УДК 34

РОЗЫСК ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

№21,

Юридические науки

Сербигешев Сергей Леонидович


Ключевые слова: РОЗЫСК; БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ; ОПЕРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ; SEARCH; MISSING; OPERATIONAL ACTIVITIES.


Аннотация: В данной статье рассматривается статистика о без вести пропавших лиц на территории Российской Федерации, а в частности, на территории республики Хакасия. Также показаны организационно-тактические условия для поиска пропавших без вести.

На сегодняшний день вызывает существенную обеспокоенность в нашей стране проблема розыска без вести пропавших граждан. Остается неизвестной судьба десятков тысяч без вести пропавших граждан на территории нашего государства. При этом эффективность оперативно-поисковых мероприятий очень низкая.

Согласно данным УОС МВД России, в 2018 году без вести пропавшими в России числились 83 923 человек, в том числе 7 966 детей. Не найденными остались 1 064 несовершеннолетних и чуть менее половины взрослых — 39 692 человека.

На территории Республики Хакасия также имеется рассматриваемая проблема.

Всего на изучаемой территории за 2018 год в розыск было объявлено 674 человека, из них 45 несовершеннолетних. Данные показатели уменьшились, в сравнении с прошлым годом, на 9 % по общему количеству человек объявленных в розыск. Относительно пропавших несовершеннолетних показатели понизился на 43,5 %. По всем случаям были возбуждены уголовные дела.

Согласно следственным данным, на территории Республики Хакасия постояльцы и воспитанники специализированных учреждений в 2018 году гораздо реже стали самовольно покидать их. В 2017 году было зафиксировано 57 побега взрослых и 376 побегов несовершеннолетних из учреждений для детей-сирот. Для сравнения в 2018 году это 49 взрослых и 358 несовершеннолетних. При этом они все были обнаружены сотрудниками полиции.

На территории республики Хакасия ведется работа по розыску без вести пропавших. С каждым годом накапливается необходимый опыт для более результативного поиска. В основном данная работа ведется оперативными сотрудниками в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия по розыску лиц, без вести пропавших, чаще всего, проводятся по заявлениям родственников, знакомых или должностных лиц пропавших лиц. Именно сведения, содержащиеся в подобных заявлениях, являются достаточным основанием, которое позволяет говорить о факте пропажи человека. Однако, при том заявление об исчезновении человека не будет являться основанием для произведения мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека, при том, что по всякому поступившему заявлению мероприятия организовываются и производятся, исходя из такого предположения, что человек мог стать жертвой преступления.

Полиция, имея информацию об наличии у пропавшего человека мобильного телефона с активным абонентским номером, не могут произвести требуемые мероприятия, которые ограничивают конституционные права человека, в целях определения мобильного терминала и лица, которое его использует. Данные мероприятия производятся лишь после возбуждения уголовного дела, при этом зачастую мобильный терминал уже не активен. Часто бывают случаи, когда человек, пропавший без вести, пропадает при вполне очевидных обстоятельствах (например, поход в горы или лес) и конечно же в такой ситуации представляется возможности сообщить о своем местонахождении в связи с произошедшим несчастным случаем. В указанных ситуациях определение местонахождения мобильного телефона при помощи аппаратуры операторов мобильной связи является единственным действенным способом по наискорейшему спасению человека, несмотря на то, что в отношении него преступление совершено не было. Значит, в такой ситуации органы полиции должны реализовать единственную возможность розыска пропавшего лица – инициирование наискорейшего возбуждения уголовного дела и производство требуемых оперативно-розыскных мероприятий. Именно это и делают органы полиции на территории Республики Хакасия.

При этом необходимо отметить, что в ситуациях пропажи человека большое значение имеет скорость предпринимаемого розыска. Для этого необходимо соблюдать тактические условия.

Продуктивный, а также наступательный поиск без вести пропавших людей обеспечивается соблюдением последующих организационно-тактических условий:
— немедленное реагирование дежурных частей, подразделений уголовного розыска также участковых уполномоченных органов внутренних дел на информацию о фактах безвестного исчезновения людей, незамедлительное, а также оперативно квалифицированное осуществление первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных операций;
— активной и планомерной работой по розыскным делам, комплексным использованием в установлении лиц, пропавших без вести, оперативно-розыскных, процессуальных и криминалистических средств и методов;
— комплексное использование в установлении без вести пропавших людей и установление личности неопознанных трупов розыскных возможностей абсолютно всех служб и подразделений органов внутренних дел, системы оперативно-справочных и криминалистических учетов, но кроме того возможностей системы федерального и межгосударственного розыска;
— активное использование в установлении без вести пропавших людей способностей разных государственных организаций, ведомств, общественности, но кроме того средств массовой информации (пресса, радиовещание, телевещание).

Меры, направленные на поиск без вести пропавших людей, должны производиться оперативно, быстро при использовании абсолютно всех имеющихся у полиции сил и средств, в срок не более пяти суток. В том случае, если пропавший человек в установленный срок обнаружен не был, по факту его пропажи соответственным подразделением уголовного розыска должно быть заведено розыскное дело, на основании которого затем реализуются последующие розыскные меры. В Республике Хакасия розыскные дела, которые были заведены по факту исчезновения человека, признаются делами оперативного учета и ведутся по правилам, которые установлены ведомственными нормативными актами МВД РФ.

Результаты поиска без вести исчезнувшего в значительной части находятся в зависимости от действий сотрудников органов внутренних дел в первоначальном этапе выполнения розыскных мероприятий. Существенную роль играет получение нужной информации об личности разыскиваемого, условиях исчезновения, вероятных местах его пребывания и т.п. Подобного рода сведения отображается в протоколе заявления на пропавшего без вести. В данном акте, наравне с данными об личности разыскиваемого и наличии у него документов, отражаются обстоятельства, предшествующие его исчезновению, обнаруживаются у заявителей зоны вероятного пребывания пропавшего без вести и предположения об обстоятельствах его исчезновения. Огромное внимание уделяется описанию признаков внешности, особых примет, психологических особенностей исчезнувшего, сведений об его криминальном прошлом, родственных также других отношениях также т. д.

Имеющееся в настоящий момент состояние розыска без вести пропавших лиц указывает на то, что борьбу с данным явлением необходимо рассматривать как актуальную государственную задачу, направленную на защиту прав и свобод человека и гражданина, которая требует глубокого научного изучения и разработки на этой основе комплексной концепции научно-аргументированных рекомендаций по совершенствованию правового, оперативно-разыскного и криминалистического обеспечения данного типа деятельности.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  4. Завьялов И.А. Проблемные вопросы, возникающие при организации розыска лиц, пропавших без вести // В сборнике: Актуальные вопросы организации розыскной работы электронный сборник научных статей по материалам межведомственного круглого стола. 2017. С. 52-56.
  5. Карякин А.М. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий при решении задач по розыску лиц, без вести пропавших // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2017. Т. 3 (69). № 4. С. 88-94.
  6. Лепехин Д.И. Вопросы организации внешнего взаимодействия при розыске несовершеннолетних, пропавших без вести // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018.№ 3 (53). С. 91-95.
  7. Смагоринский Б.П., Морозова Д.А. Проблемы оперативно-разыскных мероприятий, направленных на розыск лиц, пропавших без вести (по материалам Волгоградской области) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 1 (40). С. 107-111.