ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
№22,
Экономические науки
Галеева Лилия Ринатовна
Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ; КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ; ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД; СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ; QUALITY CONTROL; EDUCATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM; MANAGEMENT COMPONENTS; PROCESS APPROACH; SYSTEMS APPROACH; STATE EDUCATIONAL STANDARDS.
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что в последнее время процесс организации систем управления качеством захватил не только материальное производство, но и сферу культуры, науки и образования, то есть сферу функционирования совокупного общественного интеллекта, наметилась тенденция применения идеологии управления качеством к самому образовательному процессу.
Управление качеством (quality control) — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству [1, с.22].
Качество образовательных программ, управления образовательным процессом и подготовленностью обучающихся в конечном счете проявляется через качество образовательных учреждений. Именно образовательные учреждения напрямую и более всего (и по времени, и по интенсивности контактов) взаимодействуют с самими заказчиками и получателями образовательных услуг.
При разработке системы управления качеством в образовательной организации, как и в коммерческой, применяется процессный подход, преимущество которого состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. На рисунке 1 представлена модель системы процессного управления качеством образовательной деятельности в школе [4, с.37].
Рисунок 1 — Модель системы процессного управления качеством образовательной деятельности в школе
При процессном управлении качеством образования, входом для образовательной деятельности в школе являются ученики с определённым уровнем умений и навыков, а выходом, то есть результатом, являются выпускники школы, с определенным уровнем полученных знаний и с аттестатом.
В рамках системного подхода управление качеством образования развивается в контексте решения таких вопросов, как [2, с.57]:
- обеспечение единства учебных планов и требований к базовому содержанию образования по всей территории страны;
- переход от субъективного оценивания знаний учащихся к педагогическим измерениям стандартизированными измерителями учебных достижений;
- организация и проведение независимой итоговой аттестации выпускников с целью снятия двойной нагрузки с выпускников как одного из факторов, влияющих на здоровье молодого поколения, и обеспечения качественного отбора молодежи для обучения в вузах путем надежной дифференциации их по уровням подготовленности;
- повышение качества образования путем его демократизации, открытости для общества в вопросах качества обучения и оценивания, принятия более обоснованных управленческих решений на основе сопоставимости результатов педагогических измерений;
- индивидуализация обучения и личностно ориентированный подход к планированию образовательной траектории обучающегося;
- переход к информационным технологиям обучения и контроля, создание единого образовательного и контрольно–оценочного пространства для самообучения, самоконтроля и самооценки.
Управление освоением знаний и качеством образовательного процесса достигается комплексным, координированным воздействием как на субъекты образования, так и на его основные элементы с целью достижения наибольшего соответствия его параметров и результатов необходимым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Для эффективного управления на основе объективных показателей, однозначно определяющих результаты образования, необходим независимый контроль, основанный на теории, технике и технологии современного тестирования как педагогическом измерении уровня учебных достижений обучающихся.
Основными компонентами современной системы управления качеством образования должны стать [3, с.34]:
- объективизация результатов контрольно–оценочных процедур за счет использования апробированных контрольно–измерительных материалов, стандартизированных процедур и технологий оценки качества, обеспечивающих достоверность и сопоставимость данных об учебных достижениях учащихся, педагогов, образовательных учреждений, территорий и регионов, страны в целом;
- установление объективных критериев оценки подготовленности обучающихся, научно и статистически обоснованных показателей качества обучения и критериев эффективности деятельности образовательных систем;
- создание многоуровневых систем мониторинга качества образовательного процесса путем анализа количественной образовательной информации по различным уровням обобщения – от результатов отдельного обучающегося к достижениям всей системы образования – квалиметрического мониторинга качества российского образования;
- систематизация информации, формализация и алгоритмизация мониторинговых исследований, оценивание достигнутых результатов относительно требований стандартов или норм;
- создание условий открытости и доступности широкой аудитории пользователей информации об учебных достижениях обучающихся и качестве обучения в формате, обеспечивающем многоуровневый и многоплановый педагогический анализ;
- оказание учебным учреждениям действенной помощи в освоении технологий тестового контроля, доступности качественного инструментария педагогических измерений для использования в образовательной практике;
- предоставление органам управления образованием разносторонней и достоверной информации для принятия обоснованных решений по совершенствованию учебного процесса и обеспечения необходимых условий его осуществления.
Последовательность действий в обеспечении этих условий предполагает [5, с.42]:
- становление образовательных стандартов – определение требований стандартов, операционализацию стандартов в индикаторах (измеряемых величинах), установление комплекса показателей и критериев (норм как меры оценки качества), по которым можно судить о степени достижения стандартов;
- разработку и совершенствование стандартизированных контрольно–измерительных материалов, контрольно–оценочных процедур, техники и технологии автоматизированной проверки результатов тестирования, алгоритмизация форматов их предъявления пользователям;
- совершенствование методик шкалирования и оценки результатов педагогических измерений;
- создание банков образовательной статистики для накопления количественных характеристик качества учебных достижений учащихся с использованием информационных технологий и программно–инструментальных средств;
- использование методов интерпретации результатов, моделирования состояния образовательной системы, прогнозирования направлений ее развития;
- принятие управленческих решений и мер, направленных на получение положительных изменений в образовательной деятельности учебных учреждений в целях повышения ее результативности.
Формирование эталона качества в образовании начинается с разработки образовательного стандарта. Разработка государственных образовательных стандартов является важнейшим условием обеспечения качества образования и объективизации системы контроля знаний и умений учащихся.
Именно стандарты определяют весь комплекс целенаправленного проектирования деятельности субъектов образовательного процесса и психолого – педагогической среды; требования к качеству конечного продукта образовательной деятельности, инструментальным средствам и методам обучения и контроля.
Рассматривая качество современного образования, необходимо учитывать, что оно само обладает проектной природой и должно быть предметом проектировочной работы всех субъектов образовательного процесса и всех элементов образования.
Введение в действие государственных образовательных стандартов, создание их концептуальных, структурных, содержательных и нормативных основ обеспечивают культуру стандартизации образования и создают условия для повышения качества образования. Поэтому стандарты должны отображать свойства и тенденции самой реальности, задавать основополагающие параметры образовательных систем, выражать современную философию обучения и воспитания, соответствовать нормативам, критериям или ожиданиям потребителей образовательных услуг. При этом сами образовательные программы и стандарты должны соответствовать тем требованиям, которые выдвигаются на данном этапе экономикой, наукой, техникой и культурой.
Таким образом, качество образования – это прежде всего качество составных частей всей образовательной системы и ее субъектов, в том числе и системы управления.
Управление качеством рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), каждое из которых, также, является процессом. К таким функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль.
Список литературы
- Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью// Высшее образование в России. — 2017. — № 6. – С. 22 – 29.
- Панферова Н.Н. Управление в системе образования. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. − 248 с.
- Пастюк О.В. Управление образованием: Учебное пособие / О.В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 178 c.
- Полуянов В.Б. Организация и управление в сфере образования: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2017. — 138 с.
- Поташник М.М., Ямбург Е.А., Матрос Д.Ш. и др. Управление качеством образования. – М.: Педагогическое общество России, 2015. — 480 c.
- https://megaobuchalka.ru/5/18182.html