УДК 34

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ

№22,

Юридические науки

Новосёлов Никита Андреевич


Научный руководитель: Ефремова Н.М.


Ключевые слова: ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ; ПРАВОВОЙ СТАТУС; ДОКУМЕНТ МОНТРЁ; ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ; ФУНКЦИИ; PRIVATE MILITARY COMPANIES; LEGAL STATUS; MONTREUX DOCUMENT; FOUNDATION OF ORGANIZATION; FUNCTIONS.


Аннотация: В статье раскрываются наиболее проблемные моменты в организации деятельности частных военных компаний в Российской Федерации и предлагаются варианты законодательного разрешения вопросов по их легализации, оформлению правового статуса и реализации основных функций.

В современном мире происходит огромное количество конфликтов, театры военных действий расположенные по всему земному шару, начиная от гражданских войн в Африке и заканчивая глобальными конфликтами в Сирии, на Украине или в Ливии. В таких конфликтах, как правило, одновременно участвует множество разных стран. Некоторые из них преследуют свои политические и экономические интересы, другие защищают свою национальную независимость. И одним из способов решения тех или иных задач в условиях современности является привлечение наемников и использование услуг частных военных компаний (ЧВК). В международном праве наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. Международное право определяет наемничество как преступление против мира и безопасности человечества[1], тогда как в большинстве государств деятельность частных военных компаний легализована. Но эти структуры применяются в мировой практике не только для участия в военных действиях. Помимо этого, распространена практика их привлечения к охране стратегически важных объектов, таких как нефтепроводы, нефтяные скважины или сопровождение торговых судов для защиты их от пиратов. В связи с неопределённостью полного правового положения ЧВК в международном праве возникает необходимость и в определении правового статуса их сотрудников. Главная проблема заключается в том, что попадают ли сотрудники данных компаний под категорию наемников, являются ли они какой-то особенной самостоятельной категорией или же членами незаконных вооружённых формирований, как предусматривается ст. 208 УК РФ. В законодательстве Российской Федерации деятельность ЧВК не легализована, но в России функционируют немалое количество таких компаний. Из самых значимых это МАР, ЧВК Вагнера, РСБ-Групп и др. [2]. Наиболее длительное время функционирует ЧВК Вагнера. Первый набор контрактников в эту структуру производился в 2013 году, а впервые они были замечены во время событий «Крымской-весны» в феврале-марте 2014 года.[3] Но их роль в крымском конфликте, а позже и в событиях на юго-востоке Украины, была ограниченной, так как и командованию, и подчиненным еще приходилось искать общий язык. По настоящему, в полную силу, деятельность ЧВК Вагнера развернулась, как отмечают военные аналитики, во время конфликта на территории Сирии. Отличительной особенностью ЧВК Вагнера является то, что она там работала относительно «открыто» по сравнению с ЧВК других государств. Вот что говорит о группе Вагнера Т. Маккуин, специалист по вопросам международной безопасности и организации деятельности ЧВК: «Да, вагнеровцы сейчас открыто воюют в Сирии. Обычно сотрудники ЧВК такого не делают. Но такое развитие ситуации меня не удивляет. Наверняка их примеру последуют или уже следуют ЧВК из других стран». [4]

Вопрос о разрешении законности деятельности ЧВК в России связан также с другой не менее острой проблемой современности: регулированием правовых оснований взаимодействия таких групп вне границ российской Федерации с легализованными компаниями других государств. Такие проблемы возникают в условиях современности в связи с деятельностью российских ЧВК в Венесуэле, ЦАР, Судане и других государствах[5]. Основные противоречия вызываются именно характером сложившегося правового регулирования деятельности российских и иностранных ЧВК.

В западных странах практика законодательного регулирования деятельности ЧВК более развита, чем у нас в государстве, и закреплена в соответствующих документах. Основной из них — «Документ Монтрё». 17 сентября 2008 года 17 стран согласовали протокол, содержащий правила и положения о практических методах в отношении частных военных и охранных компаний, действующих в зонах вооруженных конфликтов.

Сам документ состоит из двух частей. В перовой дается определение таким понятиям как ЧВК (в документе они обозначены ЧВОК — частные в военные и охранные компании), персонала ЧВК, государств-контрагентов и т.д. Согласно ему, ЧВК (ЧВОК) — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников. [5]. Не менее значимо, что там также прописаны основания уголовной ответственности за наёмничество, позволяющие отграничить данный вид преступной деятельности от службы в частных военных компаниях. Наемниками сотрудников ЧВК нельзя назвать, так как задача сотрудников ЧВК- обеспечение безопасности имущества, физических лиц, государственных или коммерческих объектов.

В отличие от других государств, как свидетельствуют материалы публикаций большинства СМИ, деятельность российских ЧВК находится под контролем государства[6].

В данный момент в Правительстве РФ рассматривается законопроект о легализации частных военных компаний. Реализация его воспринимается для условий современности обществом положительно, так как перед Россией, как и всем мировым сообществом, остро встают проблемы терроризма, вызванные развитием межнациональных и межрелигиозных конфликтов, транснациональной преступности.

Российские представители этой отрасли предлагают определять ЧВК как зарегистрированную частную коммерческую структуру, укомплектованную профессионалами, но контролируемую государством и работающую в его интересах.[7] Полагаем, что на первоначальном этапе функционирования данных структур вариант государственного контроля деятельности ЧВК является наиболее оправданным. К тому же он позволит устранить существующие противоречия с Конституцией РФ, запрещающей создание неконтролируемых государством вооружённых формирований.

Полагаем, что при легализации ЧВК данным структурам можно определить следующие функции: 1) возможность тестирования боевой и специальной техники в боевых условиях. О такой необходимости свидетельствует опыт участия вооружённых сил России в борьбе с незаконными вооружёнными формированиями ИГИЛ; 2) регулирования политического влияния России в «горячих точках» в различных сложных ситуациях; 3)продвижения и развития экономических интересов Российской Федерации за пределами государства; 4) осуществление охранной деятельности объектов на территориях других государств по договорам с РФ, в частности нефтепроводов и газопроводов в Ираке, Сирии или Ливии, отелей и курортных комплексов в Абхазии и Кавказском регионе.

Таким образом, принятие закона РФ о легализации ЧВК позволит исключить их из числа незаконных вооружённых формирований, а их участников освободить от возможной уголовной ответственности за наёмничество.


Список литературы

  1. Ст. 47 Дополнительного протокола № 1 Женевской конвенции от 8 июня 1977 года 1977 года «Наёмники». URL: https://base.garant.ru/2540377/0eef7b353fcd1e431bd36a533e32c19f/
  2. Частные военные компании России. Аналитический военный журнал Армейский вестник. Портал: https://army-news.ru/2012/08/chastnye-voennye-kompanii-rossii/
  3. Ходарёнок М. Частные армии желают узакониться. Портал ГАЗЕТА.РУhttps://www.gazeta.ru/army/2017/06/26/10736969.shtml
  4. Бывший сотрудник ЧВК: русские в Сирии изменили правила игры. Аналитический портал GAZTTABU. COM: https://gazetaby.com/post/byvshij-sotrudnik-chvk-russkie-v-sirii-izmenili-pravila-igry/135622/
  5. Документ Монтрё. URL: https://www.eda.admin.ch/error.html
  6. Раскрыта история создания российских ЧВК. Аналитический портал VIP. БЕЗОПАСНОСТЬ.: https://bezpekavip.com/skandal/raskryta-istoriya-sozdaniya-rossiyskih-chvk
  7. Астахов П. Равнение на право: в Госдуму внесут законопроект о легализации работы частных военных компаний URL: https://russian.rt.com/russia/article/471026-zakonoproekt-chvk-gosduma
  8. http://novaum.ru/public/p1387