ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЕС И РФ

№6,

Юридические науки

Соленникова Анастасия Борисовна


Ключевые слова: ГЕНДЕР; СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ; GENDER; SOCIAL POLICY; EUROPEAN INTEGRATION.


Аннотация: В статье рассматривается гендерная политика ЕС и РФ. Этапы становления и развития. Сегодня происходит значительное продвижение в направлении социальной политики относительно гендерного аспекта. Принцип равноправия вышел за рамки трудовых отношений и стал распространяться на другие сферы жизни общества. Цель — рассмотреть общественные отношения, касающиеся социальных интересов мужчин и женщин, как представителей различных социальных групп. Объект исследования- система общественных отношений, складывающихся в область обеспечения гендерного равенства. Предметом исследования являются нормы права ЕС и РФ, регулирующие гендерные отношения в социальной политике. Автор в своей статье предлагает рассмотреть становление гендерной политики в рамках процесса развития европейского права и европейской интеграции, а также начало формирования демократической политической системы в РФ.

Гендерная политика предполагает рассмотрение широкого круга социальных вопросов, касающихся социальных интересов мужчин и женщин, как представителей различных социальных групп. Гендерный аспект определяет равное положение мужчин и женщин и их участие во всех сферах жизни общества. Гендерное равенство достигается посредством обретения гендерного равноправия граждан, которым значится «правовой принцип, юридический статус личности в отношениях с государством и другими людьми в реализации прав и обязанностей». Гендерный подход в социальной политике направлен на устранение политический и социальных программ, усугубляющих гендерное неравенство. В политическом отношении гендерная политика — это средство для достижения конкретных целей по укреплению позиций государства как внутри страны, так и на международной арене. Довольно перспективными сегодня являются гендерные исследования в области юриспруденции. Гендерный аспект нашел свое отражение в контексте прав человека, также предпринимается анализ гендерно нейтральных и гендерно выраженных правовых норм в различных отраслях права (Поленина C.B., Лушников A.M., Лушникова М.В., Тарусина H.H. и др.). С точки зрения Полениной С.В. в российском праве ещё не сложилось четкого представления проблемы гендерного равенства граждан, слабо изучены его свойства, содержание и место в правовой системе общества, а также не уделяется внимание роли социального государства в решении данных проблем. Чвыкалов В.В. считает, что действующее трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении в РФ содержит немало норм и положений (высокий уровень юридических гарантий прав женщин в сфере материнства и детства), которые близки гендерной политики в ЕС.

В работе рассмотрен гендерный аспект социальной политики России и Евросоюза на современном этапе.

Европейский Союз.

Становление гендерной политики в ЕС происходило в рамках процесса развития европейской интеграции, европейского права. Уже с первых лет существования Европейских Сообществ в договорах, учредивших ЕОУС, ЕЭС и Евратом, было предусмотрено осуществление ряда социальных мероприятий для создания условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В 1992 году Маастрихтский договор провозгласил создание Европейского Союза, происходит развитие его законодательства и институтов, основной упор делался на социальную политику и в связи с этим на формирование механизмов по обеспечению гендерного равенства. В Маастрихтском договоре среди целей ЕС названы содействие высокому уровню занятости и социальной защиты населения, равноправию мужчин и
женщин (ст. 2). В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве России и Европейского Союза (1994 г.) в качестве обязательного условия сотрудничества является сближение и гармонизация законодательства РФ и ЕС (ст. 55). За Советом ЕС было закреплено право устанавливать минимальные социальные стандарты и технические нормы труда. Были упрощены некоторые процедурные вопросы принятия решений в социальной области. Принципы равенства и запрета дискриминации являются одними из основных принципов функционирования ЕС (ст. 12, 13 Договора о ЕС). Особое место в системе источников ЕС занимает Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989. Несмотря на то, что Хартия носит характер декларации, она имеет большое значение, т.к. определяет базу для дальнейшего развития трудового и социального законодательства ЕС. В ней изложены основополагающие трудовые и социальные права, в этой части она полностью созвучна с Европейской социальной хартией.

В Хартии Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся, и в целом ряде директив ЕС закреплен принцип гендерного равенства, который направлен на защиту беременных женщин от дискриминации, и создание условий для совмещения работы и семейной жизни: Директива Совета 92/85/ЕЕС от 19 октября 1992 года «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда беременных» и Директива Совета 96/34/ЕЕС от 03 июня 1996 года «О родительском отпуске». Директива Совета 97/80/ЕС от 15 декабря 1998 года «О бремени доказательства в случаях дискриминации по признаку пола» возлагает доказательства об отсутствии факта нарушения принципа равенства на защищающуюся сторону.

Принцип гендерного равенства содержится и в Амстердамском договоре (2 октября 1997 г.), где нашла свое отражение Комиссия ЕС, издав особое соглашение «Внедрение равных возможностей для мужчин и женщин во все направления деятельности ЕС». Амстердамский договор, как основной принцип права ЕС, признает равноправие мужчин и женщин. В 13 статье Амстердамского договора отражена борьба с гендерной дискриминацией. В 2007 году был подписан Лиссабонский договор, гарантировавший обеспечение защиты прав человека в соответствии с Хартией ЕС по правам человека.

Добавим, гендерный аспект Социальной политики ЕС определен Европейской Комиссией в «Дорожной карте для достижения равенства между женщинами и мужчинами 2006-2010». Дорожная карта выделила несколько направлений: равная экономическая независимость, искоренение форм гендерного насилия, ликвидация гендерных стереотипов и др.

Более того, страны ЕС переходят на принципиально иную систему социальной защиты семьи, краеугольным камнем которой станет не раздача социальных пособий, а содействие в трудоустройстве, т. е. оказание помощи в повышении квалификации, поиске работы, интеграции (реинтеграции) в рынок труда. Создание координированной системы социального обеспечения предполагает и наличие единых координирующих органов. В ЕС таковыми являются два общеевропейских органа: Это Административная комиссия ЕС по социальному обеспечению и Консультативный трехсторонний комитет по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов. При этом принцип равенства прав и запрета дискриминации в сфере труда и социальной защиты является определяющим в деятельности названных органов.

Таким образом, в ЕС распространение получил структурный подход к обеспечению гендерного неравенства. Целью его достижение было обеспечение Европейской комиссии, Европейского суда, в Директивах. Происходит значительное продвижение в направлении Социальной политики относительно гендерного аспекта. Принцип равноправия вышел за рамки трудовых отношений и стал распространяться на другие сферы жизни общества.

Россия.

В Российской Федерации (РФ) вопрос о равенстве мужчин и женщин не был национальной идеей. Однако в современной России гендерный аспект можно считать самостоятельной областью социальной политики. Становление в РФ гендерной политики связано с необходимостью рассмотрения степени влияния феномена «гендерной дискриминации» на уровень стабильности развития общества в целом и на то, каким образом последствия данного явления отражаются на формировании демократической политической системы. Для этого нужно рассмотреть конкретные законодательные акты, меры по обеспечению гендерной политики, механизмы реализации и институциональные механизмы.

Реализация гендерной политики и обеспечение гендерного равенства в РФ исходит из деловых связей со странами Евросоюза, для которых политика гендерного равенства — одна из приоритетных. Совет Европы, Организация Объединённых Наций (ООН), продвигают в мировом сообществе модель равных прав и свобод человека, а также равных возможностей для мужчин и женщин во всех сферах жизни общества.
Опираясь на Европейский опыт, Россия утвердила международно-правовые документы ООН:
— Хартия прав человека: всеобщую декларацию прав человека
— Конвенция ООН о политических правах женщин
— Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
— Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Во всех этих документах женщины вправе наравне с сильной половиной, участвовать во всех областях жизнедеятельности.

Так, например, статье 4 Декларации о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин сказано, что национальным законодательством должны быть гарантированы «право голоса на выборах и право на избрание в публично избираемые органы», «право доступа на государственную службу и право выполнения всех общественных функций». В Конвенции о политических правах женщин женщины имеют право голосовать на равных условиях с мужчинами, а также могут быть избираемы на равных условиях.

Кроме того, Россия активно участвует в международном гендерном сотрудничестве, поддержала решения Всемирных женских конференций в Мехико (1974 г.), Копенгагене (1980 г.), Найроби (1985 г.), Декларации об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.) и Пекинской Декларации и Платформы действий (1995 г.).

Россия, как член Совета Европы гармонизирует национальное законодательство с общеевропейским правом, но пока только в диапазоне его соответствия принципам свободы, юридического равноправия и справедливости, а также стандартов социальных прав. Эти принципы и международные региональные стандарты Совета Европы получают конкретизацию в решениях Европейского суда по правам человека, которые
являются обязательными для стран, признавших его юрисдикцию. Именно с помощью этих решений впоследствии корректируется национальное законодательство.

В 1990-е годы XX века гендерная политика активно продвигались в России. В Конституции Российской Федерации 1993 г. обеспечение гендерного равенства закреплено законодательно и создавалось с учетом вышеназванных международных документов. В статье 19 Конституции РФ провозглашалось гендерное равенство «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». В Статье 37 сказано о праве мужчин и женщин на равное вознаграждение за равный труд. Похожее положение есть в странах Евросоюза, конкретно в Римском договоре 1957 г. Он содержит специальную статью (ст. 1 19), определяющую правовой статус работающей женщины.

В 1996 году Правительством РФ утверждена Концепция улучшения положения женщин в стране, в которой определены наиболее проблемные области и приоритеты государственной политики в отношении женщин. Также в 1996 г. был принят Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин». В котором сказано о необходимости «обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях». В этом же году был принят «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.», который больше имел абстрактные формулировки.

В 1997 году началась реализация Концепции законотворческой деятельности Государственной Думы по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин. Распоряжением Правительства Российской Федерации в 2001 году утверждён Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы. Он включал меры направленные на улучшение положения женщин на рынке труда; охрана здоровья; оказание помощи женщинам, пострадавшим от насилия. Однако Национальный план действий 2001-2005г., также, как и его предшественник, носил общий характер, и на его реализацию не было выделено необходимых средств.

С 2000-х гг. социокультурная ситуация в России стала меняться, что сказалось и на гендерной политике. В 2002 году прекратила деятельность Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, в 2004 году указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» прекратили свою деятельность Комиссия по делам женщин при Председателе Правительства РФ.

В 2003 году Государственной Думой был рассмотрен проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и возможностей для их реализации мужчинами и женщинами в Российской Федерации». Цель закона – закрепить меры по реализации социальной политики, направленной на обеспечение гендерного равенства.

На сегодняшний день проблемами положения женщин в обществе занимается Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Государственной Думе РФ (был сформированная в 2005 году), а также Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации. Решения комиссии носят больше рекомендательный характер. Так в 2006 г. утверждена «Национальная стратегия обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ», однако документ Правительством РФ принят не был. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день в России отсутствует механизм по улучшению положения женщин, который существует странах Евросоюза.

Проблема в России также заключается в том, что гендерные отношения медленно развиваются, кроме этого, существует проблема гендерной асимметрии в сфере труда и в политической деятельности. Одним из наиболее ярких примеров гендерного неравенства — число женщин среди политиков национального и регионального уровней значительно меньше. Сравнительный анализ представительства женщин в органах законодательной власти в странах ЕС и РФ позволяет сделать вывод, что на политико-управленческом пространстве в России женщин меньше, нежели в Европе.

Сравнительно-правовой анализ законодательства стран ЕС и РФ по вопросам гендерной политики позволяет сделать вывод, что в России нужны значительные изменения в законодательстве. В РФ несмотря на то, что гендерная политика продвигалась, были созданы законодательные акты, программы, были утверждены международно-правовые документы. Однако, гендерная политика должным образом не реализована, как в Евросоюзе. В ЕС действует механизм по улучшению положения женщин, в России он отсутствует. Также в Европе гендерная асимметрия присутствует, но она не ярко выраженная, нежели в РФ. Таким образом, современная гендерная система российского общества носит асимметричный и дискриминационный характер. Поэтому необходима разработка продуманной, обоснованной гендерной политики, охватывающей все уровни власти, а также механизмов ее реализации.


Список литературы

  1. Безган, Л.С. Гендерная политика в Европейском союзе: институциональный аспект (1952-2002 годы)/ Л.С. Безган//Ретроспектива: всемирная история глазами молодых исследователей. – 2011. – № 6. – С.43-50.
  2. Женщины и мужчины России, 2006 : стат. сб. / Росстат. – М., 2007. –255 с.
  3. Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. – М., 2000. – 255 с.
  4. Чвыкалов, В.В. Гендерное равенство в праве. — М., 2007. — 123с.
  5. Чернова, Ж.В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. – СПб.: Норма, 2008. – 328 с.
  6. Штылева, М.А. Формирование политики гендерного равноправия в Европейском союзе (1950-2010)/М.А.Штылева//Журнал исследований социальной политики. – 2012. – № 1. – С.87-102.