УДК 342

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№21,

Юридические науки

Максудова Эльмаз Перитовна


Научный руководитель: Федорченко Е.Н., к.пол.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ; СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО; CIVIL SERVICE; CIVIL SERVANT; CIVIL SERVICE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION; LEGAL STATUS OF CIVIL SERVANT.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению социально-правового статуса государственного служащего Российской Федерации. Рассматриваются конституционные деятельности государственных служащих.

Согласно ФЗ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба подразделяется на следующие виды:
— государственная гражданская служба;
— военная служба;
-правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации [2].

ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» также определяет общие условия формирования кадрового состава госслужбы, поступления и прохождения госслужбы, а также присвоение, сохранение и лишение классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий. Согласно закону, вводится понятие «контракт», заключаемый при поступлении гражданина на госслужбу.

Вопрос о статусе государственного служащего окончательно еще не решен. Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества.

Правовой статус государственного служащего включает в себя три составляющие:
— конституционный статус российского гражданина;
— статус (или отдельные элементы статуса) наемного работника в соответствии с трудовым законодательством РФ;
— административно-правовой статус в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

Соответственно, оно имеет трехмерный характер: как человека; как гражданина, реализующего свое право на труд; как лица, замещающего должность государственной службы и реализующего государственную власть [2].

Федеральный закон от 31.07.95 «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Трудовой кодекс РФ рассматривали отношения гражданских государственных служащих с органами, в которых они проходят службу, как трудовые отношения, в регулировании которых имелись определенные установленные законодательством о государственной службе особенности. В Федеральном законе от 27.07.04 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сделана попытка вывести государственных служащих за рамки трудового законодательства.

Термин «государственная служба» появился в России в 90-е годы. В то время впервые стали появляться документы, где упоминался такой термин. До данного времени такой термин давал характеристику всем служащим, которые трудятся в государственных учреждениях и организациях. Во многих странах такое восприятие осталось и по сей поры.

Нынешнее определение формировалось долгие годы, терпело разные преобразования, пока не приняло в нынешнюю форму. За это время написано много нормативных документов. Главные из них — Положение о государственной службе и Закон «Об основах государственной службы». Только после создания таких документов, возникли отношения в сфере работы органов госслужбы [4, с. 79].

Согласно законам, госслужба – это работа граждан России по обеспечению полномочий:
— государства в целом;
— органов власти;
— субъектов России;
— лиц, заменяющих должности, которые установлены в правовом порядке Конституцией.

В данном смысле обеспечение полномочий – это непосредственная цель организации. Она представляет собой организацию, управление, планирование и контроль всех процедур.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что госслужба подразумевает под собой:
— необходимую деятельность для государства;
— это всего лишь пункт государственной деятельности, который предоставляет исполнение нормативных полномочий;
— к субъектам такой деятельности выдвигают специальные условия, которые охарактеризовывают политику государства.

Когда затрагивается разговор о государственной службе, то следует понимать, что это служба государству и определенным его интересам. Люди (кроме обслуживающего персонала), оказывающиеся штатными единицами в государственных органах, исполняют государственные цели и определенные задачи.

Законодательство показывает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов, которые пребывают в полномочиях России.

Федеральная государственная служба – это задача служащих, реализующих правовой и государственный статус, имеющих некоторые определённые права. Опыт данных служащих лежит в рамках Конституции РФ.

Применяется в системе органов судебной и исполнительной власти. К таким органам относят: Правительственный аппарат, Администрацию Президента, палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата и другие.

Госслужба субъектов полагается на законы, принимаемые органами законодательной власти отдельного субъекта. Для того чтобы увидеть предмет государственной службы каждого субъекта, нужно исследовать каждый субъект раздельно [4, с. 87].

Существуют и прочие классификации видов. Так же госслужба бывает гражданской и милитаризованной.

Гражданская служба может быть общей и специальной. Общая гражданская служба выполняет общую роль, не отличающуюся особыми факторами. Специальная гражданская служба выполняет установленные цели, которые имеют принадлежность к той или иной отрасли [3].

Милитаризованная государственная служба – это служба в органах внутренних дел, в отделах правительственной связи, в вооружённых силах, в налоговой полиции и других силовых ведомствах.

От гражданской государственной службы ее отличают следующие моменты:
— она включает в себя особые уставы, разные дисциплинарные вопросы;
— служащие данных служб обязаны отвечать специализированным условиям.

Принцип государственной службы – это концептуальный комплекс, устанавливающий всякие функции, задачи, законы, правила и полномочия для субъектов, чья служба связана с государственной службой.

Нынешние стороны госслужбы наблюдаются во многих документах и исполняются работниками, путём выполнения ежедневной профессиональной работы. Их можно разделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы передаются в нормативных актах, документах, постановлениях [1].

К ним принадлежат такие принципы:
— принцип совокупности и упорядоченности
государственной службы;
— принцип превосходства Конституции как главного документа государства;
— принцип приоритета и значимости прав и свобод граждан;
— принцип дифференциации трёх векторов власти (законодательной, исполнительной, судебной)
— принцип равноправия граждан при устройстве на работу в органы госслужбы.

Координационные принципы включают в себя методы создания и функционирования государственной службы, гарантируют её направленность и эффективность. Они включают в себя следующие принципы [5]:
— принцип подчинённости и исполнительности одних работников государственной службы перед другими служащими, находящимися выше по должностной иерархии;
— принцип общности основных условий и распоряжений, присущих государственной службе;
— принцип высокой квалификации и профессионализма работников госслужбы;
— политика гласности, которая проводится государственной службой;
— принцип постоянства кадров, которыми владеет госслужба.

Рассуждая о деятельности госслужбы, имеется в виду естественная работа госслужащих. Такая работа включает в себя следующие функции:
— правомерная функция. Она состоит в исполнении полномочий распределительной и регулирующей цели, а также исполнении государственных полномочий от лица государства
либо органа государственного правления;
— правообразующая функция. Она состоит в основании и развитии нормативно-правовых актов, основании и использование законов и других нужных документов;
— регулятивная функция. Она состоит в формировании и реализации политики государства всех граней жизни, исполнении юридических полномочий, применении системы государственного давления на лиц и гарантии их интересов;
— организационная функция. Она состоит в том, что содержит в себе осуществление опыта и законности государственных органов, исполнение организационных мер и технических действий, способствующих организационным процедурам;
— правовая функция. Она включает в себя осуществление мероприятий, способствующих гарантии прав граждан, исполнение обязательств перед государством.

Возможно предположить, что государственная служба содержит в себе деятельность государственных служащих. Данная деятельность состоит из исполнения всех линий государственной власти в разного рода областях общества, с целью выполнения правил, функций и задач государства.

Основанием правовой политики и функциональности госслужбы выступают Конституция РФ, законы, указы, постановления, распоряжения и прочие правовые и нормативные акты. В своём виде Конституция не может охватить в себя все стороны, позволяющие регламентировать деятельность государственной службы [1]. В связи с этим есть много других документов, усовершенствующих данный процесс.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 27. 05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28. 12.2010)»О системе государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25. 04.2003) // «Парламентская газета», N 98, 31. 05.2003.
  3. Демин А. А. Государственная служба в РФ: учебник для магистров М.: Изд-во Юрайт, 2016. — 391 с.
  4. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-юрист. — 2004. — № 6. — С. 21-24.
  5. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 679 с.