УДК 342

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РФ

№21,

Юридические науки

Кострицкий Артем Александрович


Научный руководитель: Федорченко Е.Н., к.пол.н., доцент.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ; STATE ORDER; PUBLIC PROCUREMENT; ADMINISTRATIVE AND LEGAL INSTITUTE.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению административно-правового содержания государственного заказа, конкретизации правового толкования понятийного содержания «государственный заказ».

В целях установления единого подхода в правоприменении, а также порядка организации сферы государственного заказа в Российской Федерации предлагаем определить административно-правовое содержание государственного заказа, рассмотрев его как объект административно-правового регулирования и показав специфику его основных элементов.

В целях конкретизации правового толкования понятийного содержания «государственный заказ» обратимся к определению «государственные нужды», которое законодатель закрепил в Федеральном законе. Под государственными нуждами понимаются «обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности ее субъектов, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ» [5].

Л.В. Андреева, исследуя правовые проблемы государственных закупок, выделила «государственные нужды» как правовое понятие, имеющее самостоятельное значение [1]. Автор определяет содержание государственных нужд, как потребность в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления и функций, полномочий государства, и государственных заказчиков.

Рассмотрим понятие «размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», под которым законодатель понимает осуществляемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Исследуя содержание понятий «государственные нужды» и «размещение заказа для государственных нужд», приходим к выводу, что понятие «государственные нужды» формально несколько шире, чем понятие «государственный заказ», так как, и в широком, и в узком смысле государственный заказ является обобщенным и оформленным выражением государственных нужд. При этом необходимо отметить, что вышеуказанные понятия без ущерба по смыслу и содержанию на практике используются равнозначно.

Советское право рассматривало государственный заказ как индивидуальный плановый акт, включаемый в план предприятия и гарантирующий его самостоятельность в формировании общей производственной программы с учетом заказов потребителей [8]. В теории российского права государственный заказ рассматривается как выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе. Государственный заказ является способом прямого регулирования хозяйственных связей [2].

Изменение сущности определения государственного заказа налицо. Государственный заказ, рассматриваемый ранее как плановый акт для государственных предприятий, регламентированный и ограниченный строгими рамками императивного советского права, обретает сущность общего заказа, «поручения государства» на необходимые для государственных нужд товары, работы и услуги всем юридическим и физическим лицам, осуществляющим свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Более того, А.Б. Барихин в энциклопедическом определении государственного заказа акцентировал внимание не на плановости размещения государственного заказа, а на его возмездности, путем оплаты из средств государственного бюджета и на обязательном наличии внешних исполнителей государственного заказа. Возмездность государственного заказа и привлечение сторонних исполнителей присутствует в определении государственного заказа авторского коллектива под руководством А.А. Храмкина [7].

В широком понимании государственный заказ — это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах (принцип «источника средств») [8]. Аналогичной точки зрения придерживается И.И. Смотрицкая, уточняя при этом обоснованность данной потребности и ее надлежащее оформление. Данные определения так же отражают исключительно возмездный аспект государственного заказа. В узком смысле государственном заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются органом государственной власти [6]. Из смысла содержания п. 1. ст. 527 II части Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ можно установить, что государственный заказ — основание для заключения государственного контракта.

В свою очередь, B.C. Гладков считает, что понятие «государственный заказ» — это сложная система управления, образуемая взаимодействием различных элементов: правового, финансового, организационного характера, объединяемых единой целью — удовлетворение государственных нужд [4]. Полагаем, что данное мнение основано на общем, поверхностном подходе к исследованию государственного заказа, рассматривающего его сквозь призму методов правового регулирования при помощи правового, финансового, организационного эле ментов, абсолютно не выделяя его главную, на наш взгляд, административную составляющую. Кроме того, определение государственного заказа как моноотраслевого административно-правового института, включающего ряд субинститутов, отражающих специфику формирования и удовлетворения государственных нужд в различных областях управления не позволяет автору выделить и отграничить в публично-правовом регулировании государственного заказа его финансово-правовую составляющую.

Рассматривая «государственный заказ» в качестве экономической категории, В.Е. Белов определяет его как конкретизированную потребность государства в продукции (с указанием количественно-качественных характеристик) [3]. В данном определении усматривается некое присутствие планирования и формирования государственного заказа выраженное в обоснованной конкретизации определенного вида продукции.


Список литературы

  1. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 24.
  2. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Книжный мир, 2008. 240 С.
  3. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственного заказа // Право и экономика. 2005. № 2. С.32- 39.
  4. Гладков B.C. Государственый заказ в сфере государственного управления экономикой: дисс… канд. юрид. наук. -Ростов н/Д, 2008. – 230 С.
  5. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 2005 г. № 207-ФЗ, от 27 июля 2006 г.№ 142-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ (с изм. от 24 июля 2007 г., 8 ноября 2007 г.), от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ, от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ). — М.: Юриспруденция, 2008. С 9.
  6. Мельников В.В. Совершенствование механизма государственных закупок на основе повышения эффективности конкурсных торгов в Российской Федерации, дисс. … канд. экон.наук. -Новосибирск, 2005. -210 С.
  7. Настольная книга госзаказчика / под ред. А.А, Храмкина. 4-е издание, дополненное — М.: ИД «Юриспруденция», 2008. 320 С.
  8. Ноздрачев А.Ф. Правовая природа госзаказов // Советское государство и право. М.: Наука, 1990. № 3. С. 48-54.