УДК 34.342.95

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

№21,

Юридические науки

Прохожева Наталья Николаевна


Научный руководитель: Федорченко Е.Н., к.пол.н., доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СТАТУС; ПРАВОВОЙ СТАТУС; ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО; ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС; ADMINISTRATIVE STATUS; LEGAL STATUS; LEGAL PERSON; CIVIL CODEKS.


Аннотация: В настоящей статье автором исследованы проблемы административно- правового статуса юридического лица. Раскрываются и анализируются понятие и сущность юридического лица, а также доказывается утверждение, что юридическое лицо является объектом правового регулирования административного права.

Исследование административно-правового статуса юридического лица обусловливает необходимость анализа понятия и сущности юридического лица как института права юридические лица были и остаются одной из наиболее интересных проблем в юриспруденции. На протяжении многих времен идут дискуссии о сущности юридического лица. При этом многие из учены утверждали, что юридическое лицо – фиктивный субъект права, существующий лишь в силу прямого указания закона (представители так называемой теории фикции, среди которых можно выделить Савиньи, Виндштейна, А.М. Гуляева, Г.Ф. Шершеневича), другие полагали, что юридическое лицо представляет собой реально существующий субъект (сторонники теории социальной реальности, к которым можно отнести Гирке, Д.М. Генкина).Существует много разных теорий юридического лица, наиболее полный и интересный обзор которых дан в учебном пособии Н.В. Козловой. Также следует согласиться с выводом Ю.К. Толстого о том, что в вопросе раскрытия сущности юридического лица в цивилистической науке (по крайней мере, отечественной), к сожалению, не наблюдается никакого заметного продвижения.

И так рассмотрим понятие административно-правового статуса юридических лиц. Административно-правовой статус юридических лиц – это совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и административной ответственности. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Также юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Эта позиция воспринята и в ряде законов об отдельных правовых формах юридических лиц, которые были приняты в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Например, в Федеральных законах от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»2, от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»3 Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно, несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам. Социальная ценность института юридического лица воплощается, прежде всего, в той полезной нагрузке, которую он несет обществу.

Российское законодательство дает определение юридического лица в ч. 1 ст. 48 ГК. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Неудачная дефиниция юридического лица в п. 1 ст. 48 ГК порождает различные толкования понятия «обособленное имущество» Так, под имуществом можно понимать только вещи, а значит, отсутствие вещей в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении организации препятствует признанию ее юридическим лицом. Если посмотреть с другой стороны в течение какого-то периода времени юридическое лицо может вообще не обладать никаким имуществом, как бы широко мы его ни трактовали. Так, большинство некоммерческих организаций на другой день после создания не имеют ни вещей, ни прав требования, ни тем более обязательств. Вся имущественная обособленность таких юридических лиц заключается лишь в их способности в принципе обладать обособленным имуществом.

Даже если считать, что п. 1 ст. 48 ГК императивно устанавливает именно обязанность юридического лица иметь имущество в собственности, то механизмы реализации этого положения в настоящее время отсутствуют. В частности, при регистрации акционерного общества не требуется представлять доказательства передачи создаваемому юридическому лицу имущества в собственность.

Представляется, что толкование легальной дефиниции юридического лица должно опираться не на анализ отдельных понятий, например «имущество», «ответственность», а расширять буквальный смысл определения в целом. Тогда получится, что юридическое лицо – это организация, которая может иметь в собственности или на ином вещном праве обособленное имущество (то есть если имущество приобретается, то оно автоматически становится обособленным), может отвечать по своим обязательствам этим имуществом (если это имущество имеется и если предъявлено соответствующее требование) и т.д.

В связи с этим п. 1 ст. 48 ГК РФ предлагается в следующей редакции: «1. Юридическим лицом признается организация, которая:
— может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Всякое приобретенное организацией имущество является обособленным;
— может отвечать по своим обязательствам обособленным имуществом, если таковое имеется и если предъявлено соответствующее требование;
— может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК); регистрации подлежат все юридические лица; она производится в органах юстиции в порядке, определяемом законодательством о регистрации юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 35 действовавшего ранее Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» отказ в государственной регистрации предприятия был возможен, во-первых, в случае нарушения порядка создания предприятия, а во-вторых, в случае несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РСФСР. Исходя из этого на регистрирующие органы возлагалась обязанность по проверке не только соблюдения правильности порядка представления заявителем документов, но, что важно, и соответствия представленных документов требованиям законодательства.

Федеральный закон № 129-ФЗ в качестве оснований для отказа в регистрации юридического лица называет лишь: 1) непредставление необходимых для государственной регистрации документов (п. 1 ст. 23); 2) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 2 ст. 23); 3) ситуацию, когда юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, является учредителем другого юридического лица (п. 3 ст. 23 и п. 2 ст. 20); 4) ситуацию, когда происходит государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в процессе ликвидации (п. 3 ст. 23 и п. 2 ст. 20).

Как видно из представленного списка, законодатель в качестве оснований для отказа в регистрации юридического лица выделяет лишь количественные критерии, связанные с нарушением правил оформления представленных на регистрацию документов. Качественная же сторона (проверка достоверности представленных сведений) остается за рамками регистрации. Однако именно качественная сторона регистрации и является осевой (центральной) стороной государственной регистрации вообще и государственной регистрации юридических лиц в частности.

Вместе с тем, органы, принимающие решение о государственной регистрации общественных объединений, осуществляют, во-первых, количественную и, во-вторых, качественную проверку. Для второй характерна проверка этих сведений на истинность, достоверность, соответствие нормам законодательства.

Для исправления возникшей ситуации, по нашему мнению, необходимо дополнить Федеральный закон № 129-ФЗ нормами о содержательной проверке представленных на государственную регистрацию документов. Было бы правильно дополнить гл. III «Порядок государственной регистрации» ст. 9.1 «Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов», которая бы, во-первых, ставила в обязанность регистрирующим органам проведение правовой экспертизы представленных документов и, во-вторых, указывала, что проверке должны подвергаться а) формальная сторона представленных сведений, т.е. количество и правильность заполнения представленных документов, б) содержательная сторона представленных сведений, т.е. их истинность (достоверность), и в) сведения о юридических лицах — учредителях создаваемого юридического лица на факт обнаружения процесса его ликвидации. Это — желательный минимум содержания данной статьи. Конкретизирующие положения, подобно положениям вышеприведенного приказа Минюста РФ, могут быть даны приказом Федеральной налоговой службы, где подробно освещался бы порядок проведения такой экспертизы.

в-третьих, в неточностях законодательной техники, касающихся главным образом наименований государственных органов и описания отдельных составов правонарушений.


Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ //Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
  2. Сумской Д.А. Юридические лица. //Юридическая литература.- М. Владос, 2008г. 26 с.
  3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ 2001 г., № 33 (Часть I), ст. 3431
  4. http://www.docme.ru/doc/255170/diplom-moy-fresh