УДК 342

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

№21,

Юридические науки

Антоньянц Мария Васильевна


Научный руководитель: Дюкарев В.В., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT; CLASSIFICATION OF TYPES OF PUNISHMENTS.


Аннотация: В статье рассмотрены виды наказаний за административные правонарушения. Раскрыто понятие наказания в административной отрасли права. Дана классификация видов наказания. Раскрыты нормативно-правовые акты, которые закрепляют и регулируют виды наказания.

Понятие административного правонарушения. В современной доктрине российского административного права открыт вопрос по определению такой категории как административное правонарушение и его признаки. Существует большое количество подходов к определению понятия административного правонарушения, выделяя их характерные черты, что позволяет разграничить и правильно классифицировать вид правонарушения.

Связано это с тем, что ведутся горячие дискуссии по поводу отнесения таких правонарушений как бюджетное, налоговое и банковское к административным правонарушениям. В науке наиболее часто встречается следующее определение административного правонарушения. Административное правонарушение – это противоправное, виновное и наносящее вред обществу деяние лиц или лица, которое влечет за собой правовую ответственность. Необходимо отметить, что понятие, которое приводится в доктрине административного права совпадает с понятием, содержащимся в КоАП РФ[1].

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Рассмотрим признаки правонарушения. Данное понятие позволяет выделить характерные признаки правонарушения[3]:
— Обязательно деяние (бездействие либо действие);
— Противоправность;
— Виновность; Возможно лишь при совершении деяния деликтоспособными лицами или лицом;
— Обязателен вред.

Деяние субъекта правоотношений можно рассматривать в качестве правонарушения лишь в том случае, если данная конструкция будет иметь определенную правовую форму, то есть если действие или бездействие признано правовой нормой налоговым правонарушением.

Самым существенным признаком, который присущ административному правонарушению, является, конечно, его опасность. Правонарушение возможно тогда, когда действия лица представляют угрозу общественному порядку и отношениям. Если проанализировать уголовное законодательство, то можно увериться в правильности данного вывода[2].

Например, в статье 14 Уголовного кодекса РФ содержится понятие преступления. Им признается общественно опасное, виновное деяние, которое запрещается под угрозой наказуемости. То есть мы видим, что Законодатель к преступлениям относит не все опасные для общества деяния, а только их определенную часть.

Административное правонарушение отличается от преступления тем, что не наносит существенного вреда для общества, и не несет той опасности, которая присуща уголовному преступлению. Если продолжить развивать данную мысль, то можно утверждать, что правонарушения влекут за собой вред, представляют опасность для общественности и за их совершение установлена ответственность.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, при которых совершается посягательство на здоровье, собственность, общественный порядок, нравственность, окружающая природная среда и т.д. а также меры, которые направлены на предотвращение данных деяний.

Таким образом, Законодатель создал четкий механизм борьбы с их совершением[5].

Под наказанием в рамках административной отрасли права подразумевают применение мер, которые указаны в КоАП РФ в связи с совершение правонарушения административного характера. Ст. 1.3 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) дает полный список видов наказаний, применяемых при административных правонарушениях и правила их назначения. Список видов наказаний в данной отрасли права не может быть расширен за счет других законов и подзаконных актов, а только за счет КоАП РФ.

Существуют следующие меры ответственности, за совершение административного правонарушения (статья 3.2 КоАП РФ):
— Штраф;
— Предупреждение;
— Арест;
— Конфискация орудия;
— Выдворение за пределы РФ;
— Лишение специального права;
— Дисквалификация;
— Приостановление деятельности;
— Обязательные работы;
— Запрет на посещение мест проведения соревнований, в день их проведения. Данный перечень является закрытым.

Все перечисленные виды административного наказания могут быть применены к физическим лицам. К юридическим лицам, могут быть применены только те виды наказания, которые фактически могут быть осуществлены. Например, посадить юридическое лицо под административный арест не представляется возможным в силу его специфики. Классифицируя виды наказания в зависимости от содержания его воздействия, выделяют следующее соотнесение: предупреждение относится к морально-правовому виду наказания; штраф, изъятие и конфискация предмета относятся к имущественным наказаниям; арест и выдворение за пределы страны относят к ограничивающим личные свободы граждан; лишение каких-либо специальных прав, дисквалификация относятся к организационному виду наказания. Выделяют виды наказаний, которые могут назначить только судьи, они обозначены в следующем перечне: изъятие и конфискация орудия или предмета совершения правонарушения; лишение какого-либо специального права; арест; выдворение за пределы страны и дисквалификация[4].

Нормативно-правовые акты, которые закрепляют и регулируют виды наказания В ст. 3.2 КоАП РФ зафиксирован полный список наказаний, применяемых в административной отрасли права. Этот перечень составляет системы наказаний, в которую входят карательные санкции, различные по содержанию и степени тяжести. Перечень наказаний представлен в последовательности увеличения суровости. Данная иерархия должна учитываться уполномоченными лицами, которые выносят решение о назначении наказания.

Такие виды административных наказаний как изъятие на возмездной основе орудия или предмета совершения правонарушения, их конфискация, лишение какого-либо специального права, арест, выдворение за пределы страны, дисквалификация, приостановление деятельности регламентируются только нормами КоАП РФ. Предупреждение и административный штраф регламентируются как положениями вышеуказанного кодекса, так и законодательством субъектов федерации, которое касается административной отрасли права. Замечание 2 Все виды наказания, согласно кодексу, можно разделить на основные и дополнительные. Дополнительное наказание может быть назначено в качестве дополнения к основному.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 28.07.2008, № 30 (ч. 1), ст. 3604, с изм. и доп.
  2. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. идоп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 937 с.
  3. Бахрах Д. Н. Вопросы системы административных наказаний // Полицейское право. 2010. № 1. — С.45-56.
  4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А. Г. Авдейко, С. Н. Антонов, И. Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н. Г. Салищевой. 7-е изд. М., 2011. -45 с.
  5. Кваша А. А., Капранова Ю. В., Соколов В. А. Административная ответственность: учебное пособие. -Ростов н/Д, 2016.-420с.