УДК 342.7

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

№22,

Юридические науки

Орехова Василиса Александровна


Научный руководитель: Опарин В.Н., к.ю.н., доцент кафедры государственного и международного права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина.


Ключевые слова: СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ; ИСПОВЕДЬ; ПРАВО; РЕЛИГИЯ; FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION; CONFESSION; LAW; RELIGION.


Аннотация: В статье анализируется конституционно-правовые нормы, регулирующие институт свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации и законодательные ограничения при осуществлении исследуемых свобод.

Одним из дискуссионных вопросов в конституционном праве РФ является содержание главы 2 Конституции РФ. Согласно данным статистики по состоянию на 1 апреля 2018 года в Российской Федерации зарегистрировано 30325 религиозных организаций, и эта цифра неуклонно растет [1].

Примечательно отметить значение понятия совести и вероисповедания. Совесть – осознанное или неосознанное нравственное убеждение человека. Вероисповедание – философско-религиозная категория, указывающая на принадлежность человека к конкретному вероучению.

С принятием Основного закона институт свободы совести и вероисповедания успешно трансформировался, став результатом длительного процесса исторического развития. Например, в дореволюционной России доминировала только одна религия (православие) и отсутствовала религиозная свобода. В советское время религиозная пропаганда была запрещена.

Первоначальное значение свободы совести основывалось на веротерпимости (разницы между терминами свобода совести и вероисповедования не было) и устанавливало исповедование любой религии наряду с доминирующей верой. В ходе революционных событий 1917 года понятие свободы совести расширилось, так как появилось учение атеизма.

Реализация свободы вероисповедания заключается в следующем: каждый гражданин РФ не обязан отчитываться перед обществом и государством о принадлежности и непринадлежности к какому-либо вероучению; имеет право участвовать и не участвовать в богослужениях и в деятельности религиозных организаций.

Вопрос соотношения понятия свободы совести и свободы вероисповедания актуален среди ведущих ученых. Законодательно Конституция РФ исследуемые понятия не раскрывает и разграничивает. Ряд известных ученых-конституционалистов, основываясь на нормах Конституции Российской Федерации, рассматривают свободу совести и свободу вероисповедания как единый правовой институт [2].

По моему мнению, понятие свободы совести шире понятия свободы вероисповедания, так как последняя устанавливает выбор исповедовать любую религию, а свобода совести предполагает право следовать своим взглядам в соответствии с религией и моралью.

Проводя сравнительный анализ зарубежного законодательства, я пришла к выводу о разнообразии исследуемой терминологии. Например, в ч. 1 ст. 4 Конституции ФРГ закрепляет свободу совести, свободу вероисповедания и свободу мировоззренческих убеждений. В Конституции Украины под понятием свобода совести закреплена свобода мировоззрения. Конституция США запрещает издание законов, направленных на установление религии или запрет свободы вероисповедания. По моему мнению, вполне логично заменить понятие свободы совести на свободу мировоззрения, так как значение последней более точно отражает, в частности, сущность свободы как религиозных убеждений человека, но и в целом как иных убеждений (например, атеистических).

Немаловажным аспектом исследуемого правового института являются ограничения реализации свободы совести и вероисповедания, которые устанавливаются ст. 148, ст. 213 Уголовного Кодекса РФ. Ограничения направлены на злоупотребление свобод совести и вероисповедания, сопряженные с безнравственностью, физическим или нравственным страданиям, экстремистскими и террористическими действиями.

В Российской Федерации законодательно запрещено проводить публичные мероприятия, а также публиковать тексты и изображения, оскорбляющие религиозные чувства верующих, близкие к объектам религиозного характера, поскольку видение религиозного мира подразумевает особое чувство почтения к объектам религиозного почитания и сильное негативное отношение к различным действиям, направленным на эти объекты. Яркий пример судебной практики – уголовное дело Pussy Riot, рок-группы выступившей в 2012 году в храме Христа Спасителя с вызывающим молебном. В ином гражданском деле суд посчитал обоснованным иск прокурора о признании литературы «Свидетелей Йеговых» экстремистскими материалами [3].

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу о несовершенстве понятийно-категориального аппарата ст. 28 Конституции РФ. Автором предлагается дополнить вышеуказанную статью термином «атеистические убеждения». Однако, с учетом отсутствия ФКЗ «О Конституционном Собрании РФ», пока можно констатировать невозможность изменения ст. 28 Конституции РФ.


Список литературы

  1. Состав и количество религиозных организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных в Российской Федерации некоммерческих организаций на 01.04.2018 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://religsvoboda.ru/sites/default/files/books/svedeniya_o_ religioznyh_organizaciyah_na_01.04.2018.pdf (дата обращения: 09.11.2019).
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kommentarii.org/konstitutc/page33.html (дата обращения: 09.11.2019).
  3. Решение Старооскольского городского суда № 2-5260/2014 2-5260/2014~М-4641/2014 М-4641/2014 от 27 ноября 2014 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/EVVUtgnonVgr/ (дата обращения: 09.11.2019).