УДК 34

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЭЗ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

№22,

Юридические науки

Исмаилова Ленара Сейтджелиловна


Ключевые слова: СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА; РЕСПУБЛИКА КРЫМ; ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА; ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ; САНКЦИИ; НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ; FREE ECONOMIC ZONE; REPUBLIC OF CRIMEA; SPECIAL ECONOMIC ZONE; INVESTMENT ATTRACTIVENESS; SANCTIONS; TAX BENEFITS.


Аннотация: В настоящей публикации автором определены проблемы, возникающие при правовом обеспечении инвестиционной деятельности на территории свободной экономической зоны в Республике Крым, а также предложены эффективные мероприятия, которые позволят устранить установленную проблематику, искоренив ее из исследуемой правовой сферы.

В условиях необходимости стимулирования инвестиционной активности в реальный сектор, определения параметров развития и формирования условий для расширения возможностей финансового самообеспечения территории, важным и проверенным инструментом является содействие созданию ОЭЗ. В рамках ОЭЗ возможно проведение иной инвестиционной, фискальной, тарифной и промышленной политики, способствующих решению стратегических задач развития отдельных регионов (внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач) и, как следствие, государства в целом.

Созданная на территории полуострова свободная экономическая зона направлено на решение наиболее глобальных вопросов в сфере развития инфраструктуры Республики Крым, а также привлечение инвестиций в развитие существующих и создание новых производств. В частности, инвестиции направляются на развитие туризма, сельского хозяйства, санаторно-курортной сферы. Инвестиционная деятельность также направлена на повышение уровня и качества жизни граждан, создание благоприятных условий деятельности предпринимателей.

Целью исследования является анализ инвестиционной привлекательности Республики Крым после введения на ее территории СЭЗ, а также оценка первоначальных результатов ее функционирования.

Необходимо отметить, что в действующем законодательстве понятие «свободная экономическая зона» и «особая экономическая зона» отождествляются. Обратимся к положениям Федерального закона № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [3], где законодателем трактуется дефиниция особой экономической зоны. Так, под особой экономической зоной понимается часть территории государства, которая установлена Правительством РФ, и на которой распространено действие особого режима деятельности предпринимателей. Также на указанной территории может применяться такая таможенная процедура, как свободная таможенная зона.

21 ноября 2014 года был принят Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [4]. Срок функционирования свободной экономической зоны – 25 лет (до 31 декабря 2039 года), однако предполагается, что по решению властей этот режим может быть продлен или прекращен досрочно. То есть, уже с 1 января 2015 года на территории Крыма функционирует СЭЗ, в условиях функционирования которой предполагается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Что же касается применения процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ, то она осуществляется в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года [1]. Понятие свободной таможенной зоны подразумевает таможенную процедуру, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза». Нужно также отметить, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров.

Также немаловажно, что для участников СЭЗ предусмотрен ряд преференций, касающихся градостроительства и землепользования:

С 2017 года земельные участки для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, будут предоставляться в аренду без торгов;

С 2017 года разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, необходимых для реализации проектов будут выдаваться высшим исполнительным органом власти Республики Крыма.

Но, следует отметить, что, в рамках инвестиционных проектов устанавливаются требования к объему капитальных вложений в течение первых 3-х лет. Для лиц, малого и среднего предпринимательства, не менее 3 млн. руб., для остальных лиц – не менее 30 млн. рублей. А также, участники свободной экономической зоны не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых, заниматься разработкой месторождений континентального шельфа.

Из вышеизложенного следует, что условия для социально-экономического развития Крымского региона созданы. При этом каждый потенциальный инвестор субъективно оценивает привлекательность данного региона для вложения средств, что проявляется в анализе сильных и слабых сторон конкретного проекта.

Но, стоит отметить, что обострение внешнеэкономической ситуации, а именно введение США экономических санкций в отношении России и Республики Крым в частности, выступило серьезным сдерживающим фактором из-за которого крупные инвесторы побоялись, что с заходом в санкционный регион они потеряют основной рынок. В связи с этим крупные системообразующие банки не стали заходить в Крым, что вызвало сложности с получением кредитов, следовательно, не каждый предприниматель готов вкладывать свои сбережения, рискуя при этом потерять последнее.

На сегодняшний день, объем заявленных инвестиций в рамках СЭЗ превысил 100 млрд. руб., количество участников свободной экономической зоны достигло 923, начата реализация 164 проектов с общим объемом инвестиций 205 млрд руб., запланировано создание 18 000 рабочих мест, что свидетельствует об успешном функционировании СЭЗ на полуострове, способствующего его социально-экономическому развитию.

Позитивным фактором также выступает то, что свободная экономическая зона расширяет свои границы. 1 июля 2017 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал закон о включении внутренних морских вод и территориального моря РФ вдоль прибрежной линии Крымского полуострова в состав СЭЗ в Республике Крым (12 морских миль от береговой линии) [5]. Это поможет развитию туристско-рекреационной и сельскохозяйственной отраслей (например, появится возможность реализации инвестиционных проектов, связанных с выращиванием аквакультур, рыболовством, яхтенным, парусным спортом и т.д.).

Полностью разделяем мнение Ростенко А.О., что в нормативной базе СЭЗ остаются проблемы, требующие разрешения и внимания [6, с. 277].

Первая проблема это отсутствие возможности получения налоговой льготы по налогу на имущество организаций на равных условиях для вновь созданных и действующих организаций, зарегистрированных на территории Республики Крым, как участники свободной экономической зоны.

Так, освобождаемое от уплаты налога имущество должно создаваться (приобретаться) в ходе деятельности участника свободной экономической зоны.

Отмеченное привело к тому, что предприятия, действующие на территории Республики Крым как участники свободной экономической зоны, поставлены в неравные условия предприятиями, которые были только созданы. Это повлечет вынужденную перепродажу имущества для того, чтобы получить определенные льготы, и, как следствие, предприятия понесут дополнительные материальные расходы.

Указанную проблему предлагается возможным разрешить путем внесения изменений в часть 2 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации [2]. Указанные изменения будут заключаться в дополнении пункта 26, что позволит уравнять всех субъектов в получении льгот по уплате налога на имущество организаций, выступающих участниками свободной экономической зоны, вне зависимости от того, какое это имущество – созданное, приобретенное или уже используемое, учитываемое на балансе как новых, так и уже действующих организаций.

Вторая проблема состоит в том, что отсутствует возможность получения льготы по уплате земельного налога в аналогичных условиях как для ранее созданных, так и вновь созданных организаций, которые были зарегистрированы на территории полуострова в качестве участников СЭЗ.

Отмеченную проблему представляется возможным разрешить путем внесения изменений в часть 2 статьи 395 НК РФ. Указанные изменения будут заключаться в дополнении пункта 12 данной законодательной нормы, что будет нацелено на предоставление участникам СЭЗ тождественных прав по пользованию льготами при уплате земельного налога на участки, приобретенные в собственность как до этого, так и на вновь приобретенные организациями – участниками СЭЗ.

Третья проблема состоит в том, что у участников свободной экономической зоны отсутствует возможность реализовать товар, который был произведен с использованием сырья, поставлено из-за рубежа.

Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» не содержит положения о том, что участники СЭЗ имеют право реализовать товар, который был произведен при использовании зарубежного сырья без завершения таможенной процедуры, именуемой свободной таможенной зоной. То есть законодательно не урегулирована возможность свободного обращения товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории свободной экономической зоны.

Охарактеризованная проблематика может быть решена при внесении изменений в Федеральный закон № 377-ФЗ от 29.11.2014 г. Необходимо предоставить участникам СЭЗ право осуществлять реализовать товары, помещенные под процедуру свободной таможенной зоны.

Еще одна проблема состоит в том, что не определены критерии модернизации предприятий, участвующих в инвестиционной деятельности на территории СЭЗ.

Распространены случаи, когда подаются декларации участниками СЭЗ для того, чтобы модернизировать действующее производство. По факту, при этом происходит приобретение оборудования для расширения выпуска определенного вида продукции. Указывая в качестве цели проекта модернизацию, участник СЭЗ имеет намерение исключительно в получении льгот на протяжении всего производственного цикла.

Указанная сложность может быть преодолена путем внесения изменений в Федеральный закон № 377-ФЗ от 29.11.2014 г. В указанном законодательном акте следует указать четкие критерии модернизации предприятий. В качестве критерия можно предусмотреть условие о том, что объем капитальных вложений в модернизацию должен быть не менее 50 % от общей балансовой стоимости основных средств на балансе предприятия.

Пятая проблема состоит в том, что отсутствует законодательное положение, которое устанавливает количество заключаемых договоров, при реализации более одного проекта одним участником СЭЗ, то есть он должен быть один, или все же допускается большее их количество.

В Федеральном законе № 377-ФЗ от 29.11.2014 г. указано, что свидетельство участника СЭЗ выдается на таком основании, как договор, в котором предусмотрены условия деятельности в СЭЗ, заключенный этой организацией.

Допустимы случаи, когда одним участником СЭЗ реализуется одновременно несколько инвестиционных проектов, что не урегулировано действующим законодательством, так как не имеется указания на возможность заключения нового договора об условиях деятельности в СЭЗ, или же внесения изменений в уже существующий договор.

Если заключается новый договор, то компетентный орган должен на основании уже действующего договора выдать свидетельство участника СЭЗ, но у данной организации, как представляется, он уже имеется. Если же будут вноситься изменения в уже заключенный договор, то его существенные положения будут изменены (в частности, претерпят изменения цель проекта, объем, график капитальных вложений. Как указано в п. 28 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ от 29.11.2014 г., изменение таких существенных условий инвестиционного договора, как цель проекта, график капитальных вложений, может послужить основанием для отказа в реализации такого.

В том случае, если будут изменяться условия договора, и они по итогу не могут быть реализованы одним из участников СЭЗ по каким-либо обстоятельствам, Совет Министров Республики Крым будет направлять действия на расторжение такого договора. Отмеченное повлечет утрату статуса участника СЭЗ, что автоматически приведет к потере льгот и по иным реализуемым организацией проектам.

Предлагаемый путь решения: Предлагается подобное устранить при условии внесения соответствующих изменений в Федеральный закон № 377-ФЗ от 29.11.2014 г. Необходимо предусмотреть в указанном законодательном акте необходимость заключения договора по каждому инвестиционному проекту, по результатам чего будет выдаваться новое свидетельство участника СЭЗ с указанием на определенный инвестиционный договор, заключенный организацией.

Учитывая, что практика создания свободных экономических зон для России не является совсем новой, нельзя с полной уверенностью утверждать, что предыдущий опыт функционирования подобных территорий был эффективен. Тем не менее, нет сомнений, что перспективы развития региона в условиях свободной экономической зоны позволят расширить новые горизонты для построения экономики нового инновационного типа, позволяющей увеличить конкурентоспособность не только региональной и муниципальной экономики, но и экономики России в целом.


Список литературы

  1. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 11.04.2017) // Бюллетень международных договоров. – 2012. — № 7. – июль.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
  3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 30 (ч. II). – Ст. 3127.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. – 2014. — № 48. – Ст. 6658.
  5. Федеральный закон от 01.07.2017 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. – 2017. — № 27. – Ст. 3933.
  6. Ростенко А.О. Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Крым и пути их решения // Государственное и муниципальное управление. – 2016. — № 4. – С. 275-280.