УДК 33

ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

№21,

Экономические науки

Наклюцкая Любовь Сергеевна


Научный руководитель: Пушняк Е.В.


Ключевые слова: ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ; ФИНАНСОВАЯ ОПЕРАЦИЯ; НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА; ЭТАПЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА; FINANCIAL MONITORING; FINANCIAL TRANSACTION; CASH; STAGES OF FINANCIAL MONITORING.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению понятия финансового мониторинга и его сущности, раскрываются операции, подлежащие финансовому мониторингу и этапы проведения финансового мониторинга.

Финансовый мониторинг – это комплекс мероприятий по анализу данных о финансовых операциях, а также мероприятия по проверке информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовая операция – это любая операция, которая связанна с обеспечением или осуществлением платежа с помощью хозяйствующего субъекта первичного финансового мониторинга. В Российской Федерации перечень операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, определен Федеральным Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ. В данный перечень входят следующие операции [1]:

1.Операции с денежными средствами и иным имуществом, сумма которых составляет более 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте.
2.Операции по передаче прав собственности на недвижимое имущество, стоимость которого превышает 3 000 000 рублей.
3.Операции по получению денежных средств или имущества от иностранных организаций, иностранных граждан или иностранных государств некоммерческой организацией на сумму превышающей 100 000 рублей.
4.Операции с денежными средствами на счетах организаций, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса на сумму, превышающую 50 000 000 рублей.
6.Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, которые открыты в уполномоченном банке головному исполнителю поставок товаров по государственному оборонному заказу, исполнителю, принимающему участие в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для проведения расчетов по государственному оборонному заказу с любых других счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые другие счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с других отдельных счетов при сумме операции более 600 000 рублей.

К первому виду операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, относятся [3]:
1. Операции с наличными денежными средствами:
а) снятие со счета юридического лица, если это не связано с его
хозяйственной деятельностью;
б) зачисление на счет юридического лица, если это не связано с
его хозяйственной деятельностью;
в) приобретение или продажа физическим лицом наличной
валюты другого государства;
г) покупка физическим лицом ценных бумаг за наличные
денежные средства;
д) получение физическим лицом денег на основе предъявления
чека на предъявителя, который был выдан нерезидентом РФ;
е) обмен банкнот;
ж) внесение денежных средств в уставный капитал (складочный) капитал юридического лица физическим лицом.

2.Операции с денежными средствами на счетах, ценными бумагами, а также получение (предоставление) кредита, если одна из сторон зарегистрирована на территории государства, не выполняющего рекомендации ФАТФ.

3.Операции, которые осуществляются по банковским вкладам и счетам:
а) размещение денег на депозите с оформлением документов на
предъявителя;
б) перевод денежных средств на счет, открытый за границей анонимным владельцем, а также поступление денежных средств с такого счета;
в) открытие вклада в пользу третьих лиц;
г) зачисление на счет или списание со счета денежных средств юридического лица, если период деятельности его не превышает трех месяцев или с момента открытия счета не производились операции по данному счету.

4. Прочие сделки, которые совершаются с движимым имуществом:
а) сдача в ломбард драгоценных камней, металлов, ювелирных изделий и их лома, а также других ценностей;
б) получение денег за оплату участия в тотализаторе, пари, лотерее и других играх, в том числе через Интернет, а также оплата деньгами выигрыша, который был получен в ходе подобных игр;
в) выплата страхового возмещения физическому лицу или получение от него страховой премии по договорам страхования жизни или другим сделкам в сфере пенсионного или накопительного страхования;
г) денежные переводы, которые производятся по поручению клиента некредитными организациями;
д) операции с имуществом в рамках договора лизинга (финансовой аренды);
е) операции купли-продажи ювелирных изделий и их лома, а
также драгоценных камней и металлов;
ж) предоставление или получение юридическими лицами, которые не являются кредитными организациями, беспроцентных займов от других физических или юридических лиц.

Рассмотрим порядок осуществления финансового мониторинга. Основным этапом осуществления финансового мониторинга является процесс идентификации клиента и выгодоприобретателя [2].

Клиентом субъекта финансового мониторинга является любое юридическое или физическое лицо, которое находится на обслуживании у субъекта финансового мониторинга.

Выгодоприобретатель – физическое или юридическое лица, в интересах которого осуществляется операция.

Под идентификацией понимается процесс сбора, фиксации и хранения информации о клиенте и его выгодоприобретателе.

Процедуре идентификации не подлежат:
1.Физические лица, которые совершают операции на суммы ниже 30 000 рублей:
а) по расчетам с бюджетом Российской Федерации;
б) по оплате услуг, предоставляемых бюджетной организацией;
в) по оплате за жилое помещение, коммунальных услуг,
установки охранной сигнализации и охраны квартиры, услуг связи;
г) по внесению взносов в садоводческие, огороднические,
дачные некоммерческие объединения, гаражно-строительные
кооперативы и по оплате услуг платной автостоянки;
д) по уплате алиментов.

2.Физические лица, осуществляющие операции по покупке или продаже иностранной валюты на суммы менее 15 000 рублей.

Процедура идентификации зависит от того, кем является клиент: физическое лицо или юридическое лицо.

При проведении идентификации физического лица субъект финансового мониторинга получает следующую информацию:
1.Фамилия, имя и отчество (если оно есть) клиента.
2.Гражданство.
3.Реквизиты документа, который удостоверяет личность.
4.Сведения миграционной карты или иного документа, который подтверждает право иностранного гражданина на пребывание в Российской Федерации.
5. Адрес места регистрации или пребывания.
6. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Для юридических лиц:
1.Наименование.
2.ИНН или код иностранной организации.
3.Государственный регистрационный номер.
4.Юридический адрес.
5.Место государственной регистрации.

После проведения идентификации субъект финансового мониторинга принимает решение о проведении или отказе в проведении операции. Если операция была проведена субъектом финансового мониторинга, то он обязан документально зафиксировать данную операцию и предоставить информацию о проведенной операции в Росфинмониторинг. Срок предоставления информации составляет один рабочий день со дня совершения операции [4].

В информации, предоставляемой в Росфинмониторинг, указываются следующие данные:
1.Вид операции.
2.Основания совершения операции.
3.Дата совершения операции.
4.Сумма операции.
5. Сведения о клиенте и его представителе.
6.Сведения о выгодоприобретателе и его представителе.

Если субъект финансового мониторинга принимает решение об отказе в проведении операции, то он приостанавливает операцию на два рабочих дня и предоставляет информацию о распоряжении клиента в Росфинмониторинг.


Список литературы

  1. Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ (с изм. и доп. от30.12.2015г).http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834 /(дата обращения 10.10.2019 г).
  2. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О.Н. Горбунова. – М., 2003. 160 с.
  3. Евстигнеев Е. Н. Финансовое право: учебное пособие / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. – СПб.: Питер, 2011. 270 с.
  4. Сабитова, Н.М. Государственный финансовый контроль: Учебник / Н.М. Сабитова, М.Е. Орлова, Ч.М. Шавалеева. – М.: Рид Групп, 2012. 512 c.