ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К УЧЕТУ СПЕЦИФИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

№6,

Педагогические науки

Миннуллина Розалия Фаизовна (Кандидат педагогических наук)
Нуриева Алеся Радиевна


Ключевые слова: НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА; УЧЕТ; СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА; ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА; NATIONAL SCHOOL OF ACCOUNTING; SPECIFIC; EDUCATIONAL WORK; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES; FOLK PEDAGOGIC.


Аннотация: В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей к учету специфических условий в воспитательной работе национальной школы. Анализируется подход к подготовке кадров для национальной школы и результаты исследовательской работы по проблеме.

В современном образовательном пространстве нет необходимости доказывать важность реального, а не только декларированного единства учебно-воспитательного процесса в становлении личности молодого человека на всех образовательных уровнях. Задача усвоения воспитательной функции образования вошла в качестве приоритетной во все основные действующие ныне законодательные и нормативные акты.

Благодаря совместным усилиям руководителей всех уровней, ученых, специалистов, практиков удалось за последние годы делать ряд серьезных шагов по восстановлению некогда утраченной системы воспитания:

— проанализировать реальное состояние уровня организации внеучебной деятельности в вузах в современных условиях;
— заложить основу создания условий для развития воспитания в образовательных учреждениях через обновление нормативно-правовой базы, научно-методического обеспечения, подготовки педагогических и руководящих кадров к решению современных задач воспитания;
— разработать конкретные программы и модели развития воспитательных систем на региональном, муниципальном уровнях, в образовательных учреждениях;
— собрать крупицы опыта работы по развитию воспитания на всех уровнях образования, в том числе в вузах;
— создать общее информационное пространство;
— ввести вузы в единый непрерывный процесс воспитания в образовательных учреждениях России;
— привлечь к решению вузовских проблем представителей институтов философии, этнологии и антропологии, ведущих кафедр вузов.

Специалисты по национальной психологии выделяют такие, например, как различия между культурами в характере трудовой деятельности и связанной с ней специфическими традициях; в представлениях об устройстве быта, домашнем уюте, семейном счастье; в формах развлечений; в понятиях о приличиях, о красивом и некрасивом, в способах проявления уважительного отношения к пожилым людям; в понимании сущности доброты и т.д.

Направление национального развития определяется взаимодействием 2-х объективных тенденций: развития, расцвета национально-собственного у каждой нации и одновременно интернационализации всей общественной жизни страны. Специфика национальных условий нерусской школы не может не отражаться на содержании учебно-воспитательного процесса, его организации, методике обучения и воспитания.

Вполне оправданным является такой подход к подготовке кадров для национальной школы:

— когда в первую очередь формируются навыки, соответствующие их будущим ролевым характеристикам;
— навыки критической оценки деятельности, результатов своего труда;
— навыки планирования и оптимальной организации работы;
— навыки налаживания взаимодействия с учениками, коллегами, родителями;
— навыки критического мышления и умения творчески решать узко профессиональные задачи;
— навыки рефлексивного анализа условий, процесса и результатов практического труда как источника непрерывного саморазвития и др. Но в одном ряду с ними должны находиться и такие, как навыки учета этнических, национальных особенностей, культуры, образа жизни татарского и других народов.

Как показал анализ опытной работы, последовательное совершенствование учебно-воспитательной работы в школе возможно лишь при реализации системного подхода к формированию этих навыков у будущих учителей. А это в свою очередь, позволяет постепенно преодолеть имеющиеся недостатки в работе школьных учителей.

Анализ материалов опытной работы позволяет выделить ряд условий, соблюдение которых является исходными и крайне важными для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе:

а) усвоение учителями знаний социально-экономических и национальных условий деятельности национальной школы и умение использовать эти знания в воспитательной работе со школьниками. Соблюдения этого условия предопределяет изучение общественных и психолого-педагогических дисциплин, тесной связи с историей, социально-экономическими и национальными условиями Татарстана.

Такая связь, в свою очередь обеспечивается включением в каждую из этих дисциплин материалов, сведений по географии, истории республики, изучением процессов интернационализации, происходящих в ней, фактов из истории становления развития системы народного образования и воспитания в Татарстане;

б) введение во внеклассную и внешкольную работу необходимых материалов об истории развития народной культуры и ее современного состояния.

Народная культура характеризуется интенсивным процессом социальной интеграции и интернационализации духовной жизни, единством национальной формы и интернационального содержания культуры, гуманистической системой создания, накопления, распределения и потребления духовных ценностей. Однако современное школьное преподавание не дает необходимого уровня знаний об этнических, национальных особенностях культуры, образа жизни народов. А это неизбежно ведет к развитию этноцентризма;

в) знание фольклора и народной педагогики. Народная педагогика предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человека и бытующей в народе до наших дней [4, с.159].

В ходе исследования мы использовали материалы народной педагогики для выполнения ряда взаимосвязанных функций:

— иллюстративно-объяснительный (материалы используются для разъяснения иллюстраций многих тем);
— функции усиления связи с жизнью (использование материалов народной педагогики позволило установить более прочные и разнообразные связи);
— функции обогащения воспитательной работы материалами народного опыта и усиления на этой основе интереса учащихся, (положения из народной педагогики обогащали содержание учебно-воспитательной работы, делали приобретаемые знания более осознанными и прочными);
— функции оказания помощи учителем в осознании значения народной педагогики и возможностей ее использования в современной практике воспитания.
— широкие возможности для использования фольклора и народной педагогики в работе учителей в конкретных условиях работы сельской школы представляет внеклассная работа со школьниками;

г) знание татарских народных традиций и умение использовать их в воспитательной работе со школьниками [4, с. 143].

В ходе опытной работы мы стремились раскрыть педагогическое значение прогрессивных традиций народа, как важного элемента системы воспитания в наши дни. Во время педагогической практики студенты давали уроки по своему профилю, и являлись помощниками классных руководителей. Организовывали совместные мероприятия с родителями. Школьные учителя делились опытом работы, знакомили детей с народными традициями, исторически сложившимся и передающимся из поколения в поколение, унаследованными от предшествующих поколений обычаями, правилами общественного поведения.

В нашей опытной работе в данном направлении мы уловили со стороны учителей стремление придать организации воспитательной работы определенную систему. Работа осуществлялась во всех звеньях учебно-воспитательного процесса – в учебной и разнообразной внеклассной работе, в процессе воспитательной работы. Она включала в себя воспитание учащихся на прогрессивных народных традициях. (В процессе педагогической практики будущие учителя выполняли разнообразные задания, направленные на выявление влияния народных традиций на жизнь школьника в национальной семье, организовали беседы народных традициях, национальные игры, различные виды художественной самодеятельности, трудовые дела.). Это позволило студентам в жизни, в реальной практике познавать воспитательные возможности прогрессивных народных традиций, учиться прослеживать их в учебно-воспитательном процессе, прослеживать их влияние на результаты этого процесса.

Проблемам использования народных традиций в воспитании школьников посвящалась научная работа студентов. По этим проблемам они выступали с докладами на научных конференциях, писали рефераты, курсовые, дипломные работы. Средством подготовки студентов к воспитанию школьников на прогрессивных народных традициях служила разнообразная внеаудиторная работа. Мы стремились к тому, чтобы их досуг, спортивная, культурно-просветительная работа организовывалась с использованием прогрессивных народных традиций – традиционных видов и форм искусства, спорта, труда.

Итак, исследование показало, что элементы подготовки будущих учителей к учету воспитательной работы специфических условий национальной школы должны по возможности включаться во все виды деятельности студента.


Список литературы

  1. Дьяченко М. И. Педагогические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 175 с.
  2. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: (Тексты лекций / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. – Гомель: ГГУ, 1976. – 57 с.
  3. Нигматов З. Г. Этнопедагогика: гуманизм и народность. –Казань. Магариф, 2002. – С. 159.
  4. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность /В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. − М.: ИЧП “Издательство Магистр”, 1997. -308 с.
  5. Харламов И. Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания. // Педагогика. — 2003. № 3. -С. 52-59.
  6. Щербаков А. И. О подготовке студентов – будущих учителей к исследованию педагогических явлений и процессов // Психология труда и личности учителя: Сб. науч. тр. – Л., 1976. – С.124-131.