УДК 342
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
№21,
Юридические науки
Газиева Эрвина Энверовна
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ; ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ; СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; PUBLIC ADMINISTRATION; PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION ORGANIZATION; PUBLIC ADMINISTRATION BODIES; SUBJECTS of the RUSSIAN FEDERATION.
Современное государственное управление в России находится на стадии глубокого административного реформирования, основная цель которого сводится к построению эффективной системы государственной власти. Государственное управление организуется в соответствии с двумя основными принципами: во-первых, принципом отраслевого управления. Содержание данного принципа сводится к тому, что направления государственного управления выстраиваются по отраслям народного хозяйства (к примеру, управление сельским хозяйством, управление здравоохранением и так далее). В этом смысле отрасль государственного управления – совокупность органов управления, обусловленная общностью управляемого объекта и подчиненная определенному министерству; во-вторых, принципом межотраслевого управления [2].
Содержание данного принципа сводится к тому, что управление осуществляется органами, обладающими правом осуществления надведомственного контроля по отношению к управляемым объектам. Органы представляющие данный принцип управления регулируются общие вопросы, не относящиеся к ведению конкретного отраслевого управления. Примером такого органа является Федеральная антимонопольная служба.
Рассмотрим принципы организации государственного управления и структура федеральных органов исполнительно власти. В основу осуществления государственного управления заложены следующие принципы [1]:
— во-первых, система органов федеральной исполнительной власти включает в свой состав только министерства, службы и агентства федерального уровня;
— во-вторых, функции органов федеральной исполнительной власти подлежат четкому и строгому разграничению;
— в-третьих, за каждым органом федеральной исполнительной власти Президентом и Правительством России закрепляются конкретные функции;
— в-четвертых, координация и контроль деятельности подведомственных служб осуществляется министерствами федерального уровня;
-в-пятых, координация и контроль деятельности неподведомственных служб осуществляют непосредственно Президент и Правительство России.
Структура федеральных органов исполнительной власти включает в свой состав следующие группы: федеральные органы исполнительной власти, которые объединены ведомственной подчиненностью конкретному министерству и предназначены для реализации конкретной функции государственного управления (так, в подчинении Министерства финансов России находятся такие федеральные службы, как налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, казначейство); самостоятельные органы исполнительной власти, не подведомственные какому-либо министерству (к примеру, Федеральная антимонопольная служба и прочие) [3].
Управление органами исполнительной власти возложено на Президента и Правительство России, которые в отношении самостоятельных органов осуществляют это руководство непосредственно, в отношении подведомственных – через соответствующих министров.
Функции исполнительной власти Федеральные органы исполнительной власти предназначены для выполнения следующих функций [1]:
-проведение конкурсов с целью заключения государственных контрактов на размещение государственного заказа по поставкам товаров, оказанию услуг или выполнению работ, требующихся для обеспечения функционирования каждого конкретного органа исполнительной власти;
-проведение конкурсов с целью заключения государственных контрактов на размещение государственного заказа по научно-исследовательским работам; получение и распоряжение бюджетными средствами, предназначенными для финансирования деятельности органа исполнительной власти;
— осуществление приема физических лиц – граждан России, обеспечение полного и своевременного рассмотрения их обращений, направления ответов на обращения; предоставление разъяснений органам государственного и муниципального управления, организациям и гражданам в пределах своей компетенции; обеспечение защиты государственной тайны;
-организация работы и обеспечение мобильной подготовки территориальных органов власти; организация профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
-взаимодействие с российскими, иностранными и международными органами государственной власти; осуществление контроля действий территориальных органов власти; привлечение научных организаций для проработки государственных вопросов; создание экспертных и совещательных органов в пределах своей компетенции;
-запрашивание и получение сведений, требующих для обоснованного принятия решений; осуществление архивной работы; организация конгрессов, семинаров, конференций, выставок и иных массовых мероприятий в пределах своей компетенции.
С правовой точки зрения федеральный орган исполнительной власти наделен статусом юридического лица, имеющего собственную печать и счета.
Действия федерального органа исполнительной власти регулируются регламентом, который устанавливает:
— общий порядок деятельности органа; порядок организации реализации полномочий; особенности планирования работы;
-порядок подготовки проектов нормативных актов, вносимых на рассмотрение Правительства России; порядок работы с парламентскими запросами, обращениями и запросами депутатов палат Парламента;
-порядок рассмотрения обращений организаций и физических лиц – граждан Российской Федерации; особенности раскрытия информации о деятельности федерального органа исполнительной власти и так далее [2].
Помимо основного регламента для исполнительного органа федерального уровня разрабатываются регламенты административного характера, определяющие порядок реализации отдельных государственных функций.
Список литературы
- Бахрах Д. Н., Росинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право Текст.: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Росинский, 10. Н. Старилов. — М.: НОРМА, 2004. -309 с.
- Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление Текст.: учебник / Н. И. Глазунова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 556 с.
- Могучих Е.В. Правовое регулирование взаимодействия органов исполнительной власти РФ и её субъектов в области предметов совместного ведения Текст. : дис… канд. юрид. наук : 12.00.14 / Могучих Елена Васильевна. -М., 2002. 167 с.