УДК 33

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

№21,

Экономические науки

Наклюцкая Любовь Сергеевна


Научный руководитель: Пушняк Е.В.


Ключевые слова: ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ; ФИНАНСОВАЯ ОПЕРАЦИЯ; НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА; ЭТАПЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА; FINANCIAL MONITORING; FINANCIAL TRANSACTION; CASH; STAGES OF FINANCIAL MONITORING.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению понятия финансового мониторинга и его сущности, раскрываются операции, подлежащие финансовому мониторингу и этапы проведения финансового мониторинга.

Термин «мониторинг» означает постоянное наблюдение за нужным процессом для выявления его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату. Понятие «финансовый мониторинг» в российском законодательстве появилось с изданием Указа Президента РФ «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 1 ноября 2001 г. № 1263. Исполнительным органом власти стал Комитет по финансовому мониторингу РФ. Вышеназванный указ, также, как и принятые позже нормативные акты, не включает в себя формулирование определения понятия «финансовый мониторинг» [1].

Финансовый мониторинг – это комплекс мероприятий по анализу данных о финансовых операциях, а также мероприятия по проверке информации в соответствии с законодательством Российской Федерации [3].

Финансовая операция – это любая операция, которая связанна с обеспечением или осуществлением платежа с помощью хозяйствующего субъекта первичного финансового мониторинга.

Процесс финансового мониторинга представляет собой сбор данных для выявления из многих финансовых операций ту, которая осуществляет легализацию доходов, полученных преступным путем или для финансирования терроризма.

Рассмотрим основные субъекты, объекты и меры финансового мониторинга, а также основные задачи их реализации в области финансового мониторинга.

В России институциональная система уполномоченных организаций и органов в области финансового мониторинга является трехуровневой системой.

Первый уровень системы это Росфинмониторинг, второй – это организации и органы, которые осуществляют надзор над агентами финансового мониторинга.

Первый уровень занимает Федеральная служба финансового мониторинга, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ.

Этот орган власти обеспечивает анализ и накопление данных, которые поступают от агентов финансового мониторинга, и обнаруживают признаки финансирования терроризма и легализации незаконных доходов.

Большая часть подразделений финансового мониторинга административно-финансового типа — это структурные подразделения органов государственного финансового контроля подразделений финансового мониторинга. Это, как правило, или министерство финансов или центральный банк страны, или они действуют как самостоятельные органы государственного финансового контроля [3].

Подразделения финансового мониторинга прокурорского типа являются подвидом подразделения финансового мониторинга правоохранительного вида, так как в большинстве государств прокуратура является одним из правоохранительных органов. Поэтому подразделениям финансового мониторинга прокурорского типа характерны те же недостатки и преимущества, что и подразделениям финансового мониторинга правоохранительного типа.

Подразделения финансового мониторинга смешанного типа рассматриваются в рамках либо правоохранительных, либо административно-финансовых подразделений финансового мониторинга это зависит от того куда их относит законодательство соответствующего государства.

На втором уровне стоят надзорные органы, которые осуществляют надзорные функции в области финансового мониторинга в отношении агентов, осуществляющих финансовый мониторинг. Такими надзорными органами в РФ выступают: Центральный банк, Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ», Федеральная служба по надзору в сфере информационных технологий, связи и массовых коммуникаций.

Третий уровень включает в себя агентов финансового мониторинга – организации, которые осуществляют денежные операции или операции с имуществом. К таким организациям относятся [2]:
а) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
б) кредитные организации;
в) страховые организации (исключения составляют страховые
медицинские организации, которые осуществляют профессиональную деятельность только в области обязательного медицинского страхования), лизинговые компании или страховые брокеры;
г) ломбарды;
д) организации федеральной почтовой связи;
е) организации, которые осуществляют куплю-продажу, скупку драгоценных камней и драгоценных металлов, ювелирных изделий из них, а также лом этих изделий (исключения составляют религиозные организации, музеи и организации, которые используют драгоценные металлы и их химические соединения, драгоценные камни в научноисследовательских, медицинских целях либо в составе приборов, инструментов, оборудования и изделий производственно-технического назначения);
ж) организации, которые управляют негосударственными
пенсионными или инвестиционными фондами;
и) организации, которые содержат букмекерские конторы и тотализаторы, а также организации, которые проводят и организуют тотализаторы (взаимное пари), лотереи и другие, основанные на риске игры, в том числе и в электронной форме;
к) организации, которые оказывают посреднические услуги в рамках проведения сделок купли-продажи недвижимого имущества;
л) коммерческие организации, которые заключают договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента;
м) операторы по приему платежей;
н) микрофинансовые организации;
п) кредитные потребительские кооперативы, в том числе и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
р) общества взаимного страхования;
с) операторы связи, которые имеют право самостоятельно
оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
т) негосударственные пенсионные фонды, которые имеют лицензии на ведение деятельности по пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению.

Объектами финансового мониторинга выступают:
а) операции с имуществом и денежными средствами, под этими операциями законодательство понимает действия юридических и физических лиц с имуществом или денежными средствами независимо от способа и формы их осуществления, которые направлены на изменение, прекращение или установление связанных с ними обязанностей и гражданских прав;
б) сделки как действия юридических и гражданских лиц, которые направленные на изменение, прекращение или установление гражданских прав и обязанностей.

Под денежными средствами понимают российскую и иностранную валюту (казначейские билеты, банкноты и монеты), как в наличной форме, так и в безналичной.

Валюта Российской Федерации представляет собой:
а) находящиеся в обращении, а также изымаемые или изъятые из обращения, но которые подлежат обмену рубли в виде банкнот ЦБ Российской Федерации и монеты;
б) средства в рублях банковских счетах или на счетах других кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, которое заключается Правительством РФ и Центральным банков с соответствующими органами иностранного государства, об использовании на территории указанного государства российской валюты как законного средства платежа;
в) средства в рублях на счетах в кредитных учреждениях или банках в Российской Федерации.

Иностранная валюта это:
а) денежные знаки в виде казначейских билетов, банкнот, монет, которые находятся в обращении и являются законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, а также изымаемые или изъятые из обращения, но которые подлежат обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах других стран и
международных денежных или расчетных единицах.

К имуществу следует относить ценные бумаги, любые вещи, а также имущественные права на них. Объектами финансового мониторинга выступает движимое, а также и недвижимое имущество, к недвижимому относятся участки недр, земельные участки, обособленные водные объекты и все, то, что связано с землей, в том числе здания, многолетние насаждения, сооружения, т.е. объекты, перемещение которых невозможно без ущерба их назначения [3].

К недвижимому имуществу также относятся подлежащие государственной регистрации морские и воздушные суда, космические объекты и суда внутреннего плавания. Вещами не являются работы и услуги, а также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненная к ним интеллектуальная собственность, различные нематериальные блага.

Данные виды выступают отдельными самостоятельными объектами гражданско-правового оборота и по формальным признакам не должны являться объектами финансового мониторинга. Однако, с учетом того, что операции, предметом которых являются услуги, работы, объекты интеллектуальной собственности, могут оказаться одним из способов финансирования терроризма или отмывания преступных денежных средств, специалистам финансового мониторинга необходимо постоянно следить и за указанными видами сделок и операций.

По сути, любая сделка или операция может являться объектом финансового мониторинга, поскольку любая осуществляемая сделка связана или с деньгами или с другим имуществом.

При проведении мониторинга операций с деньгами и другим имуществом объектом финансового мониторинга выступают и стороны сделки (участники данных операций), поскольку в рамках противодействия финансированию терроризма они подлежат проверке на предмет соответствия Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых существует информация об их участии в экстремистской или террористической деятельности (перечень террористов и экстремистов). Обычно, всех участников сделок, которые выступают объектом финансового мониторинга, разделяют на три основные категории: юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.

Государственные органы, обычно, не могут выступать объектом финансового мониторинга, поскольку государство не имеет возможности, по определению, по причине его правового статуса финансировать терроризм и отмывать доходы, которые были получены преступным путем.


Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».http://www.consultant.ru/document/ cons _doc_LAW/(дата обращения 02.10.2019 г).
  2. Орлова В.В. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент оптимизации бюджетного процесса / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т менеджмента. Каф. антикризис. упр. – М., 2010. 144 с.
  3. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О.Н. Горбунова. – М., 2003. 160 с.