СУБЪЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

№6,

Философские науки

Сабиров Аскадула Галимзянович (Доктор философских наук)


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; НАУКА; СУБЪЕКТ ВЛИЯНИЯ; РАЗВИТИЕ; УЧЕНЫЙ; ПРЕПОДАВАТЕЛЬ; ОБУЧАЕМЫЙ; EDUCATION; SCIENCE; THE SUBJECT OF INFLUENCE; DEVELOPMENT; SCIENTIST; TEACHER; LEARNER.


Аннотация: В статье рассматриваются основные направления влияния образования на развитие современной науки посредством субъектов влияния: ученых-преподавателей, преподавателей-исследователей, обучаемых-исследователей.

Образование и наука являются важными социальными институтами. Они оказывают взаимное воздействие друг на друга. Наука способствует изменению содержания и функций современного образования, формирует для субъектов образования научную картину мира и общества, развивает личностные качества обучаемых [1, 2]. Она является ведущей стороной во взаимодействии с образованием. Это вызвано тем, что, как отметил А.И. Кравченко, «цель научной деятельности – получение нового знания. Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. В этом смысле наука важнее образования» [2, с. 128]. Вместе с тем, образование также существенным образом влияет на развитие современной науки. Как писали Е.А. Пушкарева и О.А. Латуха, задача образования в науке традиционна для академической общественности… научить молодых людей применять весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся условиям» [3].

Образование оказывает свое непосредственное влияние на науку в основном с помощью трех субъектов: ученых-преподавателей, преподающих по совместительству в школе и вузе; преподавателей-исследователей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью и обучаемых-исследователей, занимающихся научными разработками.

1. Ученые, как основные субъекты науки, являются в первую очередь учеными-исследователями (они решают актуальные научные проблемы). Вместе с тем, многим из них присуща и функция преподавателя. Ученые по совместительству преподают в различных учебных заведениях дисциплины, в рамках которых они занимаются научными исследованиями и обучают своих аспирантов, готовят себе смену.

2. Преподаватели, как субъекты образования, являются в первую очередь учителями и воспитателями (они решают актуальные образовательные задачи). Вместе с тем, они часто занимаются и научно-исследовательской деятельностью. Они осуществляют разработку многих научных проблем, касающихся своих дисциплин (математики, физики, химии, биологии, филологии, истории, обществознания и т.д.) и привлекают наиболее способных студентов и школьников к разработке актуальных научных проблем.

3. Обучаемые, как субъекты образования, являются в первую очередь индивидами, получающими определенные, уже известные знания. Многие из них проявляют интерес к исследовательской деятельности. Совместно с преподавателем они занимаются определенными научными исследованиями в рамках дисциплин, которые они изучают. Важно, что некоторые из них в последующем выбирают профессию ученого и пополняют ряды представителей науки.

Указанные субъекты оказывают значительное воздействие на современную науку. Воздействие образования на науку осуществляется по следующим направлениям.

1. Образование готовит кадры для науки. Ученые-преподаватели и преподаватели-исследователи в процессе преподавания отбирают наиболее способных студентов и школьников для занятий научными исследованиями, формируют у них интерес к науке, обучают их методологии исследовательской деятельности, передают им свой опыт. Они рекомендуют студентам поступать в аспирантуру и писать кандидатскую диссертацию (первую квалификационную научную работу).

2. Образование определяет объем знаний, которые наука должна передать обучаемым. Преподаватели-исследователи и ученые-преподаватели передают обучаемым не только общеизвестные знания, предусмотренные стандартами образования, но и знания с «переднего края науки». Они знакомят с ними обучаемых потому, что те интересуются наукой, теми знаниями, которые уже получены наукой, но еще не вошли в программы изучаемых дисциплин. Кроме того, они привлекают обучаемых к занятиям в научно-исследовательском кружке, где знакомят обучаемых с новейшими научными достижениями.

3. Образование формирует заказ на популяризацию научных знаний. Преподаватели-исследователи и обучаемые нуждаются в тех научных знаниях, которые могут быть поняты ими. Они предлагают ученым-исследователям излагать новейшие научные знания в простой и доступной форме, предоставлять им конкретные рекомендации использования научных достижений в своей практике работы и обучения. Они заинтересовываются во многом наукой посредством чтения научно-популярных изданий и статей.

4. Образование формирует и развивает личностные качества будущего ученого, определяет его ценностно-целевые установки (основные образцы, идеалы, этические нормы). Преподаватели-исследователи и ученые-преподаватели воспитывают будущих ученых в духе принятия ими вполне определенных принципов и правил деятельности и поведения. Они учат их правилам общения и действия в конкретной научной школе.

5. Образование позиционирует себя в качестве объекта и предмета научного исследования. Преподаватели-исследователи и ученые-преподаватели в процессе преподавания изучают новейшие достижения в педагогической науке, обобщают свой педагогический и методический опыт работы, публикуют результаты своих исследований в педагогических научных журналах. В этом случае само образование становится объектом изучения целого ряда наук (педагогика, философия образования, социология образования, история образования и т.д.).

Таким образом, во-первых, образование играет важную роль в развитии современной науки, во-вторых, ее основными субъектами влияния являются ученые-преподаватели, преподаватели-исследователи и обучаемые-исследователи, в-третьих, образование готовит кадры для современной науки, развивает личностные качества будущих ученых-исследователей, способствует формированию социального заказа на определенные темы научных исследований, ориентирует ученых на усиление популяризации научных знаний.


Список литературы

  1. Сабиров А.Г. Философия науки. – Елабуга, Изд-во ЕГПУ. – 2006. – 62 с.
  2. Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук. – Елабуга, Изд-во ЕГПУ. – 2006. – 55 с.
  3. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика. – М.: Академический проект, Альма Матер, 2006. – 407 с.
  4. Пушкарева Е.А, Латуха О.А. Взаимодействие науки и образования в инновационном процессе – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integrativnoe-vzaimodeystvie-nauki-i-obrazovaniya-v-innovatsionnom-protsesse (дата обращения: 03.03.2017 г.).