УДК 342

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№21,

Юридические науки

Газиева Эрвина Энверовна


Научный руководитель: Ушакова Е.В., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ; ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ; СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; PUBLIC ADMINISTRATION; PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION ORGANIZATION; PUBLIC ADMINISTRATION BODIES; SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: В статье рассматривается вопрос об организация государственного управления. Раскрываются принципы организации государственного управления в субъектах Российской Федерации. Рассматриваются органы государственного управления в субъектах Российской Федерации.

Организация государственного управления в субъектах Российской Федерации – это формирование системы государственного управления в субъектах Российской Федерации на основании конституционно и законодательно закрепленных принципов публичного управления в субъектах Российской Федерации. Организация государственного управления в субъектах страны строится на следующих принципах: организация публичного управления на уровне региона должна обеспечивать государственную целостность и целостность территории страны, которые обеспечиваются посредством единой системы публичного управления и правовой системы на всей территории страны; организация публичного управления на уровне субъекта Федерации должна обеспечивать реализацию суверенитета Федерации [2].

Суверенитетом наделено все население страны, а соответственно, говорить о государственном суверенитете можно лишь в отношении Федерации, но не отдельных ее частей. Вся система государственных органов, образующая механизм управления государством, а не ее отдельные части, наделяется населением суверенитетом. Соблюдение названного принципа позволяет обеспечить политическое единство государства, единство государственно-политического устройства; организация публичного управления в субъектах Российской Федерации требует обеспечения верховенства конституционного и федерального законодательства на всей территории страны.

Приоритетная роль федерального конституционного и иного законодательного регулирования предполагает, что Федерация определяет основы устройства общественной жизни, при этом отдельные сферы публичного управления остаются в исключительном ведении Федерации. Это наиболее важные с позиции стратегического регулирования области общественной жизни, остальные области общественной жизни в рамках и пределах, установленных Федерацией, могут совместно регулироваться Федерацией и субъектами, или полностью быть переданы субъектам Федерации. Кроме того, названный принцип требует, чтобы публичное управление на всех уровнях государственной власти подчинялось законодательно закрепленным демократическим принципам организации управления [1].

Этот принцип предполагает, что Основный закон и другие федеральные законы характеризуются высшей юридической силой и непосредственным действием на территории страны. При этом приоритетная роль отводится Основному закону, другие федеральные законы должны соответствовать конституционным положениям. Те региональные акты, которые принимаются по вопросам, входящим в ведение Федерации, и по вопросам, находящимся в совместном регулировании Федерации и субъектов, должны соответствовать положениям федерального законодательства; организация публичного управления на уровне субъекта Федерации требует обеспечения единства публичного управления на всей территории страны [4].

Так, несмотря на предоставление самостоятельности регионам в установлении собственной системы управления, федеральное законодательство требует, чтобы такое управление организовывалось и осуществлялось в соответствии с конституционными основами публичного управления и основами организации системы органов законодательной и исполнительной власти на уровне региона, которые закреплены в специальном федеральном законе; организация государственного управления в субъектах Российской Федерации требует соблюдения важнейшего начала публичного управления в демократических правовых государствах – разделения властей с установлением системы инструментов, не допускающих узурпации всей полноты власти высшим исполнительным или высшим законодательным органом.

Реализация названного принципа не предполагает нарушения принципов единства и целостности публичного управления, но требует организационного обособления направлений публичного управления – законодательного, исполнительного и судебного. На уровне региона организация государственного управления с соблюдением принципа разделения властей требует формирования высших органов законодательной и исполнительной власти и установления между ними взаимодействия, позволяющему каждому из органов предотвратить захват власти другим; организация государственного управления в субъектах Российской Федерации исходит из необходимости для обеспечения эффективности публичного управления разграничения вопросов управления между федеральными и региональными органами власти; самостоятельность органов субъектов в реализации своих полномочий [1].

Так, организация публичного управления на уровне субъектов Федерации направлена на обеспечение возможности населения непосредственно или через представителей реализовывать свое право на управление. При этом органы государственной власти в субъектах действуют в рамках, установленных законом, реализуя свои полномочия исключительно в интересах населения; организация государственной власти в субъектах призвана гарантировать права населения субъекта Федерации на самостоятельное и независимое решение вопросов, имеющих значение для местного сообщества. Другими словами, организация государственной власти на территории регионов должна обеспечивать самостоятельность местного самоуправления населением, входящих в состав региона муниципальных образований.

Организация государственного управления в субъектах Российской Федерации предполагает создание: высшего органа законодательной власти, который формируется населением региона, осуществляет законотворческие функции по предметам ведения региона и контрольные полномочия в отношения высшего исполнительного органа власти региона; системы исполнительных органов власти субъекта, непосредственно реализующих управление на территории субъекта Федерации в конкретных областях общественной жизни.


Список литературы

  1. Варламова Н.В., Скурко Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. 2001. — № 7. -С.66-69.
  2. Козлова Т.А. Укрепление вертикали власти и местное самоуправление // Журнал российского права. 2001. — № 7. -С.56-67.
  3. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти // Журнал российской права. 2002. — № 8. -С.34-41.
  4. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Политические исследования. — 2000. -№ 1. С.77-82.