УДК 372.862

СООТНОШЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНОКРАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

№22,

Педагогические науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД; ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА; ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА; EDUCATION; COMPETENCY-BASED APPROACH; HUMANITARIAN PARADIGM; TECHNOCRATIC PARADIGM.


Аннотация: В настоящее время всё сильнее чувствуется проявление неведомой силы, имеющей большое влияние на человека. Внедрение технических изобретений и научных открытий способствует тому, что человек всё быстрее вытесняется из сферы материального производства в сферу духовного творчества, интересов, хобби и т.д. Это отразилось и на системе образования. Гуманитарная парадигма и ориентация на развитие личностных творческих и нравственных качеств являются первоочередной задачей современного образования. Использование технических новшеств в образовании невозможно без их нравственной оценки. В статье рассматриваются две парадигмы образования и делается вывод о их гармоничном сочетании.

В новых социально-экономических условиях при стремительном развитии научно-технического прогресса, интеллектуализации основных факторов производства, повсеместного активного внедрения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека меняются требования к профессиональным и личным качествам работника всех направлений и уровней деятельности. В характере и содержании трудовой и общественной деятельности происходят объективные изменения, связанные с усложнением и увеличением различных производственных, социальных и управленческих задач. Серьезным изменениям подвержена и непроизводственная сфера, например, сфера образования. Общее и профессиональное образование должно отвечать современным тенденциям постиндустриального общества, своевременно и эффективно отвечать на вызовы времени, обеспечивать формирование у тех, кто учится, таких общекультурных, профессиональных и личностных качеств, компетенций, которые востребованы обществом, а также наиболее полно отвечают их интересам. В условиях перехода от традиционной парадигмы образования, ориентированной на освоение установленных объемов знаний, умений и навыков, к компетентностной парадигме образования представляется важной проблемой обеспечения рационального соотношение между гуманитарным и технократическим подходами в образовании.

Развитие общества, научно-технический прогресс предъявляют все новые требования к самому человеку. Они относятся к профессиональным, моральным, социальным и культурным качествам личности. Формирование необходимых качеств в значительной мере должно осуществляться в системе общего, профессионального, а также непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Переход к постиндустриальному обществу, революционные изменения в профессиональной, социальной, культурной, бытовой деятельности людей, которые наблюдаются в конце ХХ начале ХХI в., меняют требования к профессиональным и личным качествам людей. Это в свою очередь влияет на образовательные процессы всех форм, видов, уровней и одновременно предоставляет системе образования новые возможности в осуществлении обучения и воспитания учащихся. Поэтому существует объективная необходимость реформирования современного образования на основе изменения образовательных парадигм и широкого внедрения инновационных достижений в области педагогики, психологии, информационно – коммуникационных технологий. Например, стоит заметить, что сейчас в образовании активно используются интернет-технологии. «На современное общество и сферу деятельности всего человечества электронные ресурсы, опубликованные в портале сети Интернет, действуют всесторонне. Они довольно успешно вливаются в нашу жизнь. Более того благодаря гармоничному развитию открытых электронных ресурсов, получение образования стало намного проще и удобнее. Именно это развитие способствует повышению эффективности работы специалистов разных отраслей, экономистов, юристов, военных и врачей, инженеров, деятелей культуры и др. И на сегодняшний момент для обеспечения эффективного поиска какой-либо информации в сети Интернет активно применяются современные технологии, целью которых является быстрый и качественный сбор данных об информационных ресурсах данной сети, а именно предоставление пользователю возможности более быстрого поиска информации. С помощью такой системы в сети Интернет можно находить нужные электронные ресурсы» [3].

Традиционная образовательная парадигма, ориентированная на освоения установленных объемов знаний, умений и навыков, не соответствует глобальным изменениям, которые произошли в человеческом обществе. Во-первых, лавинообразный рост информации, необходимой для успешной профессиональной и других видов деятельности человека, стремительное старение знаний, полученных в учебном заведении, и появление новых делают неэффективным обучения путем «наполнения» знаниями учащихся. Во вторых, современным работодателям необходимы специалисты, сотрудники, не просто имеющие знания, умения и навыки, а способные практически решать проблемы различной сложности, используя имеющиеся знания и опыт. При этом различные алгоритмические и операционные умения работников все больше замещаются возможностями современных технических устройств. Все меньше потребности в знаниях, основанных на механическом заучивании сведений. На смену им приходят умение пользования компьютерными базами данных и информационно-коммуникационной техникой.

Одним из проявлений современного образования является внедрение Единого Государственного Экзамена – ЕГЭ. Это новшество имеет как свои плюсы, так и конечно же свои минусы. Решить вопрос о значимости ЕГЭ однозначно нельзя, однако всё чаще в последнее время можно встретить противников данной методики проверки знаний учащихся школ [2].

Итак, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда и рабочей силы, выпускники учебных заведений, кроме высокого уровня традиционной общей и профессиональной подготовки, должны иметь дополнительные профессиональные качества. Поэтому целью современного высшего и среднего образования становится не подготовка узких специалистов, а развитие личности каждого человека, расширение ее профессиональной и социальной компетентности, повышение общей культуры. Важно создать условия для формирования у учащихся, психологической устойчивости, готовности к изменениям, способности переносить перегрузки и стрессовые ситуации. Это означает, что на смену традиционной парадигме образования должна прийти новая «компетентностная» парадигма [1].


Список литературы

  1. Ахмедова З. А. О формировании креативной компетенции педагога // Современное педагогическое образование, № 10, 2019. С.4-7.
  2. Зверкина Г.А., Иванов А.В., Тишков М.Б., Волков А.А. Отмена ЕГЭ – первый шаг к возрождению образования // Россия XXI. № 1. 2014. C. 96-119
  3. Ширмамедова З.Н. Открытые электронные образовательные ресурсы // NovaUm.ru, Выпуск №21, 2019.