УДК 159.99

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЛАЕНТНОСТИ

№21,

Психологические науки

Сафин Максим Ренатович


Ключевые слова: КОМПЛАЕНТНОСТЬ; ВРАЧЕБНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ; НОН-КОМПЛАЕНС; ВОЗ; COMPLIANCE; MEDICAL ADVICE; NONCOMPLIANCE; WHO.


Аннотация: В предложенной статье проводится анализ литературных источников по проблеме изучения комплаентности. Выявляется на основании приведённых данных комплекс факторов, входящих в явление комплаентности. Это дало возможность составить общее представление о структуре комплаентности и приблизится к пониманию комплаентного поведения пациентов.

В настоящее время, несмотря на внедрение высоких технологий в медицину, увеличивается число работ, посвященных, такой проблеме, как соблюдение пациентом назначений врача. Однако эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Она затрагивает все аспекты лечебного процесса: профилактику, успешность лечения и охрану здоровья человека в целом. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что комплаентность является одним из критериев эффективности проводимых лечебно-диагностических мероприятий. В процессе лечения и реабилитации у больных важна их приверженность к лечению, от этого во многом зависит прогноз и динамика состояния пациентов.

Для анализа проблемы изучения комплаентности был проведен литературный обзор.

Термин «комплаентность» является производным от англ. «patient compliance», обычно определяется как характеристика связанного с лечением поведения пациента в контексте соответствия рекомендациям врача (прием назначенных препаратов, соблюдение диеты, самостоятельное выполнение рекомендованных физических упражнений в процессе реабилитации и т. п.).

Под комплаентностью понимается комплекс мероприятий, направленных на безукоризненное и осознанное выполнение больным врачебных рекомендаций в целях максимально быстрого и полного выздоровления (в случае острого заболевания) или стабилизации состояния (при хроническом заболевании) [7].

Наиболее часто под термином «комплаентность» понимается осознанное сотрудничество между пациентом и врачом, а также членами его семьи, что выступает обязательным условием любого лечения.

Вообще, «нон-комплаенс», как проблема нарушения терапевтического режима существовала на всех этапах развития медицинской науки. Ещё во времена Гиппократа существовала проблема приверженности и была актуальна ложь пациента о приёме лекарственных средств. Несмотря на изменения, произошедшие в практической медицине за это время, проблема приверженности рекомендациям врача остаётся актуальной в настоящее время, а в последнее десятилетие стала предметом самостоятельных исследований не только в медицине, но и в клинической психологии [1].

В основе проблем с выполнением врачебных предписаний лежит целый комплекс факторов. ВОЗ выделяет пять групп факторов, влияющих на уровень комплаентности [5].

• Социальные факторы, к которым относят — финансовое положение, культурный уровень, экономическая безграмотность, возраст, расстояние до учреждения здравоохранения.
• Системные (связанные с системой здравоохранения), к ним относят — отношения «врач — пациент», образование парамедиков, возможности системы здравоохранения, длительность врачебной консультации, дистрибуция лекарственных препаратов.
• Связанные с болезнью факторы — это степень тяжести симптомов, нагрузка, связанная с физическими страданиями, стадия прогрессирования болезни, коморбидность, наличие эффективной терапии.
• Обусловленные терапией факторы — сложность режима, длительность лечения, трудности в подборе терапии, нежелательные реакции на лекарственные средства, неэффективность назначенной терапии.
• Обусловленные особенностями пациента факторы — страх перед нежелательными побочными эффектами, преждевременное прекращение лечения, необоснованные ожидания, забывчивость, знания о заболевании.

В работе Вольской Е.А., говорится, что, наряду с указанными группами факторов, в исследованиях комплаенса и отношений к обязанностям пациента нельзя недооценивать характерные ментальные особенности, зачастую обусловленные системой взглядов и представлений людей, в т. ч. сложившихся в определенных сообществах и территориях [6].

В монографии Р. В. Кадырова, О. Б. Асриян, С. А. Ковальчук, указывается на то, что в настоящее время существует большое количество заболеваний, требующих пристального внимания со стороны пациента и врача в связи с их невосприимчивостью (резистентностью) к лечению, что приводит к значительной социальной нагрузке вследствие высокой витальной угрозы либо инвалидизации. Это требует от пациента строгого соблюдения назначенного лечения. При данных заболеваниях больной является «субъектом» лечебного процесса, поскольку от его активности, адекватности и целенаправленности поведения во многом зависит эффективность терапии и ее результаты [1].

Петленко В.П. говорит, что одними из наиболее важных задач являются способность и необходимость понять пациента. Его страхи, опасения, тревоги, связанные с болезнью, снижают эффективность лечебных мер, усиливают неуверенность в завтрашнем дне, снижают комплаенс, что ведёт к усугублению физического состояния. Чем больше состояние больного будет понятным врачу, тем выше уровень надежды и доверия будет у пациента [2].

В работе Шамова И.А. указывается на то, что лечение пациентов должно происходить с участием врачей, поскольку, в первую очередь, оно включает в себя психологическую активизацию, целевую установку при борьбе с заболеванием. О продуктивности лечения при задействовании внутреннего потенциала пациента, его приверженности к лечению, была известна врачам много веков назад. Например, сирийский врач Абуль-Фарадж в XII веке утверждал, что в случае заболевания человека, имеется три составляющие: врач, пациент и болезнь, и, если пациент будет на стороне врача, то вдвоём они преодолеют заболевание [3].

В данный момент в клинической психологии преобладает биопсихосоционоэтическая модель феномена комплаентности, которая объясняет ее возникновение не только через биологические (характер заболевания (острое/хроническое, побочные эффекты препаратов и т.п.) и социальные факторы (система отношений между врачом и пациентом), но и добавляет к ним психологический и духовные факторы.

Менделевич В.Д., отмечает что, комплаенс имеет сложную структуру, которую составляют три функциональных блока: сенсорно-эмоциональный блок включает непосредственные впечатления и переживания, вызванные ситуацией лечения; логический представляет систему оценок и суждений для объяснения необходимости лечения и его эффектов; поведенческий сформирован мотивами, действиями и поступками по реализации терапевтической программы.

Также Менделевич В.Д., говорит о том, что важным является определить комплаентность, придерживаясь психологического подхода. Следует принимать во внимание структуру психической деятельности человека, в которую, безусловно, включается отношение личности к лечению, его следование предписаниям врача и соблюдение рекомендаций, и в таком случае данный феномен можно отнести в категорию психических свойств. Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека [4]. К психическим свойствам относят жизненную позицию личности, состоящую из системы потребностей, интересов, убеждений, идеалов, и определяющую избирательность, и уровень активности, что и является производными понятия комплаентности. Это позволяет трактовать её следующим образом: под комплаентностью стоит понимать часть убеждений личности в структуре психической деятельности, определяющую поведение человека, касающееся его отношения к производимым лечебным мероприятиям, рекомендациям и предписаниям со стороны врача. Когда речь идёт о комплаентном поведении наиболее устойчивыми и неизменными в процессе усвоения жизненного опыта являются личностные особенности пациента. Они поддаются лишь психокоррекционным воздействиям, которые способны видоизменить поведение человека. Наименее устойчивой является эмоциональная составляющая личности. Фон настроения определенным образом влияет на соблюдение терапевтических мер, что может привести к неполному и некачественному выполнению врачебных предписаний.

Также основываясь на современных исследованиях, хотелось бы обозначить, что комплаентность представляет результат развернутого во времени процесса, в который включены:
• пациент (с его личной моделью здоровья, медицинской осведомлённостью, стилем решения проблем, социализацией, внутренней картиной болезни, мнением ближайшего окружения и т.д.);
• врач (со своими особенностями профессиональной социализации, специальными медицинскими знаниями и навыками, стилем ведения консультации, стилем выписки назначений и т.д.);
• собственно особенности взаимодействия в кабинете врача (у врача –это готовность к терапевтическому сотрудничеству, понятный для пациента язык общения, межполовые, межвозрастные, статусные различия; у пациента – реакция на внушающие вопросы, внимание к деталям, полнота изложения жалоб и прочего);
• переживание и понимание (зрелость внутриличностной рефлексии) симптомов заболевания пациентом;
• понимание врачом жалоб пациента и выбор ресурсов лечебного воздействия; инструктирование пациента при окончании консультации (профилактика низкой комплаентности);
• принятие предписаний врача пациентом и формирование пациентом плана деятельности по выздоровлению.

Таким образом, обобщив теоретический анализ приведённых выше исследований можно заключить, что проблема комплаентности на сегодняшний день является малоизученной, приобретает актуальность, теоретическую и практическую значимость в современной психологии, и занимает достойное место в проблемном поле медицинской психологии и медицины. В медицинской науке комплайенс представляет собой проблему большой практической важности так как, несоблюдение лекарственного режима вносит весьма существенный вклад в частоту рецидивирования заболеваний и возрастание тяжести их обострений.

В целом комплаентность отражает сложное взаимодействие вышеперечисленных факторов, соотношение и сочетание которых изменяется в динамике заболевания и на отдаленных этапах может существенно отличаться от начальной.


Список литературы

  1. Кадыров, Р.В. Опросник «Уровень комплаентности» [Текст] : монография / Р. В. Кадыров, О. Б. Асриян, С. А. Ковальчук. – Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2014. – 74 с.
  2. Петленко, В.П. Мудрость взаимности [Текст] / В.П. Петленко – Л.: Лениздат, 1989.
  3. Шамов, И.А. Врач и больной [Текст] / И.А. Шамов. – М.: Изд-во УДН, 1986.
  4. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство [Текст] / В.Д. Менделевич – М.: «МЕДпресс», 1988. – С. 592
  5. Adherence to Long-Term Therapies: Evidence for Action. — New-York, WHO, 2003 [Электронный ресурс] Сайт. — URL: http://whqlibdoc.who.int/publications/2003/9241545992.pdf (дата обращения: 10.10.19).
  6. Вольская, Е. А. Пациентский комплекс. Обзор тенденций в исследованиях / Е. А. Вольская, А. И. Евдокимов // Ремедиум. – 2013. – № 11. – С. 6–15.
  7. Карпов, О.И. Комплаенс антибиотикотерапии инфекций дыхательных путей / О.И. Карпов // Антибиотики и химиотер. – 1999. – №8. – С. 37–45.