УДК 343

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)

№22,

Юридические науки

Широковский Дмитрий Константинович


Научный руководитель: Тепляшин П.В., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; КИТАЙ; РОССИЯ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ; МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ; ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ; CORRUPTION; CHINA; RUSSIA; LEGISLATION; ANTI-CORRUPTION; INTERNATIONAL EXPERIENCE; PREVENTIVE MEASURES.


Аннотация: Противодействие коррупции требует сосредоточения национальных средств и стратегических направлений работы законодателя и правоприменителя. При этом учет международного и зарубежного опыта носит значимый и необходимый характер. Опыт борьбы с коррупцией в Китае показывает хорошие результаты и российскому законодателю следует его учитывать.

Негативное влияние коррупционных преступлений на государство и общество трудно недооценивать. Злоупотребление должностными полномочиями, мошенничество, получение и дача взятки, служебный подлог при использовании должностного положения в корыстных целях, взяточничество, а так же иные корыстные преступления, связанные с незаконным использованием должностного положения, подрывают моральные устои общества, препятствуют экономическому росту и развитию государства.

В настоящее время борьбу с коррупцией ведут большинство стран мира. Следует отметить, что 31 октября 2003 года на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята «Конвенция ООН против коррупции». Сегодня в противодействии коррупции участвуют многие государства, заинтересованные в стабильном развитии гражданского общества, сохранении правопорядка и конституционного строя.

Международный опыт позволяет аккумулировать положительный опыт правоприменительной практики. Рассмотрим опыт государственного регулирования противодействия коррупции на примере Китая. Исторические процессы становления правовой системы Китайской Народной Республики схожи с теми процессами, которые происходили в Российской Федерации. Из закрытой социалистической страны Китай преобразовался в ведущую экономику мира, текущее правовое регулирование соответствует современным вызовам, при этом противодействие коррупции не является исключением.

Под коррупцией, согласно ст. 382 УК КНР, понимается присвоение, воровство, получение мошенническим путем или незаконное завладение иными способами государственным имуществом лицами, которым государственными органами, государственными компаниями, предприятиями, организациями, народными объединениями поручено управление и хозяйственное распоряжение государственным имуществом, с использованием своих служебных преимуществ. Данное понимание коррупции согласно китайскому законодательству строится вокруг злоупотребления государственным имуществом.

К коррупционным преступлениям в уголовном кодексе КНР отводиться 13 статей. Также хотелось бы отметить строгость наказания за коррупционные преступления. Так, уголовным кодексом КНР предусмотрены такие виды наказания, как конфискация имущества, за особо тяжкие преступления — бессрочное лишение свободы, а при отягчающих обстоятельствах — смертная казнь и конфискация имущества. Стоит отметить, что при назначении наказания, предусматривающего смертную казнь, правоприменительная практика в настоящее время даёт отсрочку на исполнение наказания сроком на 2 года, а в случаях деятельного раскаяния, возмещения ущерба, сотрудничества со следственными органами, существует возможность смягчить наказание. Также суровость наказания грозит лицам давшим взятку. Санкции ст. 390 Уголовного кодекса КНР предусматривают при особо отягчающих обстоятельствах — лишение свободы на срок свыше 10 лет или бессрочное лишение свободы с конфискацией имущества или без таковой.

Под коррупционное преступление в КНР сводится отказ от выполнения государственными служащими, в соответствии с государственными установлениями, сдать подарки на сравнительно крупную сумму, полученные при несении государственной службы внутри страны или в процессе осуществления внешних связей. Данное правило закреплено в ст. 394 УК КНР.

Однако, чтобы запустить весь правоохранительный механизм противодействия коррупции, одной строгости закона недостаточно, необходима политическая воля.

Масштабная комплексная антикоррупционная борьба началась в Китае в 2012 году с избрания на 18 съезде компартии Си Цзиньпина генеральным секретарём и председателем партии Китая. Выработана стратегия партийного строительства неподкупного аппарата, где ответственность была возложена на партийные комитеты, а контроль на комиссию по проверке дисциплины. Особая роль в этой борьбе отводилась центральной комиссии по проверки дисциплины, осуществляющая контроль в отношении конкретного лица, органа, проекта или специально выделяемых средств. Принят ряд дополнительных изменений, предъявляемых к этике государственных служащих при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

Опыт Китая позволяет заимствовать некоторые из указанных выше должностных обязанностей, а именно:
1) улучшать социальную ориентацию, поддерживать тесную связь с народными массами, не создавать видимости, не допускать формализма;
2) снижать уровень официоза мероприятий, связанных с поездками, уменьшать число сопровождающих лиц, упрощать прием, отказаться от различных плакатов и баннеров, от формальных встреч и проводов, от банкетов;
3) улучшать работу, связанную с мерами безопасности, придерживаться принципов, способствующих поддержанию связи с народными массами, сокращать транспортные ограничения по общему правилу;
4) повысить качество новостного освещения, сокращая при этом их количество, размер и продолжительность;
5) соблюдать режим бережливости и экономии, минимизировать убытки в государственной деятельности и др.

Соблюдение государственными служащими данных правил привело к экономии бюджетных ресурсов, а также снизило использование материальных средств при проведении публичных мероприятий.

Важной стороной антикоррупционной борьбы выступает транспарентность и гласность реализуемых антикоррупционных мер. Опыт КНР показывает, что широкая огласка коррупционных фактов и лиц, причастных к коррупционным связям, в средствах массовой информации даёт положительный результат. Данный подход решает следующие задачи: 1) донести до населения необратимость наказания за коррупционные преступления; 2) вернуть в обществе доверие к власти; 3) закрепить в обществе принцип равенства всех перед законом вне зависимости от должности и статуса.

В качестве профилактических мер борьбы с коррупцией в КНР используется такие меры как: введение образовательных антикоррупционных программ; проведение соответствующих занятий с госслужащими; выпуск документальных фильмов; проведение разъяснительной работы с гражданами; осуществление постоянного диалога общества и государственных органов. Во всех государственных учреждениях установлены стенды с социальной рекламой. Итогом данной деятельности стало то, что в обществе сформатировался неприязнь к коррупции.

Для достижения долгосрочного эффекта в сфере противодействия коррупции Российской Федерации стоит учесть китайский опыт, а именно:
1) Повысить освещение в средствах массовой информации коррупционных проявлений в обществе, сформировать у общества образа неприятия коррупции.
2) Совершенствовать правоприменительную практику в области предотвращения коррупционных преступлений, а так же осуществлять всестороннее уголовное преследование.
3) Реализовать программу по возвращению международного преследования беглых коррупционеров и возврата украденного капитала.
4) Создать необходимые условия для реального частно-государственного партнерства.

Особое внимание следует уделить комплексному подходу к решению проблем коррупции, задействовать правовые, организационные, идеологические средства. Организациям и учреждениям в рамках своей компетенции стоит привлекать к коррупционной борьбе средства массовой информации и гражданское общество. Тяжесть избираемого наказания должна соответствовать совершенному коррупционному преступлению, для того чтобы каждое должностное лицо задумывалась о последствиях своих преступных деяний.


Список литературы

  1. http://www.bsu.ru/content/page/13369/uk-knr-1997.doc
  2. http://bsu.ru/content/page/15914/krim-chteniya-2016.pdf