УДК 342

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№21,

Юридические науки

Максудова Эльмаз Перитовна


Научный руководитель: Федорченко Е.Н., к.пол.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ; СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ; ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО; CIVIL SERVICE; CIVIL SERVANT; CIVIL SERVICE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION; LEGAL BASIS OF CIVIL SERVICE; LEGAL STATUS OF CIVIL SERVANT.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению правовых основ организации государственной службы РФ, основных принципов государственной службы.

Государственная служба РФ — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти; субъектов РФ; государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ. Должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, воинские должности, должности федеральной государственной службы иных видов.

Перечни должностей федеральной государственной службы учреждаются Указом Президентом РФ, а перечень должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов РФ, устанавливаются классные чины.

Рассмотрим правовые основы государственной службы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с посл. изм. от 21.07.2014) — главный закон страны, который, в том числе закрепляет исходные для государственной службы основы [1]:
— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (п.2 ст.4);
— единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации (ст.72);
— приоритет прав и свобод человека и гражданина(ст.18);
— разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10);
— равный доступ граждан к государственной службе(ст.32).

Конституция РФ устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении РФ (ст.71). Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопрос о государственной службе субъектов РФ, но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственную службу, тем самым определяет, что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.

Базовым законом для всей государственной службы является ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2016). Данный закон определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, уровни и виды государственной службы, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы [2].

Ст.3 ФЗ №58 закрепляет основные принципы государственной службы:
— федерализм — данный принцип обеспечивает единство системы государственной службы и разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ (ст.71, ст.72 Конституции РФ);
— законность;
— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
— равный доступ граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции РФ, данный принцип означает отсутствие ограничений при приеме на государственную службу в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения и т.д.;
— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
— взаимосвязь государственной и муниципальной службы предполагает единство основных квалификационных требований для замещения должностей государственной службы и муниципальной службы, требования к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации;
— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
— профессионализм и компетентность государственных служащих;
— защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

К правовым источникам государственной службы также относятся иные нормативно-правовые акты РФ, отдельные международно-правовые акты, содержащие нормы, регламентирующие соответствующие государственно-служебные отношения [3].

Субъекты РФ вправе иметь свое законодательство о гражданской службе. Законами субъектов РФ утверждаются должности гражданской службы и утверждаются их реестры, устанавливается порядок присвоения классных чинов гражданской службы субъекта РФ, регламентируются квалификационные требования к должностям гражданской службы и другие вопросы.

Таким образом, правовые основы государственной службы РФ базируются на Конституции РФ, федеральных законах, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, иных нормативно-правовых актах РФ, отдельных международно-правовых актах, содержащих нормы, регламентирующие соответствующие государственно-служебные отношения. Субъекты РФ вправе иметь свое законодательство о гражданской службе.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 27. 05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28. 12.2010)»О системе государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25. 04.2003) // «Парламентская газета», N 98, 31. 05.2003.
  3. Демин А. А. Государственная служба в РФ: учебник для магистров М.: Изд-во Юрайт, 2016. — 391 с.
  4. http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/10338/2012853.pdf