УДК 37

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№22,

Педагогические науки

Сицкая Вера Александровна


Ключевые слова: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; MATHEMATICAL PROBLEMS; COGNITIVE INTEREST; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS.


Аннотация: С первого класса математика является одним из наиболее интересных предметов для учеников. В то же время, это один и из самых важных предметов. Основой новых образовательных стандартов в изучении и математики, и всех остальных предметов является реализация развивающего потенциала и, в связи с этим, задачей учителя становится обеспечение развития универсальных учебных действий, т.е. действий, которые помогут ребенку не только при изучении одного, конкретного предмета, но и для изучения других дисциплин.

По определению Ф. К. Савиной – «познавательный интерес – особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». Познавательный интерес заключен и в отношении к явлениям реального мира, окружающей действительности, и в избирательности к получаемой информации, и в направленности деятельности, и в эмоционально-познавательном отношении к окружающим предметам и явлениям, и в психологической потребности человека.

Одним из средств развития познавательного интереса у школьников младших классов становится использование регионального компонента. Национально-региональный компонент является важной частью современного образования. И одна из основных его задач – это приобщение школьников к национальной культуре, нравственным и духовным богатствам коренного народа, развитие интереса к истории родного края, языку, к культуре межнациональных отношений.

Математические задачи с региональным содержанием помогают объяснить учащимся младших классов такие абстрактные понятия как «число», «единица измерения», «мера», «величина» и т.д. Они связывают теоретические знания, учебные понятия и практические действия человека, абстрактный мир математики и практический окружающий мир. Так же можно утверждать, что задачи с региональным содержанием развивают способность школьников применять полученные знания на практике.

Математическая задача с региональным содержанием – это математическая задача, условие которой напрямую связано с реальными данными региона, содержит реальные проблемы жизнедеятельности конкретного региона, в котором проживают учащиеся. Задачи такого вида могут быть основаны на данных из культурной жизни, быта народа, природных особенностей региона, географических данных и т.п. Именно этот момент является обязательным дидактическим принципом обучения, и именно он делает невозможным создание единого общероссийского учебника: все российские регионы имеют свои национальные, социальные, географические, бытовые и т.п. особенности. Задача, которая будет понятна ребенку, проживающему на Крайнем Севере, станет непонятной для ученика, который проживает на юге Российской Федерации. В этом случае на первое место выходят профессиональные способности учителя, его умения, навыки, мастерство для составления сборника задач с учетом регионального компонента, с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, требований, предъявляемых к учебно-методическому материалу.

Учащимся 4-ого класса можно предложить, например, задачу следующего содержания:

  1. “Земля моя – Хакасия”
    Живым ковром меж снежных гор покоясь,
    Горишь жарками – блёстками шитья,
    А Енисей, как будто синий пояс,
    Обвил тебя, Хакасия моя.
    Гощу ли в отдаленной стороне я,
    Где голую равнину выжег зной, —
    Встает и там, отрадно зеленея,
    Весенняя тайга передо мной.
    Я вижу твои древние курганы,
    Где рыж ковыль, как ржавчина копья, —
    Они – как зарубцованные раны
    Под сердцем у тебя, земля моя.

Михаил Еремеевич ____________

Решите устно примеры, подставьте в таблицу вместо чисел соответствующие буквы, и вы узнаете фамилию автора стихотворения.

75 3000 216 442 495 3000 495 90 129 46 9
                     

5 * (7 + 8) = К

157 + 285 = Ь

50*60 = И

3*72 = Л

45*11 = Ч

72 : 8 + 22 * 4 — 28 : 4 = А

7 + 15 * 3 — 24 : 4 = О

45-2*18 = В

  1. Следующая задача, которая может быть предложена учащимся: Площадь озеро Шира – 3470 га, площадь озера Белё на 4244 га больше. Найдите площадь озера Белё.
  1. Расстояние между городами Абакан и Красноярск составляет 410 км. За какое время доедет до Красноярска автомобиль, движущийся со скоростью 82 км/ч?
  1. В июне 1985 года трудящиеся Хакасской автономной области праздновали важный юбилей – 250-летие добровольного присоединения Хакасии к России. В каком году Хакасия была присоединена к России? Сколько лет прошло с того времени?

Список литературы

  1. Корощенко Н.А. Математические задачи с региональным содержанием как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов/ Н.А. Корощенко, Т.И. Кушнир, Л.П. Шебанова, Г.А. Яркова// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
  2. Назаренко, О.В. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ О ХАКАСИИ [Электронный ресурс] / О.В. Назаренко. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-matematicheskih-zadach-o-hakasii-3735751.html, свободный
  3. Низовцева, Л.А. Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе решения текстовых задач на основе использования регионального материала// Герценовские чтения. Начальное образование. – 2015. – Т. 6. № 1. С. 109-116.
  4. Савина, Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается (Методологический семинар памяти профессора В.С. Ильина) / — Вып. 4. — Волгоград: Перемена, 1997. — 44-47с.