ПАРАДИГМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№6,

Педагогические науки

Бочкарева Татьяна Николаевна (Кандидат педагогических наук)
Сайфуллина Луиза Раисовна


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВОСПИТАНИЕ; ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ВОСПИТАННОСТЬ; ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES; EDUCATION; HIGHER EDUCATION; EDUCATION; INTERPERSONAL RELATIONS.


Аннотация: В работе дан анализ разработанной и реализованной нами парадигмы воспитательной работы со студентами помощью социально-культурной деятельности в Набережночелнинском филиале Университета управления «ТИСБИ». Результаты исследования свидетельствуют о том, что социально-культурная деятельность выступает средством воспитания студентов, если соблюдаются следующие условия: активизируется участие молодежи в поиске, творчестве, преобразовании окружающей среды; в такой деятельности обеспечивается свободный выбор способов освоения содержания, круга общения в микросреде, создается положительный эмоциональный фон, ситуации успеха; разработана и реализуется программа индивидуальной помощи каждому члену студенческой группы.

Социально-культурная деятельность является универсальным средством воспитания, преломляясь в конкретной и определенной среде, она специфически формирует личностные взаимодействия с социальным миром. В процессе обучения в вузе студент находится в эпицентре различных социальных групп, с общими ценностно-нормативными ориентирами. Процесс формирования специалиста должен быть органично связан с воспитанием его внутреннего мира, его личностных качеств, только тогда можно будет обеспечить и формирование профессиональной компетентности.

Воспитательная задача вуза – максимально адаптировать выпускника к жизни. В контексте университетского образования это значит воспитание личности думающей, не поддающейся манипуляциям, ответственной за свой выбор, отличающейся профессионализмом и разносторонней культурой, творческой, социально мобильной — того самого интеллектуального потенциала, который станет гарантом сохранения и развития общества.

Процесс воспитания личности в вузе во многом определяется концепцией воспитательной работы, характером и организацией социально-культурной деятельности, степенью вовлеченности в нее студентов [1]. Социально-культурная деятельность в вузе является необходимым звеном в интеграции личности и среды, так как именно в этой сфере формируется активная гражданская позиция человека, обуславливающая его выбор моделей и стратегий поведения.

В социально-культурной деятельности студенты максимально могут проявить собственную самостоятельность, умение принимать решения, руководить и организовывать [2]. «По сути, социально-культурная деятельность носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем потенциала, на его совершенствование».

Цель исследования – изучить потенциал социально-культурной деятельности в воспитании студентов вуза.

Объект исследования — воспитанность студентов вуза.

Предмет исследования – социально-культурная деятельность как средство воспитания.

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что социально-культурная деятельность в вузе является средством воспитания студентов, способствующих повышению уровня воспитанности и развитию интерперсональных отношений студентов, если созданы следующие условия:

— активизируется участие молодежи в поиске, творчестве, преобразовании окружающей среды;
— в такой деятельности обеспечивается свободный выбор способов освоения содержания, круга общения в микросреде, создается положительный эмоциональный фон, ситуации успеха;
— разработана и реализуется программа индивидуальной помощи каждому члену студенческой группы.

В целях организации воспитательного процесса в Набережночелнинском филиале Университета управления «ТИСБИ», нами совместно с кураторами студенческих групп, с профессорско-преподавательским составом университета была разработана Концепция воспитания студенческой молодежи в Набережночелнинском филиале Университета управления «ТИСБИ» средствами социально-культурной деятельности.

Соответственно намеченным задачам исследование было проведено в три этапа: констатирующий (сентябрь 2016г.), формирующий (сентябрь 2016– декабрь 2016 г.), контрольный (январь 2017 г.).

Целью констатирующего и контрольного этапов исследования являлось проведение диагностики уровня воспитанности и выраженности личностных качеств студентов в начале и в конце семестра. Формирующий этап был организован с помощью реализации Концепции воспитания студентов в Набережночелнинском филиале Университета управления «ТИСБИ».

В исследовании приняли участие 26 студентов, среди студентов очной формы обучения, из них 14 – юноши, 12 –девушки, студенты 1-го курса юридического факультета.

Для выявления уровня сформированности воспитанности и личностных качеств использовались методики [3]:

1. Экспертная оценка воспитанности.
2. Методика интерперсональных отношений Т.Лири.
В результате проведенной оценки воспитанности студентов получено следующее (таблица 1).

Таблица 1

Средние значения воспитанности студентов 1-го курса (в баллах)

Итак, по таблице 1 можно наглядно увидеть, что в процессе реализации воспитательной Концепции в Набережночелнинском филиале Университета управления «ТИСБИ» у студентов 1-го курса произошли изменения показателей воспитанностей. Если в начале учебного года средняя оценка в группе была 3,7 балла, то в конце семестра она стала 4,1 балла. Максимальные изменения воспитанности произошли по параметру отношения к труду (с 3,4 балла до 4,0 балла) – 0,6 балла и бережливости (с 3,7 балла до 4,2 балла) – 0,5 балла. Меньше всего изменения коснулись таких параметров, как доброта и отзывчивость (0,2 балла) и дисциплинированность (0,3 балла). По остальным параметрам довольно таки ровная динамика – на 0,4 балла, что свидетельствует о равномерном влиянии реализуемой воспитательной Концепции в Набережночелнинском филиале Университета управления «ТИСБИ» на личность студента.

Диагностика студентов по методике интерперсональных отношений Т. Лири выявило следующее.

Таблица 2

Средние значения студентов по тесту Т. Лири (в баллах)

Как видно по таблице 2, по всем восьми октантам в конце семестра в группе студентов средние значения выше, чем было в группе в начале уч. года. Больше всего различия по 4,7,3,6,8 октантам – подозрительность, дружелюбность, агрессивность, зависимость и альтруистичность. Рассмотрим частоту встречаемости высоких, умеренных и низких уровней выраженности, изучаемых по тесту Т.Лири качеств личности студентов в начале учебного года (рис.1).


Рис.1 Частота встречаемости качеств личности по октантам в начале уч. года (в %)

Как видно по рис.1, в начале уч. года в группе отсутствуют студенты имеющие высокий уровень выраженности личностных качеств. Практически преобладают либо низкий, либо средний уровень выраженности личностных качеств, изучаемых с помощью теста Т.Лири.

Рассмотрим частоту встречаемости уровней выраженности изучаемых по тесту Т. Лири качеств личности студентов в конце семестра (рис.2).


Рис.2 Частота встречаемости качеств личности по октантам в конце семестра (в %)

Как видно по рис. 2, в конце семестра в группе снизилась авторитарность, эгоистичность, агрессивность; появились студенты с высоким уровнем выраженности дружелюбности.

Рассмотрим состояние факторы доминирования и дружелюбия в изучаемой группе в начале и в конце семестра (рис.3).


Рис.3 Динамика факторов доминирования и дружелюбия студентов в начале и в конце семестра (в баллах)

Как видно по рис. 3, в начале уч. года фактор доминирования выше, чем в конце семестра; фактор дружелюбия выше в конце семестра.

Проведенная исследовательская работа позволила сделать следующие выводы.

1. Для современных студентов являются характерными невысокие показатели воспитанности, таких как отношение к знанию, отношение к труду, долг и ответственность, дисциплинированность, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, бережливость, простота и скромность – среднее значение 3,7 балла, что равно среднему уровню параметра.

2. Целенаправленная работа по Концепции воспитательной работе в Набережночелнинском филиале Университета управления «ТИСБИ» позволяет существенно изменить воспитанность студентов особенно в таких ее параметрах, как отношение к труду, бережливость.

3. Интерперсональные отношения студентов в конце семестра существенно отличается от показателей в начале учебного года: снизилась авторитарность, эгоистичность, агрессивность; появились студенты с высоким уровнем выраженности дружелюбности.

4. В начале учебного года у молодых людей выражена потребность доминировать, в конце семестра выражена потребность дружелюбия.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что социально-культурная деятельность в вузе является фактором воспитания студентов, обеспечивает их социально-культурную интеграцию с обществом, способствует повышению уровня воспитанности и развитию интерперсональных отношений студентов, подтвердилась.


Список литературы

  1. Андреев, А. Российский студент в пространстве культуры / А. Андреев. – М., 2004. – №3. – С. 134-145.
  2. Ахметшин Э.М., Идиятуллина И.И. Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации А. Маслоу и Ф. Герцберга // Экономика и социум. – 2015. – № 2-5 (15) – С. 665-668.
  3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Просвщение, 1995. – 452 с.