УДК 342

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

№21,

Юридические науки

Газиева Эрвина Энверовна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ; ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ; СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; PUBLIC ADMINISTRATION; PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION ORGANIZATION; PUBLIC ADMINISTRATION BODIES; SUBJECTS of the RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: В статье рассматривается вопрос об организация государственного управления. Рассматриваются общий подход к организации государственного управления, принципы организации государственного управления и структура федеральных органов исполнительной власти. Анализируются функции исполнительной власти, регламент федеральных органов исполнительной власти.

Современное государственное управление в России находится на стадии глубокого административного реформирования, основная цель которого сводится к построению эффективной системы государственной власти. Государственное управление организуется в соответствии с двумя основными принципами: во-первых, принципом отраслевого управления. Содержание данного принципа сводится к тому, что направления государственного управления выстраиваются по отраслям народного хозяйства (к примеру, управление сельским хозяйством, управление здравоохранением и так далее). В этом смысле отрасль государственного управления – совокупность органов управления, обусловленная общностью управляемого объекта и подчиненная определенному министерству; во-вторых, принципом межотраслевого управления [2].

Содержание данного принципа сводится к тому, что управление осуществляется органами, обладающими правом осуществления надведомственного контроля по отношению к управляемым объектам. Органы представляющие данный принцип управления регулируются общие вопросы, не относящиеся к ведению конкретного отраслевого управления. Примером такого органа является Федеральная антимонопольная служба.

Рассмотрим принципы организации государственного управления и структура федеральных органов исполнительно власти. В основу осуществления государственного управления заложены следующие принципы [1]:
— во-первых, система органов федеральной исполнительной власти включает в свой состав только министерства, службы и агентства федерального уровня;
— во-вторых, функции органов федеральной исполнительной власти подлежат четкому и строгому разграничению;
— в-третьих, за каждым органом федеральной исполнительной власти Президентом и Правительством России закрепляются конкретные функции;
— в-четвертых, координация и контроль деятельности подведомственных служб осуществляется министерствами федерального уровня;
-в-пятых, координация и контроль деятельности неподведомственных служб осуществляют непосредственно Президент и Правительство России.

Структура федеральных органов исполнительной власти включает в свой состав следующие группы: федеральные органы исполнительной власти, которые объединены ведомственной подчиненностью конкретному министерству и предназначены для реализации конкретной функции государственного управления (так, в подчинении Министерства финансов России находятся такие федеральные службы, как налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, казначейство); самостоятельные органы исполнительной власти, не подведомственные какому-либо министерству (к примеру, Федеральная антимонопольная служба и прочие) [3].

Управление органами исполнительной власти возложено на Президента и Правительство России, которые в отношении самостоятельных органов осуществляют это руководство непосредственно, в отношении подведомственных – через соответствующих министров.

Функции исполнительной власти Федеральные органы исполнительной власти предназначены для выполнения следующих функций [1]:
-проведение конкурсов с целью заключения государственных контрактов на размещение государственного заказа по поставкам товаров, оказанию услуг или выполнению работ, требующихся для обеспечения функционирования каждого конкретного органа исполнительной власти;
-проведение конкурсов с целью заключения государственных контрактов на размещение государственного заказа по научно-исследовательским работам; получение и распоряжение бюджетными средствами, предназначенными для финансирования деятельности органа исполнительной власти;
— осуществление приема физических лиц – граждан России, обеспечение полного и своевременного рассмотрения их обращений, направления ответов на обращения; предоставление разъяснений органам государственного и муниципального управления, организациям и гражданам в пределах своей компетенции; обеспечение защиты государственной тайны;
-организация работы и обеспечение мобильной подготовки территориальных органов власти; организация профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
-взаимодействие с российскими, иностранными и международными органами государственной власти; осуществление контроля действий территориальных органов власти; привлечение научных организаций для проработки государственных вопросов; создание экспертных и совещательных органов в пределах своей компетенции;
-запрашивание и получение сведений, требующих для обоснованного принятия решений; осуществление архивной работы; организация конгрессов, семинаров, конференций, выставок и иных массовых мероприятий в пределах своей компетенции.

С правовой точки зрения федеральный орган исполнительной власти наделен статусом юридического лица, имеющего собственную печать и счета.

Действия федерального органа исполнительной власти регулируются регламентом, который устанавливает:
— общий порядок деятельности органа; порядок организации реализации полномочий; особенности планирования работы;
-порядок подготовки проектов нормативных актов, вносимых на рассмотрение Правительства России; порядок работы с парламентскими запросами, обращениями и запросами депутатов палат Парламента;
-порядок рассмотрения обращений организаций и физических лиц – граждан Российской Федерации; особенности раскрытия информации о деятельности федерального органа исполнительной власти и так далее [2].

Помимо основного регламента для исполнительного органа федерального уровня разрабатываются регламенты административного характера, определяющие порядок реализации отдельных государственных функций.


Список литературы

  1. Бахрах Д. Н., Росинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право Текст.: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Росинский, 10. Н. Старилов. — М.: НОРМА, 2004. -309 с.
  2. Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление Текст.: учебник / Н. И. Глазунова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 556 с.
  3. Могучих Е.В. Правовое регулирование взаимодействия органов исполнительной власти РФ и её субъектов в области предметов совместного ведения Текст. : дис… канд. юрид. наук : 12.00.14 / Могучих Елена Васильевна. -М., 2002. 167 с.