УДК 342

МЕХАНИЗМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ И МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

№21,

Юридические науки

Фетисова Яна Игоревна


Научный руководитель: Шепелева Е.В., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; LEGAL LIABILITY; CONSTITUTIONAL LAW; MUNICIPAL LAW; LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES.


Аннотация: Данная статья посвящена ответственности органов местного самоуправления. Анализируются характерные особенности, дается описание механизмов юридической ответственности, конституционно-правовой ответственности и муниципально-правовой ответственности.

Раскрывая сущность ответственности должностных лиц перед населением того или иного муниципального образования, можно столкнуться с рядом противоречивых, до конца не ясных аспектов.

Таким образом, видится возможным проанализировать следующий спорный вопрос: какой вид ответственности подразумевается в случае утраты доверия населения должностным лицом.

В ходе решения этой задачи первостепенным, на наш взгляд, является не столько определение наименования рассматриваемого вида ответственности и еѐ отраслевой принадлежности, сколько достижение полной ясности в вопросе о наличии или отсутствии оснований рассматривать еѐ как ответственность юридическую.

Следует отметить, что данный дискуссионный аспект является одним из ключевых в науке как конституционного, так и муниципального права и состоит в установлении соотношения юридической (как конституционной, так и муниципальной) и политической ответственности.

По этому поводу правоведы высказывают различные суждения. Так, Н.Н. Черногор считает, что утрата доверия, а, следственно, инициация процедуры отзыва должностного лица, относятся к категории конституционной и муниципальной ответственности, однако при этом, он утверждает, что такого рода ответственность способна в итоге «переродиться» в политическую [4, с. 45].

По мнению же И.А. Алексеева такого рода ответственность (именно в рамках реализации полномочий муниципально-правового характера) может объединять в себе ответственность как политическую, так моральную, а также юридическую [2].

Существует также точка зрения, что конституционная и муниципальная ответственность – это составные части итоговой юридической ответственности [3].

В теоретическом плане юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, за исключением ответственности указанных лиц перед физическими и юридическими лицами как участниками имущественного оборота, близка к политической.

Кроме того, в отечественной правовой науке выдвигается мнение, что следует разграничивать политическую и юридическую ответственность, применительно к анализируемой ситуации. Это обусловлено тем, что должностное лицо не оправдало доверия населения муниципального образования. В свою очередь, ожидания строились на основе программы избираемого лица, следовательно, такая ответственность не может считаться в полной мере юридической.

Тем не менее, на наш взгляд подобного рода ответственность является исключительно муниципально-правовой, так как, в данном случае органы местного самоуправления (также как и должностные лица) могут за редким исключением исполнять государственные полномочия, но ни в коем случае не относятся к органам государственной власти, следовательно, уже имеют свою специфику. Сама специфика муниципально-правовой ответственности являлась уже предметом изучения [3;4].

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что органы и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Основания и порядок ответственности законодатель в данном федеральном законе не выделяет, предоставляя тем самым муниципальным образованиям самостоятельно решать данные вопросы, путем установления их в уставах этого муниципального образования с соблюдением положений указанных в законодательстве [1].

Ответственность органов местного самоуправления имеет свои особенности применения и регулирования, так ответственность перед населением это, прежде всего, ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.

Как юридическое понятие, ответственность имеется во всей существующей системе законодательства РФ. В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены положения, которые устанавливают ответственность депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления перед населением и государством, они выступают законодательной основой ответственности самих органов местного самоуправления.

В данном случае, норма ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления, в целом, направлена на результативную деятельность по общему достижению всех поставленных целей, отнесенных к локальной степени власти, гарантии законных интересов местных жителей. Здесь имеется в виду использование населением муниципалитетов всевозможных форм контроля над деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления, они содержатся в уставе конкретного муниципального образования.

При этом должностное осуществление органами местного самоуправления своих обязанностей, которые взяты напрямую перед населением, определяется императивом демократического правового государства по направлению реализации муниципальной публичной власти.

Юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением. При этом государство в лице должностных лиц и муниципальных органов реагирует на противоправное поведение с помощью возложения обязанности претерпевать отрицательные для лица последствия.

Юридическая ответственность является одной из основных категорий в теории права. По мнению профессора М.Ю. Тихомирова, юридическая ответственность — государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом [5].

Чтобы иметь более полное и точное представление о юридической ответственности необходимо выделить ее основные признаки: Во-первых, она является видом государственного принуждения. Во-вторых, наступает за совершение правонарушения. В-третьих, она выражается в обязанности правонарушителя претерпевать определенные лишения, как правило, личного, имущественного и организационного характера. В-четвертых, она связана не только с общественным, внутренним, а, прежде всего, с государственным осуждением. И, в-пятых, осуществляется в процессуальной форме.

Юридическая ответственность исходит из основополагающих принципов, руководящих идей и начал: законности; справедливости, являющейся основой правосудия; неотвратимости наступления наказания за совершенные правонарушения; персонализации наказания и претерпевание определенных лишений, установленных законов; своевременности, т.е. максимальной быстроты наступления ответственности за противоправное деяние; презумпции невиновности; гуманизма, т.е. уважении прав человека и пр.

В юридической литературе традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности:
— административно-правовая;
— уголовно-правовая;
— гражданско-правовая;
— дисциплинарная.

Такой вид ответственности, как конституционно-правовая долгое время наукой не выделялся и не назывался. Однако, в настоящее время ученые не только говорят, а всесторонне полно и глубоко исследуют данный вид ответственности.

В.А. Виноградов предлагает следующее определение конституционно-правовой ответственности: «Это закреплённая конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения мер государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия» [3].

Конституционно-правовая ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности. Основанием привлечения к данному роду ответственности является нарушение конституции, законодательства, иных нормативно-правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, нарушение прав и свобод личности, ненадлежащее исполнение полномочий. Субъекты конституционно-правовой ответственности – все органы и должностные лица.

Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления складывается не только из нормативно-правовых актов федерального, регионального, но в большей части местного уровня. Поэтому существует не только конституционно-правовая ответственность, но и муниципально-правовая ответственность.

Как пишет И.А. Алексеев: «Муниципально-правовая ответственность особый вид юридической ответственности, направленный на охрану интересов населения муниципального образования, законных интересов доминирующей части местного сообщества, данный вид ответственности обеспечен специальным набором санкций, применяемых к специальному субъекту (выборным, должностным лицам и органам местного самоуправления) за совершение особого вида правонарушения – муниципального правонарушения» [2].

Таким образом, муниципально-правовая ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности. Природа и характер данного вида ответственности определяют специфику ее целей и задач.

По мнению Н.Н. Черногор: «Данная специфика наиболее ярко проявляется в цели этой ответственности, процедурном (процессуальном) режиме, отражающем атмосферу деятельности всех участников отношений, в рамках которых возникает и реализуется ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, а также особенностях правового института ответственности органов и должностных местного самоуправления перед населением» [4].

Особый характер муниципально-правовой ответственности заключается в ее правовой природе. Муниципально-правовая ответственность проявляется в добросовестном выполнении обязанностей, возложенных на должностных лиц и органом местного самоуправления. Однако в случае их неисполнения наступает ретроспективная ответственность.

Можно сделать вывод, что муниципально-правовая ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности. Поэтому есть основания для выделения его в качестве особого института отрасли муниципального права.


Список литературы

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) (ред. от 01.05.2018) // Информационно-правовой портал КонсультантПлюс.//URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 10.06.2019).
  2. Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность: проблемы исследования на современном этапе. // Гуманитарные и юридические исследования. -2013. — С. 8–11.
  3. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. — М.: Академпресс, 2000. -С. 20–21.
  4. Черногор Н.Н. Проблема муниципально-правовой ответственности в российской правовой науке. // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2007. — №1 (2). — С. 42.
  5. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. — 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд. Тихомиров М.Ю., 2014. -972 с.