УДК 342

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

№21,

Юридические науки

Кострицкий Артем Александрович


Научный руководитель: Федорченко Е.Н., к.пол.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА; STATE ORDER; PUBLIC PROCUREMENT; ADMINISTRATIVE AND LEGAL INSTITUTE; ADMINISTRATIVE AND LEGAL PRINCIPLES OF STATE ORDER.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению административно-правового содержания государственного заказа, конкретизации правового толкования понятийного содержания «государственный заказ», раскрытию административно-правовых принципов государственного заказа.

Важнейшим элементом системы административно-правового регулирования являются правовые принципы, на которых основана соответствующая область правового регулирования. В настоящее время, к сожалению, теоретические вопросы видов и содержания принципов административно-правового регулирования не относятся к наиболее разработанной сфере административно-правовой науки48. С этим связаны и проблемы практического использования данных принципов в правоприменительной практике. Не до конца использован потенциал института административно-правовых принципов и в процессе правотворчества в области регулирования административно-правовых отношений.

Проблема теоретической разработки и легального закрепления административно-правовых принципов актуальна сегодня как для российского административно-правового регулирования в целом, так и для отраслевого административно-правового регулирования. Не исключением является и правовое регулирование сферы государственного заказа. Несмотря на то, что указанная сфера содержит преобладающий объем административно-правовых норм, из законодательных источников не явствует, на каких административно-правовых принципах построено ее административно-правовое регулирование. Поскольку основной функцией принципов права является их использование в целях выявления смысла и духа применяемой нормы, сложившаяся ситуация не способствует формированию единообразной правоприменительной практики в сфере государственного заказа и применению административно-правовых норм на основе единых сущностных начал административно-правового регулирования или принципов административного права, выражающих основные его идеи, цели, содержание.

Для решения этих задач обратимся к общей теории права и теории административного права, а также к смежным наукам, исследующим государственный заказ и формулирующим его управленческие, финансово-экономические, организационные принципы. Прежде всего, исследуем законодательство о размещении заказа, основным идеям, положенным в его основу законодателем. Комплексный анализ принципов административного права, с одной стороны, а также неправовых принципов государственного заказа позитивного административного права, с другой, позволят подойти к определению и формулированию принципов административно-правового регулирования государственного заказа.

Полагаем целесообразным, обратиться к основным теоретическим взглядам и представлениям, характеризующим понятие и содержание правовых принципов. Одно из энциклопедических понятий принципа раскрывает его как исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения: Рассматривая значение русского языка, В. Даль под принципом понимал научное или нравственное начало, основание, правило, основу, от которой не отступают [2]. В научной литературе правовые принципы определяются, как «общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие правовое регулирование и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников, регулируемых правом отношений» [3]. При этом назначение принципов права заключается, прежде всего, в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также влияние этих принципов на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системообразующего и т.д.).

В литературе предлагаются критерии классификации правовых принципов. В частности, используется критерий функционального назначения и объекта отображения, согласно которому выделяются социально- и специально-правовые принципы. Последние включают в себя четыре группы: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, отдельных институтов. Социально-правовые принципы отображают систему ценностей свойственных обществу в целом, при этом они имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (принцип признания личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, принцип единства общества и специфических интересов и др.). Специально-правовые принципы в свою очередь отражают начала формирования и существования собственно права как специального феномена [1].

Общеотраслевые принципы административно-правового регулирования нашли известное отражение в административно-правовой литературе, хотя абсолютного единства во взглядах авторов по вопросу числа, содержания, видов данных принципов пока не наблюдается. Так как в цели и предмет настоящего исследования не входит изучение данных принципов, мы остановимся на изучении так называемых внутриотраслевых принципов административно-правового регулирования, формирующих общие идеи и правила в сфере административно-правового регулирования государственного заказа.

В отечественной правовой литературе принципы административно-правового регулирования государственного заказа в целом пока не получили должной разработки. Правовая доктрина пока мало способствует исследованию внутриотраслевых административно-правовых принципов государственного заказа, равно как и правовых принципов регулирования данной сферы в целом. Так, например, диссертация B.C. Гладкова, специально посвященная административно-правовым вопросам регулирования размещения заказа, лишь косвенным образом касается принципов регулирования размещения заказов, рассматривая вопросы административно-правового режима размещения заказов. При этом автор не дает определения и не перечисляет принципы административно-правового регулирования государственного заказа: он или указывает на общеотраслевые административно-правовые принципы, которые естественно распространяют свое значение и на сферу административно-правового регулирования государственного заказа, или на принципы государственного заказа, разработанные в управленческой, финансово-экономической литературе, или на исходные положения размещения заказа, закрепленные в Федеральном законе. Автор не заостряет внимания на исследовании данных принципов и не предпринимает попытки выявления, анализа и систематизации собственно внутриотраслевых административно-правовых принципов государственного заказа.

Таким образом, вопросы изучения внутриотраслевых принципов административно-правового регулирования государственного заказа не получили пока разработки в отечественной литературе, следовательно, необходимо более глубокое теоретическое исследование данных вопросов, включая практические механизмы их использования в правотворческой, правоприменительной практике.


Список литературы

  1. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственного заказа // Право и экономика. 2005. № 2. С.32- 39.
  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4: Т.З: П-Р. — М.: А/О Издательская группа «Прогресс». «Универс», 1994. С. 1127.
  3. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В.Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2003. С. 134.