УДК 34

СУЩНОСТЬ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

№21,

Юридические науки

Зайцева Яна Олеговна


Научный руководитель: Шепелева Е.В., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ; ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE OFFENSES; PREVENTIVE MEASURES.


Аннотация: В статье рассматривается вопрос о сущности мер пресечения в системе мер административного принуждения. Выявлены особенности нормативного закрепления применения мер принуждения. Также раскрывается общая характеристика юридической ответственности.

Административное право представляет собой отрасль права, которая регулирует общественные отношения, появляющиеся в процессе реализации государственным органами исполнительной власти. Административная ответственность – это меры государственного принуждения, применяемые за совершение проступка, предусмотренного КоАП РФ. Административная ответственность является наиболее распространенной разновидностью правовой ответственности.

На предотвращение свершения правонарушений направлены административно-предупредительные меры, которые носят профилактический характер. Меры административного пресечения подразумевают принудительное прекращение противоправного действия, а также создание условий, обеспечивающих привлечение нарушителей к административной ответственности. На выявление правонарушения и установление личности, совершившей его, на выявление и исследование доказательств истинности дела, используются меры процессуального обеспечения.

Административное наказание – меры административной ответственности, которые применяются в наказание за административное правонарушение и носит штрафные санкции в воспитательных целях. Восстановительные меры используют для возмещения причиненного ущерба, а также восстановления прежнего положения дел (изъятие документов и имущества, отмена незаконных актов, взыскание незаконно полученного, прекращение права собственности и др.) [2].

В системе мер административного принуждения, меры пресечения административных правонарушений составляют преобладающую группу, так как являются самими многочисленными. Эти меры связаны с воздействием на личность правонарушителя и применяются для того, чтобы пресечь совершающееся административное правонарушение, прекратить противоправные действия, не допустить их продолжения, расширения и вовлечение в них других лиц. К ним относятся, например: требование прекратить противоправное поведение, устранить допущенное нарушение, официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения, непосредственное физическое воздействие на злостных нарушителей общественного порядка и другие меры.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок[3].

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения – административные правонарушения. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления.

Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Многообразие мер административного пресечения можно объединить в несколько видов групп.

В частности, к ним относятся:
— меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в органы внутренних дел и др.);
— меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия и др.);
— меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности; запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
— меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, изъятие в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
— меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за несоблюдения санитарных или гигиенических правил и др.);
— меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры процессуального обеспечения или как они квалифицируются в главе 27 КоАП РФ «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» некоторые авторы также включают в систему мер пресечения[1].

Выделение их в отдельную группу мер административного принуждения, на наш взгляд, диктуется тем, что наряду с целью пресечь совершающееся правонарушение, они преследуют еще одну, пожалуй, основную цель – обеспечить своевременное и соответствующее закону рассмотрение дел об административных правонарушениях и исполнение принятых по ним постановлений. С помощью этих мер осуществляется: установление личности правонарушителя, а также обстоятельств совершения правонарушения, обнаружение и фиксация необходимых доказательств, изъятие и хранение вещей и документов для определения их дальнейшей судьбы и т.д.

В число мер процессуального обеспечения включены: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов и их изъятие, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод и другие. Их перечень как уже отмечалось, закреплен в главе 27 КоАП РФ, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Главной целью, для которой применяются меры пресечения, является прекращение противоправного поведения, устранение противоправной ситуации, принуждение правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил в обществе.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации 28.07.2008, № 30 (ч. 1), ст. 3604, с изм. и доп.Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
  2. Степанюк В.В. Административное пресечение правонарушений в системе государственного принуждения Российской Федерации // Закон и право. 2015. № 3. С. 144–146.
  3. Студеникиной, М.С. Административное право / Под редакцией Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. — М.: Норма, 2017. – 488 с.
  4. https://otherreferats.allbest.ru/law/00401754_0.html