УДК 34

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

№22,

Юридические науки

Андреева Ксения Александровна


Научный руководитель: Тепляшин П.В., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: НАРОДНЫЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ; НАРОДНЫЙ СУД; ПОЛНОМОЧИЯ; ДЕКРЕТ; РАВЕНСТВО; РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА; PEOPLE’S ASSESSOR; PEOPLE’S COURT; POWERS; DECREE; EQUALITY; CONSIDERATION OF THE CASE.


Аннотация: В данной статье будет рассмотрен институт участия народных заседателей в отправлении правосудия в советский период. Институт народных заседателей в советский период являлся формой участия граждан в отправлении правосудия в судах общей юрисдикции как по уголовным, так и по гражданским делам.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ в нашей стране провозглашено право участия граждан отправления правосудия.

На сновании ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» граждане могут отправлять правосудие, будучи в статусе арбитражных или присяжных заседателей.

Вместе с тем, еще относительно недавно указанная статья предусматривала еще один вид отправления правосудия гражданами будучи в статусе народных заседателей. Указанный институт народных заседателей выступал видом участия граждан в осуществлении правосудия на уровне суда общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам.

Институт народных заседателей был введен в связи с образованием советского государства и кардинальными переменами в судебной системе страны. Суды, действовавшие во времена царского режима, упразднялись и были заменены судами, которые создавались на основе демократических выборов. Были созданы окружные и местные народные суды, а также революционные трибуналы.

В качестве одного из принципов, которые стали основой для вновь создаваемых судов, выступал принцип участия народа в осуществлении правосудия.

Документом, утвердившим народные суды, стал Декрет ВЦИК от 30 ноября 1918 года «О народном суде социалистической федеративной советской республики», который утверждал создание единого народного суда в пределах РСФСР. Все гражданские дела, исключая дела по расторжению браков и дел, рассматриваемых в порядке бесспорного производства, на основании данного Декрета подлежали рассмотрению одним постоянным народным судьей и двумя народными заседателями. Следовательно, с первых образования республик, а далее и со времени создания советского государства, важная роль была отведена участию граждан в отправлении правосудия.

Первая Конституция СССР 1924 года не содержала института народных заседателей, данный институт был предусмотрен Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 года. Впервые институт народных заседателей конституционно был закреплен в Конституции СССР 1936 года, а затем законом СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» .

Свое дальнейшее развитие принцип участия народных заседателей получил в законах, регулирующих законодательство СССР о судоустройстве, в частности в «Основах законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» от 25 декабря 1958 года и «Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик» от 8 декабря 1961 года, а также нашел конституционное закрепление в Конституции СССР 1977 года.

Необходимость в укреплении роли народных заседателей при отправлении правосудия была обусловлена необходимостью правового воспитания граждан. Институту народных заседателей уделялось внимание на государственном уровне. В частности, Министерством юстиции СССР 16 июля 1975 г. издан приказ № 18 «О работе с народными заседателями».

За время существования СССР система судов неоднократно реформировалась, были приняты в большом количестве законы, регулирующие деятельность судов как на уровне республик, так и на уровне союза. В процессе реформирования изменялись требования, которые предъявлялись к судьям и народным заседателям. В частности, изменениям касались возрастного ценза, порядка отбора народных заседателей. Однако главное было в том, что институт народных заседателей стал неотъемлемой частью советской правовой системы. В государстве осуществлялся принцип коллегиальности при рассмотрении дел в судах первой инстанции. Правосудие отправлялось судьей и народными заседателями. Участие народных заседателей предусматривалось при рассмотрении дел судами всех уровней.

Что касается порядка отбора народных заседателей, то он был построен по принципу выборности. В районный (городской) народный суд народные заседатели избирались сроком на два года открытым голосованием, проводимом на собраниях граждан по мету их работы или по месту жительства. Военнослужащие народные заседатели избирались в воинских частях, а в областные и Верховные Суды избрание происходило путем открытого голосования во время проведения сессий Совета народных депутатов. При этом народные заседатели избирались на пятилетний срок.

Основная особенность статуса народного заседателя за весь период реформирования судебной системы государства заключалась в том, что народный заседатель обладал такими же правами, как и профессиональный судья. Рассматривая дела в составе судебной коллегии, народные заседатели обладали равными правами в отправлении правосудия с председателем суда, рассматривающего дело.

При подготовке дела к судебному разбирательству народный судья был обязан предварительно ознакомить народных заседателей с делом, законодательством, которое должно применяться при рассмотрении дела и практикой его применения. Также в обязанности народного судьи входило оказание иной помощи народным заседателям в процессе рассмотрения дела по существу.

Для повышения уровня юридической грамотности с народными заседателями проводились семинары. Народные заседатели объединялись в группы, которые курировали конкретные вопросы, в судах были созданы советы народных заседателей в целях оказания помощи народному суду при отправлении правосудия.

Участие народных заседателей в рассмотрении всех категорий дел в суде, в итоге привело к тому, что народные заседатели были вынуждены принимать решения по делам, представляющими особую сложность наравне с профессиональным судьей, что явилось причиной противоречия между полномочиями, которые были предоставлены народному заседателю и его возможностью на практике исполнять фактически обязанности судьи.

В 1991 году Верховным Советом РСФСР была принята Концепция судебной реформы , главной задачей которой провозглашена реорганизация судебных органов в механизме государства как самостоятельной в осуществлении своей деятельности силы, обладающей независимостью по отношению к исполнительной и законодательной власти. В Концепции отмечалось, что правосудие должно быть полностью отдано в руки государства, поскольку институт народных заседателей неэффективен и подлежит ликвидации. Данная позиция подтверждает фат того, что судебной системе страны институт заседателей был уже не нужен. Коллегиальный принцип отправления правосудия сменялся принципом единоличного рассмотрения дел в судах первой инстанции.

В Конституции РФ, провозгласившей в ст. 32 право граждан на участие в отправлении правосудия, уже нет упоминания о народных заседателях .

Тем не менее после ликвидации института народных заседателей, определенные группы теоретиков в области судопроизводства считают опыт участия народных заседателей в отправлении правосудия положительным и предлагают восстановить данный институт.

Проблема восстановления института народных заседателей обсуждалась на встрече Президента РФ с членами Совета при Президенте РФ 5 декабря 2014 года федеральными и региональными омбудсменами, которые представляют субъекты РФ.

Представляется, что введение института народных заседателей будет способствовать укреплению доверия общества к судебной системе. Однако, чтобы не повторять ошибок прошлого, необходимо ввести дополнительные требования к кандидатам на должность народного заседателя, например сдачу квалификационных экзаменов после курсов обучения основам судопроизводства.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
  3. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 31.10.1991, № 44, ст. 1435.
  4. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию. М., 2016.
  5. Руднев В.И. Необходимость участия народных заседателей в отправлении правосудия как гарантия реализации конституционных прав граждан // Адвокат. 2005. № 8. С. 23.