УДК 338.27

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

№22,

Экономические науки

Николаенко Алина Сергеевна
Саяпина Татьяна Федоровна


Научный руководитель: Горшкова Л.В., кандидат экономических наук, доцент.


Ключевые слова: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ; ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА; ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ; ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ; СКВОЗНОЙ КОНТРОЛЬ; THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE; THE FEDERAL BUDGET; THE FEDERAL TAX SERVICE; CUSTOMS PAYMENTS; CUSTOMS REVENUE; END-TO-END CONTROL.


Аннотация: В статье представлено взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, при помощи эффективного функционирования «сквозного контроля», показано текущее состоянии и перспективы развития.

На сегодняшний день сотрудничество Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы является одним из самых перспективных направлений межведомственного взаимодействия между органами исполнительной власти Российской Федерации. С обыденной точки зрения взаимодействие означает участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление сходных мероприятий и др. С более строгой, философской точки зрения взаимодействие отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Взаимодействию в нашем случае сопутствуют понятия «взаимодополняемость» и «взаимозависимость», что вполне приемлемо для исследования деятельности налоговых и таможенных служб.

Межведомственное взаимодействие Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы имеет постоянный характер как в нормативно-правовом аспекте, так и функциональной деятельности. В первом случае, деятельность как одного, так и другого органа исполнительной власти регулируется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также международными соглашениями в рамках Евразийского экономического союза. Во втором случае речь идет о пополнение Федерального бюджета Российской Федерации, за счет выполнения фискальной функции Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

Целью данной статьи является проведение анализа направлений взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, а конкретнее, функционирования системы «сквозного контроля».

На сегодняшний день, для упрощения получения информации, а вследствие этого, упрощения межведомственного взаимодействия, от Федеральной таможенной службы к налоговых органам и обратно, достаточно успешно функционирует автообмен информацией между двумя этими ведомствами. Данное взаимодействие было заложено и прописано в Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года.

Главная идея данной программы развития, в сфере взаимодействия ФТС и ФНС заключается в создании эффективного функционирования «сквозного контроля» за движением импортных товаров по территории Российской Федерации. Отметим, что понятие «сквозной контроль» можно отнести не только к импорту товаров, но и к экспорту. Само по себе понятие «сквозной контроль» представляет собой ситуацию попадания товара иностранного производства на внутренний рынок Российской Федерации, на одном этапе пути товар контролируется Федеральной таможенной службой, а далее, в процессе нахождения уже внутри страны, в ведении Федеральной налоговой службы.

Если говорить об экспорте, а конкретнее об экспортных поставках, то понятие «сквозной контроль» все также представляется нам как взаимодействие между двумя органами исполнительной власти Российской Федерации, но в данной ситуации, контроль смещается в сторону учета и проверки правильности декларации по НДС.

На сегодняшний день основными инструментами осуществления «сквозного контроля» налоговыми органами и Федеральной таможенной службой является, например, обязательная маркировка товаров на обороте.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018
№792-р, начиная с 2019 года и заканчивая 2022 годом, в отношении таких товаров как обувь, одежда, духи и парфюмированные товары, фотокамеры и другие товарные номенклатуры будут подлежать обязательной маркировке. Данная мера необходима для определения точного пути попадания товара, определения момента его попадания или убытия с внутреннего рынка Российской Федерации, отслеживания перемещения от одного контрагента к другому. Регулированием данного процесса занимается такая организация, как ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), также они назначены эмитентами специальных кодов маркировки.

Вторая программа, которую реализует Федеральная налоговая служба совместно с ФТС – система документарной прослеживаемости движения товаров. Каждая партия импортного товара, которая поступает на территорию Российской Федерации, получает свой персональный ID номер, который непосредственно фиксируется как в налоговых декларациях, так и в таможенных. Таким образом, после введения этой программы в действие, предполагается, что до 1 декабря 2019 года, оба ведомства на совместной коллегиальной встрече будут отчитываться перед представителями Минфина и Правительства РФ о том, как пилотный проект системы был реализован, оценивать плюсы и минусы, по итогам этой встречи планируется присвоить данной системе официальный статус.

Данная система отслеживает по документообороту то, как конкретные единицы изделий из каждой конкретной партии импортного товара перемещаются или перемещались от одного контрагента к другому и то, как они достигли конечного розничного покупателя. Таким образом, налоговый орган совместно с Федеральной таможенной службой предотвратят многократную перепродажу товаров по документам, в том числе учетным.

Третья система контроля взаимодействия ФТС и ФНС касается учета экспорта. Взаимодействие экспортера и налогового органа проходит по двум основным процедурам, вначале необходимо подтвердить факт вывоза экспортного груза с территории РФ, а за тем обеспечить возвращение НДС к возмещению или уплате. С подтверждением факта вывоза экспортного груза с территории РФ всегда связано множество напряженных моментов, которые влекут за собой «бумажную неразбериху», для их предотвращения, ФНС была представлена система автообмена информацией о факте вывоза экспортного груза с территории РФ между ФТС, ФНС и экспортером.

В качестве показателей успешного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы России могут выступить статистические данные, собранные в ходе анализа годовых отчетов государственного контроля вышеупомянутых служб в соответствующих сферах деятельности, взятых с официальных сайтов ФТС и ФНС Российской Федерации.

Представим анализ совместно организованных проверочных мероприятий ФТС и ФНС России на этапе после выпуска товаров в таблице1.

Таблица 1

Анализ результатов проверочных совместных таможенных и налоговых органов

Показатели 2017 год 2018 год 2018 г. к 2017 г. в %
Количество проверочных мероприятий 897 796 88,7
Доначислено денежных средств, млрд руб. 7 9,9 141,5
Взыскано платежей, млрд руб. 1,6 2,0 125
Возбуждено дел об административных правонарушениях 1 283 1 131 88,1

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют об эффективности взаимодействия ФТС И ФНС России, несмотря на снижение такого показателя, как количество проверочных мероприятий. Указанный спад обусловлен совершенствованием риск-ориентированного подхода при планировании и подготовке проверок, иными словами система управления рисками помогает сократить количество проверок и, соответственно, времени, не теряя при этом эффективности налогового и таможенного контроля в сфере координации их деятельности.

Итак, количество проверочных мероприятий в 2018 году составило 796, что на 11,3% меньше, чем в 2017 году.


Рис.1. Количество совместных проверочных мероприятий за 2017-2018 гг, единиц

Благодаря развитию информационного взаимодействия, применению системы управления рисками данный показатель удалось сократить. Можно предположить, что по итогам 2019 г. количество проведенных проверочных мероприятий так же уменьшится.

Совместно организованная проверочная деятельность обеспечила рост дополнительно начисленных платежей в федеральный бюджет на 41,4%. Так если в 2017 году эта сумма составляла 7 млрд. руб., то в 2018 году она уже возросла и составила 9,9 млрд. руб. Также координация деятельности ФТС и ФНС России обеспечила рост взысканных платежей на 25% в 2018 году по отношению к 2017 году.


Рис.2. Сумма доначисленных платежей, млрд.руб.


Рис.3. Сумма взысканных платежей, млрд. руб.

Подводя итоги проведённого анализа, следует отметить, что:

  • взаимодействие ФТС и ФНС является достаточно эффективным по величине доначисленных денежных средств, взысканных платежей, несмотря на сокращение в 2018 году по сравнению с 2017 годом количество проверочных мероприятий;
  • совершенствование порядка межведомственного взаимодействия ФТС и ФНС продолжается достаточно длительное время и на деятельности обоих ведомств, приносит положительный эффект, что отражается на качестве и результативности скоординированных мероприятий.

Список литературы

  1. Глушак Н.В., Лобановский А.М. Состояние и перспективы развития межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов России // Экономикика. Социология. Право. 2018. №1 (9). С. 9-14.
  2. Данченко В.И. Взаимодействие налоговых органов и таможенной системы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-nalogovyh-organov-i-tamozhennoy-sistemy. (Дата обращения: 16.11.2019).
  3. Деточка А.В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов в системе контроля таможенной стоимости в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2008. №4. С.109-113.
  4. Министерства финансов РФ: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru. (Дата обращения: 19.11.2019).
  5. Министерства экономического развития РФ: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru. (Дата обращения: 18.11.2019).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9016874. (Дата обращения: 16.11.2019).
  7. Совета Федерации: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://council.gov.ru/events/news/96164/ (Дата обращения: 18.11.2019).
  8. Федеральная налоговая служба: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77//. (Дата обращения: 19.11.2019).
  9. Федеральная таможенная служба: официальный сайт // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://customs.ru/. (Дата обращения: 19.11.2019).
  10. Центр развития перспективных технологий: ЦРПТ // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crpt.ru. (Дата обращения: 19.11.2019).