УДК 342

ПРАВОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ»

№22,

Юридические науки

Рогаль Анна Сергеевна


Научный руководитель: Ушакова Е.В., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ; МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ; STATE ORDER; MUNICIPAL ORDER; PUBLIC PROCUREMENT; ADMINISTRATIVE AND LEGAL INSTITUTE.


Аннотация: Данная статья посвящена конкретизации правового толкования понятийного содержания «государственный заказ», правовому регулированию размещения государственного или муниципального заказа.

В целях конкретизации правового толкования понятийного содержания «государственный заказ» обратимся к определению «государственные нужды», которое законодатель закрепил в Федеральном законе. Под государственными нуждами понимаются «обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности ее субъектов, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ» [2].

Размещение государственных и муниципальных заказов – это общественные отношения по формированию государством или муниципалитетом в лице органов публичного управления (государственного или муниципального учреждения, органа управления внебюджетным фондом) заявки на поставку товара, производство работ, оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей, оформляемые специальными конструкциями гражданско-правовых договоров.

Сегодня в международной практике государственные и муниципальные заказы используются как эффективные меры расходования средств бюджета при сокращении отрицательного воздействия на систему государственных и муниципальных закупок на конкуренцию на рынке. В качестве объекта государственных и муниципальных закупок выступают традиционные объекты гражданского оборота – товар, работа, услуга. Таким образом, содержание отношений по размещению государственного или муниципального заказа составляет заказ органов публичного управления и иных субъектов на поставку товара, производство работы и оказание услуги, оплачиваемые за счет федерального бюджета, регионального бюджета, бюджета муниципалитета, а также с использованием внебюджетных финансовых ресурсов [1].

Размещение государственных и муниципальных заказов направлено на решение следующих задач публичного управления [2]:
— государственный заказ направлен на удовлетворение потребностей органов публичного управления федерального уровня (государственного заказчика) в конкретном продукте, а именно товаре, работе или услуге, которые необходимы такому заказчику для реализации возложенных на него законом функций и полномочий публичного управления, в том числе для реализации программ развития конкретных отраслей управления на федеральном уровне, для выполнения принятых на себя государством международных обязательств;
— региональный государственный заказ направлен на удовлетворение потребностей органов публичного управления в конкретном продукте – товаре, работе, услуге – который необходим им для реализации управленческих функций, возложенных на них законом, в том числе для достижения задач целевых программ развития регионального уровня; муниципальный заказ направлен на удовлетворение потребностей органов публичного управления муниципального уровня в конкретном продукте – товаре, работе, услуге – для решения управленческих задач, имеющих значение для местного сообщества, а также для осуществления полномочий государства, которые переданы на основании федерального или регионального закона органам публичного управления местного уровня.

В качестве государственного заказчика может выступать не только орган публичного управления федерального, регионального и муниципального уровня, но также орган управления государственного внебюджетного фонда, казенное учреждение, другой получатель средств бюджета Федерации, региона или муниципалитета.

Рассмотрим принципы размещения государственных и муниципальных заказов. Размещение государственного или муниципального заказа регулируется общими положениями гражданского законодательства, специальным законом о контрактной системе государственных и муниципальных закупок, а также специальными подзаконными актами, регулирующими отдельные сферы рассматриваемых отношений. Законодательством прямо регламентированы принципы размещения государственного или муниципального заказа: общественные отношения по размещению государственного и муниципального заказа должны носить открытый и прозрачный характер [3].

Указанное предполагает, что государственными и муниципальными заказчиками размещаются в общей информационной системе достоверные и полные сведения о государственных и муниципальных контрактах. Предоставление таких сведений любым заинтересованным субъектам должно осуществляться свободно и безвозмездно; существующая система размещения государственных и муниципальных заказов должна обеспечивать формирование конкурентной среды между претендентами на исполнение заказа.

Любому заинтересованному субъекту должно быть предоставлено на законодательном и подзаконным уровне право участвовать в системе контрактных отношений в качестве поставщика товара, производителя работы, исполнителя услуги. При этом конкурентная среда должна характеризоваться добросовестностью участников для целей установления оптимальных условий выполнения государственного или муниципального заказа. Прямо запрещено ограничение конкуренции заказчиком, комиссией, организующей закупки, и другими участниками отношений по размещению государственного или муниципального заказа; субъекты, размещающие заказы, должны реализовывать свои полномочия с привлечением специалистов в соответствующей области управления.

Кроме того, работники государственного или муниципального заказчика, непосредственно занятые в контрактной системе, должны постоянно повышать уровень своей профессиональной подготовки; субъекты, размещающие заказы, должны обеспечить удовлетворение государственных и муниципальных потребностей через приоритетное привлечение инновационного продукта; функционирование контрактной системы подчиняется единым принципам планирования, реализации, мониторинга, контроля и аудита закупок и др. Способы размещения государственных и муниципальных заказов.

Субъектами, размещающими государственные и муниципальные заказы, должны использоваться конкурентные способы размещения – это конкурсное и аукционное размещение. Конкурсное размещение предполагает, что исполнителя заказа определяют посредством выявления лучшего предложения исполнения заказа. Аукционное размещение предполагает, что исполнителя заказа определяют посредством выявления наиболее низкой из предлагаемых претендентами на исполнение заказа цены.


Список литературы

  1. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственного заказа // Право и эконо¬мика. 2005. № 2. С.32- 39.
  2. Гладков B.C. Государственый заказ в сфере государственного управления экономикой: дисс… канд. юрид. наук. -Ростов н/Д, 2008. – 230 С.
  3. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 2005 г. № 207-ФЗ, от 27 июля 2006 г.№ 142-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ (с изм. от 24 июля 2007 г., 8 ноября 2007 г.), от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ, от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ). — М.: Юриспруденция, 2008. С 9.
  4. Ноздрачев А.Ф. Правовая природа госзаказов // Советское государство и право. М.: Наука, 1990. № 3. С. 48-54.