УДК 371

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№22,

Юридические науки

Протасова Татьяна Петровна


Научный руководитель: Иргашева Т.Г., доктор педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА; ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РЕЧИ; СИНОНИМЫ; СИНОНИМИЧЕСКИЕ РЯДЫ СЛОВ; КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ; АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; VOCABULARY ENRICHMENT; LEXICAL RICHNESS OF SPEECH; SYNONYMS; SYNONYMOUS SERIES OF WORDS; QUANTITATIVE AND QUALITATIVE IMPROVEMENT OF THE VOCABULARY OF STUDENTS; VOCABULARY ACTIVATION; YOUNGER STUDENTS.


Аннотация: В статье анализируются лингвометодические условия организации работы с синонимами в аспекте обогащения словарного запаса младших школьников в начальном курсе русского языка; показываются особенности реализации взаимосвязанных направлений в лексико-семантической работе с синонимами на основе учебного словаря синонимов.

В аспекте реализации основных положений и требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования авторы научно-теоретических исследований и практико-ориентированных публикаций последнего десятилетия неоднократно обращаются к идее повышения эффективной работы по обогащению словарного запаса младших школьников средствами предметного обучения.

Несомненно, что приоритетная роль в развитии речи обучающихся на лексическом уровне отводится урокам русского языка.

Одним из педагогических условий успешности лексической работы ученые-лингводидакты и ведущие учителя-методисты в области начального образования называют использование учебных лингвистических словарей и справочников русского языка.

Особое внимание методистов к словарно-лексикографической работе объясняется многими причинами психолого-педагогического и лингводидактического характера.

Прежде всего, словари относятся к активному средству познания объектов и отношений окружающего мира через изучение словарного состава, представленного в том или ином виде словаря, через ознакомление с основными сведениями о слове, его значении, образовании, особенностях употребления и функционирования в системе лексических единиц языка.

В работах по педагогической психологии справедливо отмечается, что в условиях репродуктивного обучения мыслительная активность обучающихся недостаточна, так как учебно-познавательный процесс строится преимущественно на основе образца и выстраивания готового алгоритма действий по решению той или иной учебной задачи, а не через самостоятельно организованное действие. Использование учебных словарей в качестве дополнительного учебно-познавательного средства способствует осмыслению изучаемого предметного материала и формированию соответствующих умений на основе предметных знаний, приобретаемых учащимися в процессе активной познавательной деятельности.

При активизации учебной деятельности, как правило, усиливается мотивационная сторона обучения. По утверждениям В. Э. Чудновского, перед педагогами встает необходимость «так организовать учебную деятельность, чтобы младшие школьники ориентировались не только на сами знания, но и на способ добывания знаний» [8, с. 180]. «Поставить школьника в активную позицию по отношению к усваиваемым знаниям – в этом условие не только развития познавательной потребности, которая является важнейшей составляющей познавательного интереса, но и эффективного воспитании его способности», – пишет известный психолог [8, с. 180].

Познавательным является также тот факт, что в условиях возрастания информационного потока в современном обществе увеличивается объем знаний, необходимых каждому человеку. Начиная с младшего школьного возраста и ранее важно развивать у учащихся потребность в постоянном пополнении своих знаний и умение ориентироваться в новой информации, отбирать необходимые сведения для решения учебной или жизненно важной задачи.

По мнению многих методистов и учителей-практиков, работа с учебными словарями вносит особый эмоциональный подъем на уроке, что в свою очередь, обеспечивается двумя причинами. Во-первых, работа со словарем как учебно-познавательной книгой способствует приобщению младших школьников к новому малоизвестному источнику вербальной информации. Во-вторых, по словам М. Р. Львова, «речь идет о богатстве переживаний, связанных с познанием самого слова, правильностью его понимания, точностью употребления в речи в разных значениях, умением заменить слово другим, более точным, выразительным в собственной речи» [5, с. 235]. Новый путь приобщения к словарному богатству языка способствует развитию познавательной активности обучающихся, повышает познавательный интерес к изучению русского языка и собственному творчеству.

К собственно лингвистическим причинам внимательного отношения к учебным словарям со стороны учителей начальных классов и их использованию в процессе учебных занятий по русскому языку следует отнести углубление понимания школьниками внутрипредметных связей между изучаемыми языковыми явлениями. В работе с учебным лингвистическим словарем происходит уточнение и последующее развитие лингвистического понятийного аппарата обучающихся.

Л. П. Федоренко пишет: «Человеческий язык представляет собой оружие психики ребенка … усвоение смысла слов – это одновременно процесс развития мыслительной способности абстрагирования и обобщения» [9, с. 143]. Использование учебного лингвистического словаря, по мнению Л. П. Федоренко, делает лексическую работу «легко управляемой».

Учитель начальных классов должен исходить из понимания необходимости организации лексической работы на основе лексикографических материалов учебных словарей в трех направлениях: 1) в плане уточнения и дальнейшего формирования лексических понятий; 2) в аспекте овладения мыслительными операциями анализа, синтеза, обобщения, классификации, подведения под общее основание и др.; 3) в целях оперирования усвоенными словами в словосочетании, предложении, тексте.

Внимательное чтение словарных статей, выполнение тренировочных, проблемно-развивающих и творческих заданий на основе лексического состава словаря способствует более глубокому осознанию младшими школьниками взаимосвязи значений и сочетаемости слов в языке, его фонетических и грамматико-орфографических свойств.

Хорошо развитая речь, являющаяся залогом успешного общения во всех сферах жизнедеятельности, требует постоянного пополнения, уточнения и активизации словарного запаса обучающихся. Словари выступают важнейшим лингвометодическим средством, предоставляющим богатый материал для развития лексики младшего школьника, ее систематизации и переформирования в отношении активно-пассивного запаса.

Как известно, словари подразделяются на энциклопедические, «предоставляющие в сжатом виде современное состояние научных знаний в какой-либо области» [6, с. 302], и лингвистические (языковые)), «задачей которых является объяснение значения слова, его лексическая, грамматическая, этимологическая, орфоэпическая и другая характеристика» [6, с. 303]. И те и другие представлены тремя разновидностями: научные (в т. ч. академические), и создаваемые на их основе словари-справочники и учебные (школьные) словари (предназначенные для учащихся начальных классов также словарики).

Словарь – это справочная книга, содержащая, в соотношении с определением С. И. Ожегова, «собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык и сопровождаемых дополнительными фонетическими (ударение, произношение), грамматическими (указание на часть речи, морфологические признаки и формы словоизменения) и стилистическими (функциональными, эмоционально-оценочными) сведениями (пометами)» [6, с. 30].

В зависимости от решаемых языковых задач школьные лингвистические словари подразделяются на толковые, словообразовательные, этимологические, орфографические, словари ударений, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, иностранных слов, трудностей языка и другие.

Для учащихся начальных классов также созданы специализированные словари, отличающиеся от школьных словарей, предназначенных для учащихся средней школы, более ограниченным лексическим составом словника и наличием более подробных дополнительных языковых комментариев в составе словарных статей.

В формулировке известного методиста А. А. Бондаренко [1], перед учителем начальных классов ставятся две основные задачи: 1) научить младших школьников пользоваться учебными словарями, разбираться в структуре словарной статьи и извлекать из них нужные сведения о словах русского языка; 2) по назначению использовать словари в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Содержание каждого из словарей определяется их спецификой и назначением. По окончании начальной школы ученики должны знать, какую полезную информацию о слове они могут извлечь из словарной статьи толкового, орфографического, этимологического или фразеологического словаря, словаря синонимов, антонимов, паронимов.

Несмотря на то что толковые словари являются универсальными справочными пособиями, где содержатся самые обширные сведения о слове, его значении, произношении, употреблении, грамматических формах и стилистических характеристиках, учебные словари синонимов играют не менее важную роль в развитии, упорядочении, обогащении и уточнении лексического запаса младших школьников.

Многофункциональность словарей синонимов объясняется лингвистической природой синонимии и той ролью, которую играют лексические синонимы в развитии речи любого носителя языка: способствовать точности, уместности, изобразительности и выразительности речевого высказывания, шире – разнообразию и образности речи.

При создании первого орфографического словаря для учащихся общеобразовательной школы П. А. Грушников писал, что работа со словарем на уроке должна быть организована в двух основных направлениях: «Первое направление – использование словаря как специального справочника. Второе направление – использование словаря в качестве учебника русского языка» [2, с. 13].

Учебный словарь синонимов делает возможным реализацию двух направлений в их взаимосвязи. Во-первых, школьники могут отыскать в словаре дополнительные лексические единицы, раскрывающее наиболее точно выражаемое контекстом значение внутри синонимического ряда. Во-вторых, учитель использует словарь как учебник, содержащий богатый дидактический материал, на основе которого предлагает детям задания лексического характера.

Этапы словарной работы на основе учебного словаря синонимов в аспекте обогащения лексического запаса младших школьников М. Р. Львовым и другими отечественными методистами-филологами определяются как: 1) семантизация (толкование лексического значения) слова; 2) актуализация (контекстное употребление) слова; 3) активизация слова (использование слова в собственной речи школьника) [5, с.235].

Чтобы слово вошло в активный словарь школьника, необходимы его семантическое определение и контекстный анализ, способствующие раскрытию его смысла и сочетаемостных особенностей с другими словами языка.

Работа с синонимическими рядами слов способствует более глубокому усвоению всех трех этапов, поскольку каждый из синонимов анализируется не изолированно, а в соотношении с подобными ему словами отмечающимися семантическими и/или стилистическими оттенками значения и употребления.

При этом работа со словарем на уроке должна методически строится так, чтобы, говоря словами Н. М. Лавровой, «пристрастить ребенка к чтению такого рода книг» [3, с. 38]. По меткому выражению М. С. Соловейчик, следует «не прививать» любовь к словарю, а «культивировать» работу со словарями [7, с. 28].

Представим краткую характеристику «Словарика синонимов и антонимов» для учащихся 1-4 классов.

По характеристике авторов, «Словарик…» «принадлежит к числу тех пособий для учащихся, которые не входят в состав учебных комплектов, не связаны жестко с основным учебником и рассчитаны на разнообразную, в основном самостоятельную работу учащихся, содержащую элементы творчества» [4, с. 7].

Словарный материал строго систематизирован по пяти разделам. Достоинством классификации языкового материала является поэтапность расположения и взаимообусловленность содержания разделов предшествующим и последующим разделами. Трудность представленного для изучения материала постепенно возрастает, но его можно изучать в той степени, насколько к этому готовы ученики.

Работа со словами-синонимами, имеющими близкое или (редко) тождественное значение, подводит учащихся к анализу антонимических пар, построенных на многозначности. В сопоставлении со словами, имеющими контрастно противоположные лексические значения, ученики более глубоко начинают понимать сущность явления синонимии; учатся сравнивать, всем ли словам синонимического ряда свойственны одинаковые антонимические противопоставления.

В качестве наиболее сложного языкового материала предлагаются комплексные задания на основе синонимично-антонимических отношений. Удобен «Словарик синонимов и антонимов» М. Р. Львова также тем, что работа на основе материалов словаря может быть организована во фронтально и индивидуальном режиме на уроке и при подготовке домашних заданий. Несмотря на то что словарные статьи содержат задания ученикам, учитель по настоянию авторов, может предлагать собственные задания.

Таким образом, «Словарик синонимов и антонимов» М. Р. Львова – это комплексная учебная книга на основе справочно-лингвистических материалов и заданий по их изучению. По мнению ведущего отечественного лингводидакта, такой подход к изучению лексических явлений языка обеспечивает развивающий эффект, повышает самостоятельность в изучении языкового материала.

Поскольку младшие школьники еще не овладели широкой лингвистической терминологией, важно, что работать со словариком можно при минимальном количестве терминологических определений, практически без единого правила, только на основе анализа представленного лексического материала.

Результативность работы на основе учебного словаря в аспекте обогащения словарного запаса младших школьников достаточно велика. Главное, что младшие школьники знакомятся в практическом применении с основными свойствами лексики как системы: 1) постоянством звучания и значения слова; 2) способностью слова иметь одно или несколько лексических значений; 3) с явлением многозначности слов и соотношением прямого и производных (переносных) значений слова; 4)с лексическими синонимами; 5) с лексическими антонимами; 6) с соотношением синонимических и антонимических рядов между собой; 7) со способностью многозначного слова вступать в синонимические и антонимические отношения в каждом из своих значений; 8) со способностью слов иметь оттенки значений смысловые, стилистические, эмоционально-оценочные; располагаться по степени нарастания или убывания обозначаемого признака, количества и т. п. (так называемая восходящая и нисходящая градация).

Все вышеназванное способствует выработке умения бережного отношения к слову в текстовом оформлении, отбора нужных слов для более точного, уместного образного выражения мысли.

Несомненно, что работа с материалами словарей синонимов должна предваряться работой с толковым и орфографическим словарями, для того чтобы выработать умения словотолкования и правописания слов, составляющих в том числе синонимические ряды, анализируемые в словарях межсловных отношений.

В отличие от других учебных словарей, в частности «Толкового словарика русского языка» Н. М. Неусыповой, «Словарик синонимов и антонимов» М. Р. Львова способствует раскрытию лексико-семантических отношений между словами наряду с семантической характеристикой каждого отдельного слова в синонимическом ряду или в составе антонимической пары. Таким образом, работая со словарем, школьники научаются анализировать: 1) семантику (лексическое значение) каждого отдельного слова и его общие грамматические характеристики; 2) общее значение всех слов синонимического ряда и частные лексические значения отдельных слов-синонимов; 3) подбирать синонимы и антонимы к отдельным значениям многозначных слов.

Разделы «Словарика…»: 1) Слова, близкие по значению (синонимы); 2) Слова, противоположные по значению (антонимы); 3) Смешанные ряды близких и противоположных слов (синонимов и антонимов); 4) Многозначные слова, их синонимы и антонимы.

В первом разделе словарная статья включает: а) синонимический ряд во главе с доминантой (стержневым словом синонимического ряда); б) общее значение всех слов синонимического ряда; в) частные значения синонимов; г) примеры употребления слов-синонимов; д) задания творческого характера.

Словарная статья второго раздела включает: а) антонимическую пару; б) лексическое значение антонимов (иллюстрацию, вопросы или словесное объяснение); в) примеры употребления антонимов; г) задание аналитического характера.

Словарная статья третьего раздела состоит из синонимов с противоположными значениями, примеров контекстно-иллюстративного характера; лексического задания.

Смешанные ряды синонимов и антонимов составляют словарные статьи четвертой части.

В пятом разделе к антонимической паре, включающей многозначные слова, приводятся синонимы, примеры их употребления в контексте и задания творческого характера.

Кроме «Словарика синонимов и антонимов» М. Р. Львова, учитель начальных классов может использовать в своей работе «Краткий словарь синонимов русского языка» В. Н. Клюевой. Достоинством этого школьного словаря является подробное описание различий семантических и стилистических оттенков слов синонимического ряда. Каждое из слов-синонимов, включая доминанту синонимичного ряда, толкуется с помощью описательной конструкции с указанием необходимых стилистических помет; даются примеры контекстного употребления синонимов: а) в случае их возможной замены друг другом; б) при отсутствии таковой замены.

Словарь В. Н. Клюевой имеет не менее важное значение в обогащении словарного запаса младших школьников, так как способствует осознанию учащимися лексико-семантических отношений слов в двух отношениях: а) внутри синонимического ряда; б) по отношению к другим словам языка через способы их толкования.

Использование других, внеучебных словарей синонимов (З. Е. Александровой, А. П. Евгеньевой) на уроках русского языка в начальных классах может быть весьма ограниченным, так как состав синонимических рядов чрезмерно расширен, а примеры толкования значений и употребления синонимов в контексте отсутствуют.

Таким образом, данные словари-справочники помогают младшим школьника лишь определить состав синонимических рядов с учетом многозначности слов, но не способствует их семантическому осмыслению, а значит, и ограничены в обогащении словаря учащихся.

Организуя работу с учебными словарями, учитель также должен помнить, что на уроках русского языка формируются как предметные языковые и речевые умения в области грамматического и орфографического разбора слов разных частей речи, сочетаемостных свойств лексических единиц, так и метапредметные умения, в числе которых познавательно-интеллектуальные умения в работе с книгой: систематизировать материал, выделять основное содержание, логически строить ответ, приводить необходимые доказательства и т. д. Учебные словари дают языковой материал для формирования и развития умений разного плана.

В каком бы классе ни вводился учебный словарь синонимов, учитель должен решить две взаимообусловленные задачи: научить младших школьников пользоваться словарем как справочным пособием и учебной книгой (умение находить слово по алфавиту и др.); научить разбираться в структуре и содержании словарной статьи (какие сведения о словах-синонимах можно узнать из словарного описания).

Особенностью анализируемого словаря является то, что вводная часть включает не только вступительную статью для учащихся начальных классов, но и методические рекомендации для учителя (несколько разделов) по использованию словаря как справочника и как учебного пособия с указанием содержания и методических приемов, видов работы учащихся со словариком.

Из тридцати приемов, предлагаемых для организации лексической работы с учащимися, нет ни одного репродуктивно-механического. Все приемы носят познавательно-исследовательский характер, включая моделирование, проблемные задачи, речевое творчество в устной и письменной форме.

Возможности использования учебных словарей синонимов в целях обогащения словарного запаса младших школьников будут изучены в процессе организации опытно-экспериментальной работы в школе с учащимися третьих классов.


Список литературы

  1. Бондаренко А. А. Словари на уроке / А. А. Бондаренко // Начальная школа. – 2000. — № 1. – С. 27-31.
  2. Грушников П. А. Орфографический словарик: пособие для учащихся начальных классов / П. А. Грушников. – М.: Просвещение, 1987. – 80 с.
  3. Лаврова Н. М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями / Н. М. Лаврова // Начальная школа плюс До и после. – 2002. — № 3. – С. 30-34.
  4. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. 1-4 классы / М. Р. Львов. – Тула: Родничок; ООО «Издательство Астрель», 2000. – 200 с.
  5. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: «Академия», 2010. — 464 с.
  6. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. _ М.: Советская энциклопедия, 1979. – 479 с.
  7. Соловейчик М. С. К тайнам языка (работа над словом как лексической единицей) / М. С. Соловейчик // Начальная школа, — 2014. — № 6. – С. 27-30.
  8. Федоренко Л. П Закономерности усвоения родной речи / Л. П. Федоренко. – М.: Просвещение, 2009. – 286 с.
  9. Чудновский В. Э. Познавательная потребность / В. Э. Чудновский // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин, — М.: «Акалемия», 2011. – 368 с.