ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

№22,

Экономические науки

Галеева Лилия Ринатовна


Научный руководитель: Хусаинова С.В., канд. экон. наук, доцент.


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ; КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ; ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД; СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ; QUALITY CONTROL; EDUCATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM; MANAGEMENT COMPONENTS; PROCESS APPROACH; SYSTEMS APPROACH; STATE EDUCATIONAL STANDARDS.


Аннотация: В данной статье рассмотрены организация и функции системы управления качеством образования, процессный и системный подходы к управлению качеством образования, а также роль образовательных стандартов в системе управления качеством образования.

Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что в последнее время процесс организации систем управления качеством захватил не только материальное производство, но и сферу культуры, науки и образования, то есть сферу функционирования совокупного общественного интеллекта, наметилась тенденция применения идеологии управления качеством к самому образовательному процессу.

Управление качеством (quality control) — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству [1, с.22].

Качество образовательных программ, управления образовательным процессом и подготовленностью обучающихся в конечном счете проявляется через качество образовательных учреждений. Именно образовательные учреждения напрямую и более всего (и по времени, и по интенсивности контактов) взаимодействуют с самими заказчиками и получателями образовательных услуг.

При разработке системы управления качеством в образовательной организации, как и в коммерческой, применяется процессный подход, преимущество которого состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. На рисунке 1 представлена модель системы процессного управления качеством образовательной деятельности в школе [4, с.37].


Рисунок 1 — Модель системы процессного управления качеством образовательной деятельности в школе

При процессном управлении качеством образования, входом для образовательной деятельности в школе являются ученики с определённым уровнем умений и навыков, а выходом, то есть результатом, являются выпускники школы, с определенным уровнем полученных знаний и с аттестатом.

В рамках системного подхода управление качеством образования развивается в контексте решения таких вопросов, как [2, с.57]:

  • обеспечение единства учебных планов и требований к базовому содержанию образования по всей территории страны;
  • переход от субъективного оценивания знаний учащихся к педагогическим измерениям стандартизированными измерителями учебных достижений;
  • организация и проведение независимой итоговой аттестации выпускников с целью снятия двойной нагрузки с выпускников как одного из факторов, влияющих на здоровье молодого поколения, и обеспечения качественного отбора молодежи для обучения в вузах путем надежной дифференциации их по уровням подготовленности;
  • повышение качества образования путем его демократизации, открытости для общества в вопросах качества обучения и оценивания, принятия более обоснованных управленческих решений на основе сопоставимости результатов педагогических измерений;
  • индивидуализация обучения и личностно ориентированный подход к планированию образовательной траектории обучающегося;
  • переход к информационным технологиям обучения и контроля, создание единого образовательного и контрольно–оценочного пространства для самообучения, самоконтроля и самооценки.

Управление освоением знаний и качеством образовательного процесса достигается комплексным, координированным воздействием как на субъекты образования, так и на его основные элементы с целью достижения наибольшего соответствия его параметров и результатов необходимым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Для эффективного управления на основе объективных показателей, однозначно определяющих результаты образования, необходим независимый контроль, основанный на теории, технике и технологии современного тестирования как педагогическом измерении уровня учебных достижений обучающихся.

Основными компонентами современной системы управления качеством образования должны стать [3, с.34]:

  • объективизация результатов контрольно–оценочных процедур за счет использования апробированных контрольно–измерительных материалов, стандартизированных процедур и технологий оценки качества, обеспечивающих достоверность и сопоставимость данных об учебных достижениях учащихся, педагогов, образовательных учреждений, территорий и регионов, страны в целом;
  • установление объективных критериев оценки подготовленности обучающихся, научно и статистически обоснованных показателей качества обучения и критериев эффективности деятельности образовательных систем;
  • создание многоуровневых систем мониторинга качества образовательного процесса путем анализа количественной образовательной информации по различным уровням обобщения – от результатов отдельного обучающегося к достижениям всей системы образования – квалиметрического мониторинга качества российского образования;
  • систематизация информации, формализация и алгоритмизация мониторинговых исследований, оценивание достигнутых результатов относительно требований стандартов или норм;
  • создание условий открытости и доступности широкой аудитории пользователей информации об учебных достижениях обучающихся и качестве обучения в формате, обеспечивающем многоуровневый и многоплановый педагогический анализ;
  • оказание учебным учреждениям действенной помощи в освоении технологий тестового контроля, доступности качественного инструментария педагогических измерений для использования в образовательной практике;
  • предоставление органам управления образованием разносторонней и достоверной информации для принятия обоснованных решений по совершенствованию учебного процесса и обеспечения необходимых условий его осуществления.

Последовательность действий в обеспечении этих условий предполагает [5, с.42]:

  • становление образовательных стандартов – определение требований стандартов, операционализацию стандартов в индикаторах (измеряемых величинах), установление комплекса показателей и критериев (норм как меры оценки качества), по которым можно судить о степени достижения стандартов;
  • разработку и совершенствование стандартизированных контрольно–измерительных материалов, контрольно–оценочных процедур, техники и технологии автоматизированной проверки результатов тестирования, алгоритмизация форматов их предъявления пользователям;
  • совершенствование методик шкалирования и оценки результатов педагогических измерений;
  • создание банков образовательной статистики для накопления количественных характеристик качества учебных достижений учащихся с использованием информационных технологий и программно–инструментальных средств;
  • использование методов интерпретации результатов, моделирования состояния образовательной системы, прогнозирования направлений ее развития;
  • принятие управленческих решений и мер, направленных на получение положительных изменений в образовательной деятельности учебных учреждений в целях повышения ее результативности.

Формирование эталона качества в образовании начинается с разработки образовательного стандарта. Разработка государственных образовательных стандартов является важнейшим условием обеспечения качества образования и объективизации системы контроля знаний и умений учащихся.

Именно стандарты определяют весь комплекс целенаправленного проектирования деятельности субъектов образовательного процесса и психолого – педагогической среды; требования к качеству конечного продукта образовательной деятельности, инструментальным средствам и методам обучения и контроля.

Рассматривая качество современного образования, необходимо учитывать, что оно само обладает проектной природой и должно быть предметом проектировочной работы всех субъектов образовательного процесса и всех элементов образования.

Введение в действие государственных образовательных стандартов, создание их концептуальных, структурных, содержательных и нормативных основ обеспечивают культуру стандартизации образования и создают условия для повышения качества образования. Поэтому стандарты должны отображать свойства и тенденции самой реальности, задавать основополагающие параметры образовательных систем, выражать современную философию обучения и воспитания, соответствовать нормативам, критериям или ожиданиям потребителей образовательных услуг. При этом сами образовательные программы и стандарты должны соответствовать тем требованиям, которые выдвигаются на данном этапе экономикой, наукой, техникой и культурой.

Таким образом, качество образования – это прежде всего качество составных частей всей образовательной системы и ее субъектов, в том числе и системы управления.

Управление качеством рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), каждое из которых, также, является процессом. К таким функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль.


Список литературы

  1. Лазарев В.С. Управление образовательной деятельностью// Высшее образование в России. — 2017. — № 6. – С. 22 – 29.
  2. Панферова Н.Н. Управление в системе образования. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. − 248 с.
  3. Пастюк О.В. Управление образованием: Учебное пособие / О.В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 178 c.
  4. Полуянов В.Б. Организация и управление в сфере образования: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2017. — 138 с.
  5. Поташник М.М., Ямбург Е.А., Матрос Д.Ш. и др. Управление качеством образования. – М.: Педагогическое общество России, 2015. — 480 c.
  6. https://megaobuchalka.ru/5/18182.html