Федеральных законов и нескольких подзаконных нормативных правовых актов [1].

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», регулирующий качество и безопасность пищевых продуктов в том числе и в процессе удовлетворения государственных нужд. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Таким образом, государственные заказчики обязаны на этапе формирования государственного заказа строго руководствоваться требованиями норм указанных правовых актов, поскольку они легально устанавливают требования к товарам, работам, услугам, нормы и технологии безопасности, согласно устанавливаемым техническим регламентам и стандартам.

В целях повышения эффективности размещения государственного заказа приняты Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 609-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки, (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона», утратившее силу в связи с принятием Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки, (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона», значительно расширившего указанный перечень, позволяя государственным заказчикам ускорить, оптимизировать и унифицировать процедуры размещения государственного заказа и По¬становление Правительства Российской Федерации 4 ноября 2006 г. № 642 (в ред. от 17 марта 2009 г.) «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства». Подобным образом законодатель установил обязательное требование для всех государственных заказчиков на этапе формирования государственного заказа по определенному перечню товаров, работ и услуг проводить торги в форме аукциона и размещать государственный заказ у субъектов малого предпринимательства [3].

В целях поддержки отечественного производства принят Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд», устанавливающий требования о преференциях поставщикам товаров российского и белорусского происхождения, которые государственный заказ¬чик обязан соблюдать при формировании государственного заказа. Действие приказа носит временный характер, до 31 декабря 2010 года, в целях улучшения экономической стабильности российского рынка в период финансового кризиса.

Можно с уверенностью сказать, что этапы планирования, прогнозирования и формирования государственного заказа не получили должного государственного регулирования, а имеющиеся нормативные правовые акты устанавливали общие принципы и порядок формирования государственного заказа. Законодателем уделено особое внимание административно-правовому регулированию размещения государственного заказа, основу которого в настоящее время составляет Федеральный закон. Необходимо отметить тот факт, что в пояснительной записке к проекту Федерального закона были обозначены основные задачи: систематизация законодательства Российской Федерации о государственных закупках; создание основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок; приведение законодательства Российской Федерации о государственных и муниципальных нуждах в соответствие с международным законодательством, учет положительных примеров правового регулирования государственных закупок в законодательстве иностранных государств и нормативных правовых актах международных организаций [2]. Некоторые из этих задач были учтены законодателем в процессе нормотворческой деятельности, однако многое так и осталось в черновиках и проектах.


Список литературы

  1. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственного заказа // Право и экономика. 2005. № 2. -С.32- 39.
  2. Борисов А.Ы., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Деловой двор», 2009. -32 с.
  3. Головистикова А.Н. Административное право России в таблицах и схемах: учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007. -340 с.
  4. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 2005 г. № 207-ФЗ, от 27 июля 2006 г.№ 142-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ (с изм. от 24 июля 2007 г., 8 ноября 2007 г.), от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ, от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ). — М.: Юриспруденция, 2008. С 9.