УДК 34

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

№22,

Юридические науки

Монгуш Мерген Игоревич


Научный руководитель: Артеменко Н.Н.


Ключевые слова: ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА; РЕГИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ; ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ; BODIES OF THE JUDICIAL COMMUNITY; REGIONAL QUALIFICATION BOARDS; MEMBERS OF THE PUBLIC.


Аннотация: Статья посвящается анализу современного правового регулирования вопросов участия общественности в работе региональных квалификационных коллегий судей. Получен вывод о том, что требуется принятие законодательных мер по обеспечению профессионального уровня представителей общественности. Также получен вывод, что участие судей в отставке в работе таких коллегий как представителей общественности не соответствует духу закона, а потому законодательство и судебная практика на данном направлении должна быть скорректирована..

Проводимая в нашей стране судебная реформа связана в первую очередь с задачами построения в России правового государства, которая, как известно, требует стратегических изменений и корректировок в сфере осуществления судебной власти – превращения таковой в реально независимую, организационно обособленную и самостоятельную ветвь государственной деятельности. Тем не менее, обеспечение указанной независимости невозможно без объективности в принятии решений, а потому без обеспечения прозрачности и предсказуемости деятельности таких органов они не будут способны качественно и эффективно решать государственные задачи.

Подобное положение данных органов нередко вызывает определенную обеспокоенность в среде общественности, а также представителей государственных структур. В свое время к данным вопросам обращал свое внимание Президент РФ, указывая на то, что такая организация органов имеет признаки «корпоративной замкнутости» .

Решение такой двуединой задачи может быть достигнуто не только посредством реформирования собственно сферы осуществления правосудия, на что нацелено производимое в 2018-2019 годах реформирование судоустройства, но и за счет качественных преобразований в органах судейского сообщества, в частности, в квалификационных коллегиях судей субъектов РФ.

В свое время попыткой решения данной проблемы стало включение в состав таких коллегий представителей общественности, что, однако, не добавило открытости деятельности данных органов. Возможной причиной этого стала недостаточная проработка процедуры включения общественности в работу данных комиссий.

На уровне Республики участие представителей общественности в работе рассматриваемых коллегий, кроме федеральных норм, урегулировано Законом Республики Хакасия от 09 июля 2002 года № 37 ). Как можно увидеть из положений данного закона, какие-либо специфические требования относительно норм федерального законодательства в части требований к представителям общественности, региональных закон не предложил.

Между тем, в контексте повышения качества работы представителей общественности при членстве в данном органе, видится важным и значимым установление повышенных требований к таким лицам с точки зрения наличия у них образования. Законодатель, и вслед за ним законодатели субъектов, указали «имеющий высшее юридическое образование» (п. 8 ст. 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ» ), между тем, не приводя данную формулировку в соответствие с динамично развивающимся образовательным законодательством. В этой связи закономерно встает вопрос о том, достаточно ли обладания дипломом негосударственного образца? Какую степень необходимо иметь либо этот вопрос в данном случае не имеет значимости? Представляется, что, учитывая высокий статус таких представителей, норму закона в данной части необходимо изложить следующим образом: «получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе». Аналогичные изменения необходимы и в региональном законодательстве Республики Хакасия.

Закономерным следствием в связи с рассматриваемым вопросом также является и постановка вопроса о возможности участия судей в отставке в работе квалификационных коллегий регионов. С одной стороны, с точки зрения работы таких лиц как представителей органов судейского сообщества в законе установлен прямой запрет (ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ»). С другой стороны, аналогичного запрета на участие его как представителя общественности нигде в нормах закона не обнаружено. В результате такого пробела, как следует, к примеру, из Постановления Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 18 марта 2009 года № 36-п , 40 % кандидатов составляют судьи в отставке (4 кандидата из 10 предложенных).

Таким образом, можно признать, что включение в качестве представителя общественности судьи, пребывающего в отставке, безусловно, позволяет дополнить работу коллегии еще одним членом, знающим все условия работы судов и судей «не понаслышке», а на личном опыте. Между тем, такую ли задачу должны решать представители общественности в данном органе? Включение судей в отставке в состав коллегии полностью нивелирует изначальную идею «разбавления» судейских органов представителями извне, работающими за пределами судебной системы, но имеющими юридическое образование в степени, достаточной для понимания задач, возложенных на них как членов органа судейского сообщества.

Регулярные обращения к федеральной власти с подобными инициативами, поступающие из различных регионов страны , должны быть, на наш взгляд, услышаны законодателем.

В целях исключения указанной негативной практики, как представляется, необходимо в ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ» исключить слова «от судейского сообщества», запретив тем самым судьям в отставке работу в квалификационных коллегиях в любом статусе. Также соответствующим образом требуется скорректировать судебную практику Верховного Суда РФ и толкования Высшей квалификационной коллегии судей РФ, ранее сложившиеся по подобным спорам.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Российская газета. № 48. 19.03.2002.
  2. Закон Республики Хакасия от 09 июля 2002 года № 37 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Хакасия» (ред. от 12.10.2015) // Вестник Хакасии. 26.07.2002.
  3. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 18 марта 2009 года № 36-п «О списке представителей общественности-кандидатов в члены квалификационной коллегии судей Республики Хакасия» // Хакасия. № 48. 19.03.2009.
  4. Путин В.В. Компетенция суда распространяется на все дела государства // Российская юстиция. 2001. № 1. С. 4.
  5. Судьям в отставке не стали запрещать быть представителями общественности в ККС. URL: https://pravo.ru/news/view/50719/