УДК 343.985.3

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ – ОБЫСК

№21,

Юридические науки

Цахаев Абдула Магомедович


Научный руководитель: Халилев Р.А., д.ю.н., профессор.


Ключевые слова: ОБЫСК; СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ; SEARCH; INVESTIGATIVE ACTION.


Аннотация: Анализируется история возникновения следственного действия обыск.

История возникновения обыска как следственного действия, законодательно закрепленного в письменные источники права на Руси, восходит своими корнями к эпохе Ивана IV Грозного. Изначально обыск являлся деятельностью, в которую входил сбор доказательств, от результатов которых, зависел способ суда над подсудимым. Так, в Судебнике 1497 -1550 гг. обыск, а также пытка, являлись основными методами ведения уголовного процесса, к тому же, все уголовное судопроизводство тех времен именовались обыском. Губные старосты и целовальники собирали народ и проводили «повальный обыск».

Повальный обыск предполагал опрос большого количества посторонних людей, которые были нужны для установления данных характеризующих личность обвиняемого, а также проверки достоверности его показаний. Всех тех, кого «облихуют» при обыске, до суда «отдавали за пристава» (лишали свободы) — человека связывали и сажали в колоду.

Следующие новшества в уголовно-процессуальном законе введены Соборным уложением 1649 г. (глава X «О судe»), в котором большей степени регламентирован порядок уголовного судопроизводства. При этом положения об обыске также устанавливали, что он является процессом доказывания вины лица.

При утверждении в 1722 году Петром I «Воинского устава» к нему прилагалось «Краткое изображение процессов», которое было заимствовано из законодательства Западной Европы. Данный законодательный акт применялся он не только для расследования военных дел, но и для всяческих общеуголовных преступлений. В качестве самостоятельного доказательства результаты обыска в этом нормативном акте не рассматривались.

Наиболее прогрессивные законодательные изменения в части регулирования обыска как следственного действия произошли при правлении Александра II. Так Царь-Освободитель, даровавший отмену крепостного права в России, в рамках важнейших государственных реформ, в том числе и одной из самых значимых для становления отечественной юриспруденции, судебной, ввел в действие Свод законов 1832 г., в котором говорилось об обыске и выемке, как способах получения доказательств, но в тоже время в законе не содержалось четкого разграничения этих действий, что дало возможность предположить, что выемка является элементом обыска. Таким образом, в XIX веке сформировалось понятие обыска и выемки как процессуальных действиях, из числа средств доказывания.

В 1832 году, с введением в действие Свода законов устанавливались общие правила для проведения обыска, например, участие понятых, чье количество было весьма большим, к ним же относится и запрет на причинение имущественного вреда вследствие обыска или выемки (ст. 97) и т.д. В Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. в ст.43 вышла в свет норма, в которой обыск проводился в обязательном присутствии понятых. Таким образом, обыск превратился в конкретное следственное действие. Данные правила о проведении обыска действовали до революции. Следует отметить, что введенные Сводом законов 1862 года правила и нормы уголовно-процессуального законодательства были весьма прогрессивны, а состязательность процесса юридическая культура и качество подготовки участников судопроизводства обвинения и защиты свидетельствует о высокой юридической грамотности и профессиональном мастерстве, наличием навыков юридической техники по применению собранных доказательств служителей Фемиды и юристов тех времен. Данные выводы позволяют сделать труды знаменитых юристов тех времен Плевако Н.Ф, Кони А.Ф.

Октябрьская социалистической революция 1917 года повлекла изменения не только общественно-политического строя, но определенные поправки в уголовно-процессуальном законодательстве. Таким образом, 1917 г. в Наказе о взаимоотношениях ЦИК и СНК, принятом по предложению А.С. Свердова, мероприятия по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы СНК непосредственно, под условием ответственности перед ЦИК. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде», который осуществлял порядок предварительного следствия по уголовным делам, был отменен.

В Постановлении Народного комиссариата юстиции РСФСР от 16 декабря 1917 г. обсуждались вопросы по производству обыска. Данный нормативный акт устанавливал перечень учреждений, которые в силу своих полномочий выдавали ордера на производство обыска, но вопросы, связанные с процедурой производства этого следственного действия не затрагивались. В это же время упразднен институт прокурорского надзора.

В марте 1918 году принято Постановление ВЧК «О создании местных ЧК по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией», которым по таким преступлениям, а также по должностным преступлениям, местным ЧК принадлежало право производства всех арестов и обысков. В том же месяце в ВЧК создали Инструкцию, которая включала в себя производство обысков и арестов. В Инструкции предписывалось относиться «бережно к людям арестуемым и обыскиваемым, так как человек лишенный свободы не может защищаться, что он в нашей власти».

Приказ РCФСР №24 «О правилах производства обысков» от 16 марта 1921 г. находящийся у начальника милиции, содержал развернутую инструкцию для сотрудников милиции, которые участвовали в производстве обысков, напоминающий положение Устава Уголовного Судопроизводства.

В частности, основанием для производства обыска называлось «основательное подозрение в том, что в местах, которые должны быть обысканы, скрываются: необходимые для дела вещественные доказательства; разыскиваемый преступник.

Формальным основанием для проведения данного следственного действия служил ордер, выданный начальником уголовно-розыскного учреждения.

6 февраля 1922 года ВЦИК принял декрет «Об упразднении Всероссийской чрезвычайной комиссии и правилах производства обысков, выемок и арестов». Задачи, которые ранее выполняла ВЧК, возлагались на Народный комиссариат внутренних дел, для чего в его составе создавалось Государственное политическое управление (ГПУ) под председательством наркома внутренних дел. На местах вместо чрезвычайных комиссий создавались политические отделы, а также их уполномоченные. От выполнявшихся ранее органами ВЧК задач по борьбе со спекуляцией, должностными и иными преступлениями органы ГПУ освобождались, и все уголовные дела по этим преступлениям передавались в народные суды и революционные трибуналы по принадлежности. ВЦИК наделил органы госбезопасности правами органов дознания и предварительного следствия. Они имели право ареста, обыска (уездные уполномоченные прав ареста и обыска не имели), выемки, право использовать в оперативно-служебной деятельности гласные и негласные средства и методы, в том числе агентуру, проводить розыскные мероприятия (агентурное наблюдение за преступными или подозреваемыми лицами, группами и организациями), просматривать почтово-телеграфную и иную корреспонденцию как внутреннюю, так и заграничную, выдавать разрешение на въезд и выезд в РСФСР, высылать за пределы страны неблагонадежных граждан.

С созданием ГПУ прекращалась практика внесудебного рассмотрения дел органами государственной безопасности.

Декретом ВЦИК от 06.02.1922 г. «Об упразднении ВЧК и о правилах производства обысков, выемок и арестов» был выявлен порядок, согласно которому аресты и обыски, а также выемки могли теперь производиться органами Государственного политического учреждения (ГПУ) не иначе как по специальному постановлению и особым ордерам, порядок выдачи которых определяется инструкцией, утвержденной Народным комиссариатом юстиции.

Достаточно ясную и детальную регламентацию производство обыска получено в УПК РСФСР 1922 г. и УПК РСФСР 1923 г. Обыску и выемке в УПК РСФСР 1923 г. посвятили главу XIV. Постановление о производстве обыска принималось непосредственно следователем, который проводил данную деятельность единолично. Требовалось разрешение Народного комиссариата для производства обыска в помещениях дипломатических представительств. Так же, для получения документов, которые содержали государственную, дипломатическую или военную тайну, соответствующими учреждениями по соглашению с прокурором имели возможность устанавливать особые гарантии для их неразглашения.

Согласно УПК РСФСР 1922 г. также требовалось специальное постановление, туда входил ордер на производство обыска и присутствие при производстве обыска понятых.

Нужно отметить, что УПК РСФСР 1922-1923 гг. подразумевали под обыском самостоятельное следственное действие, которое предусматривает свои цели, основания и детальный порядок производства этой деятельности. Таким образом, в самых первых отечественных уголовно-процессуальных законах (1922-1923 гг.) производство обыска получило достаточно детальную регламентацию. Этими актами и поправками отрицалась вся роль суда в принятии решения об обыске, то есть закон допускал возможность существенного ограничения прав личности без предварительной судебной проверки.

При НКВД в 1934 году, в течение нескольких месяцев создано Особое совещание, полномочия которых действовали вне процессуального порядка, и они не были связаны строгими рамками закона. В данный период появилась возможность проведения обыска без ордеров, постановлений и без понятых, которые в раннее время считались необходимыми.

В 1958 году с принятием Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик для производства обыска следователю предписывалось получать санкцию прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства, уполномоченный мог провести обыск без потребности санкции прокурора, но в дальнейших действиях он должен его уведомить в течение 24 часов о произведенном следственном действии (часть 2 статья 35 Основ). Законодательное требование о санкционировании обыска было большим шагом в укреплении законности. Оно стало определенной преградой от необоснованного вторжения в личной жизни граждан.

B 1961 году принят УПК РСФСР акт, с помощью которого устанавливались основания и порядок производства обыска. С этого момента, обыск производится только по постановлению следователя и с санкции прокурора, в присутствии понятых и самого лица, у которого непосредственно производится обыск (ст.168, 169 УПК).

С этого года и на протяжении более чем сорока лет действия УПК РСФСР процессуальная регламентация обыска в основных своих чертах не подвергалась кардинальным изменениям.

Законодательно закреплены (ст. 168 УПК РСФСР) основания для проведения обыска, именно Следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела, производит обыск для их отыскания и изъятия. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов. Обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора. Санкционирование обыска производится прокурором или его заместителем. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в суточный срок о произведенном обыске.

Точно определен круг лиц, участвующих при данном действии, (ст. 169 УПК РСФСР), а именно при производстве выемки или обыска обязательно присутствие понятых. При обыске и выемке должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск или выемка, либо совершеннолетних членов его семьи. В случае невозможности их присутствия приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации, исполнительного комитета поселкового или сельского Совета народных депутатов. Выемки или обыски в помещениях, занятых предприятиями, учреждениями, организациями, производятся в присутствии представителя данного предприятия, учреждения, организации. Лицам, у которых производится выемка или обыск, понятым, представителям должно быть разъяснено их право присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол.

Так согласно статьи 135 УПК РФСФСР при производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, а также других следственных действий, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в деле граждане. Понятой обязан удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых он присутствовал. Понятой вправе делать замечания по поводу произведенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол соответствующего следственного действия. Перед началом следственного действия, в котором участвуют понятые, следователь разъясняет им права и обязанности.

Кодекс содержал положения о порядке производства обыска и выемки, так в статье 170 УПК РФ указано, что производство выемки и обыска в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства, не допускается. Приступая к выемке или обыску, следователь обязан предъявить постановление об этом. В необходимых случаях для участия в производстве выемки или обыска следователь вправе вызвать соответствующего специалиста. При производстве выемки после предъявления постановления следователь предлагает выдать предметы или документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа в этом производит выемку принудительно. При производстве обыска после предъявления постановления следователь предлагает выдать орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия разыскиваемых предметов и документов, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков. При производстве обыска и выемки следователь вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их, при этом следователь должен избегать не вызываемого необходимостью повреждения запоров, дверей и других предметов. Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц. Следователь вправе запретить лицам, находящимся в помещении или месте, в котором производится обыск, а также лицам, приходящим в этом помещении или место, покидать его, а также сноситься друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

В силу ст. 171 УПК РСФСР при производстве выемки и обыска следователь должен строго ограничиваться изъятием предметов и документов, могущих иметь отношение к делу. Предметы и документы, запрещенные к обращению, подлежат изъятию независимо от их отношения к делу. Все изымаемые предметы и документы предъявляются понятым и другим присутствующим лицам и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте выемки или обыска.

Отдельно регламентировались положения о прядке проведения личного обыска. Так согласно ст. 172 УПК РСФСР личный обыск производится в соответствии с правилами статей 167 — 171 настоящего Кодекса. Личный обыск без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора может производится: при задержании или заключении под стражу; при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится выемка или обыск, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела. Личный обыск может производится только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.

С учетом того, что УПК РФССР принят в период так называемой «Хрущевской оттепели», на фоне сложных межгосударственных отношений «холодной войны со сторонами Запада, «карибского кризиса» и «звездных войн» в кодекс введены нормы, корреспондирующие к нормам международного права, так статья 173 УПК РСФСР содержит положения о производстве обыска и выемки в помещениях дипломатических представительств, а именно «выемка и обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, могут производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя. Согласие дипломатического представителя на выемку или обыск испрашивается через Министерство иностранных дел. При производстве выемки и обыска в указанных помещениях обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел».

Положения ст. 174 УПК РФ закрепили порядок выемки почтово-телеграфной корреспонденции, согласно которому Наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях может производится только с санкции прокурора либо по определению или постановлению суда. При необходимости наложить арест на корреспонденцию и произвести ее осмотр и выемку следователь выносит об этом мотивированное постановление. После санкционирования прокурором или его заместителем указанного постановления следователь направляет надлежащему почтово-телеграфному учреждению постановление, предлагает задерживать корреспонденцию и уведомляет о времени своего прибытия для производства осмотра и выемки задержанной корреспонденции. Осмотр и выемка производятся в присутствии понятых из числа работников почтово-телеграфного учреждения. В необходимых случаях для участия в производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции следователь вправе вызвать соответствующего специалиста. Наложение ареста на корреспонденцию отменяется постановлением следователя, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость. Законодательно закреплено, что проведение следственных действий обыск, выемка фиксируется посредством составления протокола действия, так статья 141 УПК РСФСР содержит положения о то, что Протокол о производстве следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания следователем. В протоколе указывается: место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания, должность и фамилия лица, составившего протокол, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях и его адрес, содержание следственного действия и обнаруженные при его производстве существенные для дела обстоятельства. Если при производстве следственного действия применялись фотографирование, киносъемка, звукозапись либо были изготовлены слепки и оттиски следов, то в протоколе должны быть также указаны технические средства, примененные при производстве соответствующего следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть, кроме того, отмечено, что перед применением технических средств об этом были уведомлены лица, участвующие в производстве следственного действия. Протокол прочитывается всем лицам, участвующим в производстве следственного действия, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Протокол подписывается следователем, допрошенным лицом, переводчиком, специалистом, понятыми и другими лицами, если они участвуют в производстве следственного действия. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственных действий.

В случае необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, следователь производит выемку. Выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, производится только с санкции прокурора или его заместителя и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения. Выемка производится по мотивированному постановлению следователя.

С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, ряд норм уголовно-процессуального законодательства оказались противоречащим Конституции РФ. После чего, в Конституции РФ нашли свое закрепление и место принципы, которые гарантировали неприкосновенность личной жизни, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища (ст.21, 22, 23, 25). Вследствие чего, изменения во всех сферах жизни Российской Федерации, как и изменения в отраслях законодательства, требовали принятия нового уголовно-процессуального кодекса.

Обыск, как и выемка, являются самостоятельными следственными действиями. По вехам истории можно заменить, что для их самостоятельной регламентации и закрепления понадобилось не одно столетие. Важным этапом развития стало принятие в 2001 году Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. УПК РФ провозгласил необходимость получения судебного разрешение на производство обыска в жилище и установил особые процессуальные гарантии, при производстве обыска у отдельных категорий лиц.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921; .2019. — № 14 (часть I). — Ст. 1459.
  3. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 августа 1966 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1966, N 36, ст. 1018.
  4. Викторский С.И. Русский уголовный процесс. Учебное пособие/ С.И. Викторский. – Москва: Городец, 1997.
  5. Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного производства от Судебника до Учреждения о губерниях / Ф. М. Дмитриев. – М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1859. С.580.
  6. Российское законодательство X-XX веков. Т.2. Законодательство периода образования укрепления русского централизованного государства. – М.: Юрид. лит., 1985.- С.520-521.
  7. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства / Иван Яковлевич Фойницкий. – Санкт-Петербург: Альфа, 1996. Том 2. С.55.
  8. http://modernlib.net/books/vorobev_andrey_cherkasov_dmitriy/osobennosti_nacionalnogo_sledstviya_tom_2/read/