ОЦЕНКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

№6,

Экономические науки

Хусаинова Светлана Васильевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ТУРИЗМ; ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ; ЛОГИСТИКА; ЭКОНОМИКА; ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА; ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ; TOURISM; TOURISM RESOURCES; LOGISTICS; ECONOMICS; LOGISTICS SYSTEM; ENTERPRISE ECONOMY.


Аннотация: Современные условия развития рынка характеризуются глобализацией экономических связей в системе мирового хозяйства несомненным фактором, который выступает уровнем развития логистических систем. Повышение конкурентоспособности регионов является одним из важных условий стабильного экономического развития государства. По этой причине разрабатываются и рассматриваются различные методологические подходы к управлению экономическим развитием территории.

Изменения, которые происходят в современном обществе, такие как социальные проблемы, экономическая нестабильность, политическая неопределённость создают ситуацию, в которой туристские фирмы должны постоянно следить за основными показателями своей деятельности. Логистические методы должны способствовать быстрому и эффективному налаживанию работы туристских фирм региона. Значимость логистических показателей поможет определить выгодные стратегии развития туристского бизнеса в регионах и создаст благоприятные условия для реализации хозяйственных и иных мероприятий местного значения. Определённое количество занятых в хозяйстве региона может быть задействовано в развитии туристического кластера данного региона. Кроме этого, туризм будет способствовать притоку денежных средств в регион, создаст дополнительные рабочие места – люди будут заняты снабжением туристов сувенирной продукцией. Дополнительно это позволит задействовать сферу образования путём привлечения квалифицированных педагогов, занятых преподаванием иностранных языков [6].

Теоретическая база логистики, как сумма методологических, трудовых, информационных, денежных и иных ресурсов. Кроме этого, важным звеном является потенциал обеспечения отдыха и досуга туристов. Для этого регион должен заботиться о сохранении природного потенциала – лесов, где возможно обустройство экологических лагерей, рек, родников, представляющих не только природное богатство, но и являющихся историческим памятником прошлого. «Бесспорным преимуществом России является огромная территория, простирающаяся с запада на восток на десять тысяч километров и с севера на юг на три тысячи километров. Богатый ландшафт сопутствует развитию различных видов туризма» [3; с. 112].

Поток туристов зависит так же от рекламной программы, которая будет создана в регионе. Реклама должна отвечать некоторым требованиям современности и доносить до туристов информацию в том виде, в котором они хотят её получить. Важным также является время, затраченное туристами. «Особым экономическим ресурсом, невоспроизводимым и ограниченным, которым каждый обладает в равной доле, является время. Говорить о данном ресурсе в виде потока можно с определенной степенью условности, например, поток дней, поток событий. В свете сервисной логистики важным моментом становится снижение временных затрат»[4; с.130].

Важным моментом является организация питания, перевозки, информационной поддержки туристов. Для этого нужно развивать туристическую инфраструктуру региона. Это является важным условием для обеспечения туристического бизнеса региона. Кроме этого, туристическая инфраструктура моет выполнять дополнительные функции привлечения местного населения и оказания им помощи в поиске работы [1].

Логистическая оценка туристского потенциала региона поможет выявить такие аспекты как туристская пригодность, туристская доступность, туристская приспособленность и туристская привлекательность. Все названные характеристики можно объединить в одну – туристский потенциал региона.

Можно рассматривать туристский потенциал региона на микро и макроуровне. Микроуровень – это ресурсный, естественный и инфраструктурный потенциал региона. Макроуровень – это общий потенциал региона на экономической и политической карте страны и если угодно мира.

Выделим основные аспекты, которые должны быть учтены при логистическом анализе:

— природоориентированность туризма. В настоящее время туристы едут не только смотреть достопримечательности, но и отдыхать на природе региона. Для этого необходимо создавать все условия для развития природоохранной, экологически ориентированной деятельности и воспитания населения региона;

— ориентированность на социокультурную среду региона. Для этого должна быть развита социальная система страхования, помощи населению [2]. Социокультурная значимость региона так же определяется сложностью социальной структуры региона;

— стремление к этнокультурному изучению национальной культуры региона. Для этого региону необходимо уделять внимание развитию местной этнокультуры, обычаев, традиций и праздников проживающей в регионе нации. Туристы должны иметь возможность принимать участие в традиционных национальных праздниках и обрядах.

Так же должна быть отлажена система безопасности в регионе. Турист, который едет в тот или иной регион, должен быть уверен в своей безопасности. Данная задача решается посредством привлечения органов правопорядка региона.

Таким образом, для обеспечения потока туристов в регион необходимо осуществлять логистическую и экономическую оценку. Логистическая оценка должна проводиться с учётом классификации туристских ресурсов. Среди важных компонентов, составляющих логистику туризма, является ресурсная база туризма. Логистическая оценка ресурсного обеспечения туризма в регионе не только будет способствовать более полному использованию данных ресурсов, но и поможет увеличить ресурсопоток и ресурсообмен [5]. Логистическая оценка это не только возможность качественного использования туристских ресурсов региона, но и условие для экономического развития региона в целом, а также показатель социальной устроенности в регионе.


Список литературы

  1. Гапсаламов А.Р. Перспектива развития современного города: дезурбанизация /А.Р.Гапсаламов // Социокультурная среда российской провинции в прошлом и настоящем. Сборник научных статей. 2015. С. 269-271.
  2. Ильин А.Г. Социальная жизнь малых и средних городов России на примере Елабуги // Малые и средние города России: прошлое, настоящее и будущее Материалы VI Международных Стахеевских чтений. Елабужский Институт КФУ. 2013. С. 231-233.
  3. Лопухов Н.В., Сальникова Н.А., Лепетухина Е.В., Лановая В.М. Региональный smart-туризм как результат применения методов логистики в туристической отрасли // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. 2016. № 1. С. 111-113.
  4. Скоробогатова Т.Н. Логистика туризма в фокусе новых логистических направлений // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 1 (62). С. 124-135.
  5. Gapsalamov A.R. Conditions of soviet economy development in the middle of xx century and factors of its crisis // International Business Management. 2015. Т. 9. № 5. С. 862-867.
  6. Ibatova A.Z., Ivanova N.L., Ilin A.G., Ippolitova N.V., Stavruk M.A. Using interdisciplinary integration in teaching english of oil and gas students in Russia // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 15. С. 8055-8061.